Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский Государственный Технический Университет
Кафедра САПР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовой работе по дисциплине:
"Технология разработки баз данных"
Тема курсовой работы:
"Создание и управление базой данных в СУБД FoxPro".
Руководитель
Студент
Караганда 2009
В пояснительной записке рассматривается структура базы данных, созданные в ней таблицы. Присутствует руководство пользователя, информация о созданных формах, отчетах и запросах. В пояснительную записку также включены методы и способы создания процедур обработки событий, загрузки форм, отчетов и меню.
Содержание
Аннотация
Введение
1 Содержательная постановка задачи
2. Формализованная постановка задачи
3. Структура входной, хранимой и выходной информации
4. Структура программы, структура диалога, формы
5. Результаты работы программы
6. Руководство пользователя по работе с программой "Товары-почтой"
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Использование баз данных (БД) в настоящее время является неотъемлемой частью функционирования большинства предприятий и деловой деятельности математика и системного программиста. В связи с этим все большую актуальность приобретает освоение студентами основных принципов построения и эффективного применения соответствующих технологий и программных продуктов - систем управления базами данных (СУБД).
Целью изучения дисциплины "Базы данных" является ознакомление студентов с теоретическими основами построения БД, в первую очередь реляционных, возможностями современных СУБД, современными тенденциями развития СУБД, а также овладение технологиями и практическими навыками их применения в своей будущей профессиональной деятельности.
Выбор FoxPro обусловлен прежде всего разносторонностью этой СУБД, удобством как для разработчика приложений, так и для обычного пользователя. Наличие в ней языка программирования позволяет создавать сложные системы обработки данных, ориентированные на конкретные задачи и даже под конкретного пользователя. С другой стороны, в ней отражены и в разной мере используются многие современные технологии программирования: ActiveX, COM, SQL, OLE, API и многое другое. При всем этом она сохранила совместимость со старыми версиями под DOS, созданными еще фирмой Fox Software. Если еще добавить, что FoxPro реализован также в средах Macintoch и Unix, то наш выбор становится обоснованным.
В задачи курсовой работы по дисциплине "Базы данных и знаний" входят:
1. Разработка структуры баз данных.
2. Работа с несколькими таблицами и установление взаимосвязей между таблицами.
3. Разработка системы меню.
4. Разработка и формирование отчетов.
5. Использование расширенных средств СУБД ввода и вывода данных.
6. Организация справочной системы.
В рамках данной курсовой работы необходимо разработать программное обеспечение по управлению базой данных "Товары - почтой" с использованием СУБД VisualFoxPro. Программное обеспечение должно обеспечивать просмотр, редактирование, вставку, удаление записей базы данных, формирование запросов и отчетов.
База данных "Товары - почтой" должна содержать три отношения: "Товар" (wares), "Заказ" (buyer), "Поставщик" (supply). На основе того, что я выбрал в качестве товара "игры для ПК на дисках", я создал четвертое отношение "Жанры игр" (zhanr), для более подробной и полной базы.
Отношение "Товар" должно содержать информацию о предоставляемых товарах и представлено следующими атрибутами:
Шифр
Наименование
Цена
% надбавки
Жанр игры
Тип диска
Первичным ключом данного отношения является "Шифр".
Отношение "Заказ" содержит список людей, которые заказали товар по почте, и содержит следующие атрибуты:
Шифр
ФИО
Поставщик доставивший товар
Адрес
Товар
Количество экземпляров
Первичным ключом данного отношения выступает атрибут "Шифр".
Отношение "Поставщик" содержит список поставщиков и содержит следующие атрибуты:
Номер удостоверения личности
ФИО
Город
Первичным ключом данного отношения выступает атрибут "Номер УЛ".
Отношение "Жанры игр" содержит список возможных жанров игр и содержит следующие атрибуты:
Шифр
Название жанра игры
Первичным ключом данного отношения выступает атрибут "Шифр".
Отношение "Товар" и "Поставщик" являются родительским по отношению к отношению "Заказ". Отношение "Товар" в свою очередь является дочерним по отношению к отношению "Жанры игр". Вид связи между отношениями "Товар" - "Заказ", "Поставщик" - "Заказ", "Жанры игр" - "Товар", - один-ко-многим.
Взаимодействие с данными вышеописанных отношений должно осуществляться посредством форм, запросов и отчетов.
В рамках данного приложения должны быть реализованы следующие запросы и отчеты:
Выдать статистику в разрезе "товар".
Выдать списки поставщиков в разрезе "Город".
Для успешного функционирования данных необходимо определить входные и выходные информационные потоки. Входной информацией является та информация, которая непосредственно заносится в базу Данных. Данные, которые появляются на экране в качестве реакции на запросы пользователя, являются выходными информационными потоками.
Структура отношений "Заказ", "Товар", "Поставщик" и "Жанры игр" базы данных "Товары - почтой" представлена на рисунках 1, 2, 3, 4 соответственно.
Рисунок 1 Структура отношения "Заказ"
Рисунок 2 Структура отношения "Товар"
Рисунок 3 Структура отношения "Поставщик"
Рисунок 4 Структура отношения "Жанры игр"
В каждой таблице данной СУБД существует первичный ключ, обеспечивающий однозначное определение записей таблицы. Ключ предназначен для более быстрого выполнения запросов к базе данных. По ключевым полям организуется связь между таблицами.
После создания структуры таблиц необходимо создать связи между ними. Так как одной записи таблиц "Товар" и "Поставщик" может ставиться в соответствие несколько записей в таблице "Заказ" и одной записи из таблицы "Жанры игр" - несколько из таблицы "Товар", то были созданы связи один ко многим. Схема представлена на рисунке 5
Рисунок 5. Схема связей между таблицами
При старте программы запускается главное меню приложение, структура которого представлена в таблице 1, и главная форма, макет которой представлен на рисунке 7. Главная форма программы (main) позволяет перейти на любую форму системы управления базой данных, вызвать на выполнения запросы и отчеты.
Таблица 1 Структура меню.
Пункт меню | Команда меню | Действия, выполняемые командой |
Таблицы | Заказы | показывает таблицу "Заказы" |
Товар | показывает таблицу "Товар" | |
Поставщик | показывает таблицу "Поставщик" | |
Жанры игр | показывает таблицу "Жанры игр" | |
Формы | Заказы | вызывает форму "Заказы" |
Товар | вызывает форму "Товар" | |
Поставщик | вызывает форму "Поставщик" | |
Жанры игр | вызывает форму "Жанры игр" | |
Отчеты | Заказы | вызывает отчет "Заказы" |
Товар | вызывает отчет "Товар" | |
Поставщик | вызывает отчет "Поставщик" | |
Жанры игр | вызывает отчет "Жанры игр" | |
Статистика по товару | вызывает отчет "Статистики по товару" | |
Поставщики по регионам | вызывает отчет "Поставщиков отсортированных по регионам" | |
Помощь | Руководство пользователя | вызывает форму "Руководство пользователя" |
О программе | вызывает форму "О программе" | |
Выход | Осуществляет выход из программы |
На рисунке 6 показан результат работы системного меню. Как видно, все команды данного меню имеют "горячие клавиши", нажатие на которых тоже приведет в выполнению нужной команды.
Рисунок 6 Системное меню
Рисунок 7 Главная форма приложения
Для просмотра, ввода и редактирования данных, хранящихся в таблицах, используются формы, являющиеся более наглядным средством представления информации. В рамках данной курсовой работы все формы были построены с помощью конструктора форм. Все функции кнопок, расположенных на формах приложения, описаны в листинге программы (Приложение А). Форма "Заказы", представленная на рисунке 8, позволяет осуществить просмотр всех сведений о заказах, отредактировать их, удалить и добавить данные. Для перехода по записям используются кнопки навигации.