Смекни!
smekni.com

Создание цифрового образовательного ресурса "Задачник по языку программирования. Циклические алгоритмы" (стр. 2 из 3)

- учебно-методические (методические указания, методические пособия, методические рекомендации для изучения отдельного курса, руководства по выполнению проектных работ, тематические планы проведения отдельных уроков, изучения отдельных тем, сценарии организации образовательных мероприятий);

- обучающие (сетевые учебники и учебные пособия, мультимедийные учебники, электронные текстовые учебники, электронные учебные пособия);

- вспомогательные (сборники документов и материалов, хрестоматии, книги для чтения, энциклопедии, справочники, аннотированные указатели научной и учебной литературы, научные публикации педагогов, материалы конференций, сценарии развлекательных и воспитательных мероприятий);

- контролирующие (тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий по учебным дисциплинам, банки тем рефератов, проектных работ).

Дополнительно были выделены еще две группы электронных ресурсов:

- ресурсы, созданные детьми (оцифрованные фотографии детских рисунков и поделок, Интернет-проекты и компьютерные программы, созданные школьниками);

- информационные (общие информативные материалы об образовательных учреждениях всех уровней, информация об образовательных проектах, реализуемых в регионе) [Демкин, 2003].

Очевидно, классификация по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе, является оптимальной с позиций структурирования целей и задач, а также определения структурных функциональных составляющих (подразделений) службы разработки и поддержки ресурсов учебного назначения.


1.3. Технология педагогического проектирования цифрового образовательного ресурса

Основную роль при проектировании цифровых образовательных ресурсов на основе теоретического подхода играет педагогический дизайн. В целом, под педагогическим дизайном будем понимать технологию педагогического проектирования учебных материалов.

Основой для формирования термина «педагогический дизайн» послужил его аналог в зарубежной практике - термин «instructional design».

Согласно англо-русскому словарю, слово instructional переводится как «образовательный», «воспитательный», «учебный» [Большой, 1979, с. 722], а слово design:

1) замысел, план; 2) цель, намерение; 3) замысел, план, проект; 4) чертеж, эскиз, конструкция, рисунок, узор; 4) произведение искусства [Большой, 1979, с. 367].

Термин «instructional design» в западной теории и практике получил широкое распространение. Исследования западных ученых в данной области достигли высоких результатов не только в научном, но и практическом плане при организации дистанционной формы обучения, при разработке и внедрении в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов.

Термин «педагогический дизайн» достаточно редко можно встретить в отечественной литературе, и он практически не используется разработчиками электронных учебных материалов. В отечественной теории и практике он подменяется таким выражением, как психолого-педагогические основы создания и использования электронных учебных материалов.

Определение: «педагогический дизайн - область, в рамках которой предписываются конкретные педагогические действия для достижения желаемых педагогических результатов; процесс принятия решений о наилучших педагогических методах для осуществления желаемых изменений в знаниях и навыках с учетом конкретного содержания курса и целевой аудитории» [Педагогический, 1997].

Педагогический дизайн обычно представляет собой первоначальную стадию систематического преподавания. По мере того, как педагогический процесс все больше усложняется, особенно в результате использования технологий, педагогический дизайн приобретает все большее значение.

«Педагогический дизайн» можно определить как систему процедур (или педагогическую технологию), обеспечивающую педагогическую эффективность учебных материалов, в том числе разработанных с использованием новых информационных технологий.

- Педагогический дизайн как процесс

Педагогический дизайн представляет собой систематическую, упорядоченную разработку дидактических средств с использованием педагогической теории и практики для повышения качества учебного процесса. Это целостный процесс, включающий в себя анализ потребностей и целей обучения, а также разработку системы дидактических средств для удовлетворения этих потребностей. Процесс педагогического дизайна предусматривает не только разработку дидактических материалов, но также и их последующие тестирование, и оценку эффективности.

- Педагогический дизайн как дисциплина

Педагогический дизайн представляет собой отрасль знаний, в рамках которой проводятся исследования, и разрабатывается теория об использовании методов учебной работы (instructional strategies), в том числе о процессе разработки и реализации указанных рассматриваемых методов.

- Педагогический дизайн как наука

Педагогический дизайн представляет собой область науки создания подробных, детальных инструкций для разработки, реализации, оценки и сопровождения ситуаций, которые облегчают процесс изучения, как больших разделов, так и малых фрагментов предметных блоков независимо от уровней сложности.

- Педагогический дизайн как практическая деятельность

Педагогический дизайн может начинаться в любой момент процедуры процесса педагогического дизайна. Весьма часто работа начинается с появления первоначальной идеи, которая впоследствии закладывает основы, главную часть учебного процесса. К моменту завершения всего процесса, дизайнер проводит анализ и проверяет, действительно ли все теоретические, «научно установленные» компоненты были учтены. Затем дается описание всего процесса, как если бы он происходил научным, систематическим образом.

Создание средств информационных технологий обучения следует считать объектом сложного процесса наукоемкого проектирования с присущими для всякого процесса проектирования этапами и учетом всех стадий его жизненного цикла [Кожевников Ю.В., Медведева С.Н., 2000, с. 203-217].

Как было отмечено ранее, процесс педагогического дизайна представляет собой упорядоченную, целенаправленную, систематическую разработку учебных материалов.

Многие, как и из числа преподавателей, так и из числа программистов считают процесс разработки и создания учебных материалов творческим и не поддающимся ограничению в «жесткие» рамки технологического подхода. Утверждая при этом, что не может существовать технологии разработки образовательных ресурсов: алгоритма, системы процедур и правил, выполнив которые можно получить требуемый продукт для повышения эффективности учебного процесса. Данное мнение имеет право на существование, мы не пытаемся оспаривать необходимость использование эмпирического подхода, но он не должен быть превалирующим подходом. И мы согласны с тем, что процесс разработки учебных материалов - это творческий процесс, требующий большого мастерства от всего коллектива разработчиков, но теоретический подход с использованием педагогического дизайна поможет сделать этот процесс более эффективным, целенаправленным и прогнозируемым.

Создание электронных учебных материалов — совместный труд группы специалистов. Нередко сценарий разрабатывают несколько человек. Если готовится серия учебных курсов, это практически неизбежно. Тем не менее, работа учащегося не должна зависеть от индивидуальных пристрастий отдельного разработчика. Это особенно важно для учебных текстов. Необходимо выдержать единый стиль изложения материала, чтобы обучаемый встречал привычное построение фраз, привычные обращения и. манеру изложения материала. Ниже следуют рекомендации, пригодные для большинства учебных материалов, которые адресованы взрослой аудитории.

Тон изложения материала.

Необходимо придерживаться нейтрального делового тона при изложении материала. По возможности не отвлекать обучаемого примерами, аналогиями и подробностями, которые не связаны непосредственно с целями изложения. Надо избегать иронии и сарказм. Надо быть сдержанным, доброжелательным и не фамильярным.

Для связки (перехода) между отдельными разделами необходимо использовать повествовательные предложения. Стараться избегать риторических вопросов.

Всегда приводить примеры верных ответов и избегать включение в текст сценария, примеры неверных ответов. В нижеследующей таблице приведены примеры удачных и неудачных обращений к обучаемому.

Необходимо заметить, что легче запоминаются отрицательные примеры. То же самое происходит и с обучаемыми.


Примеры обращений и связок.

Удачные формы обращения и связки Неудачные формы обращения и связки
"Вы правы. До Луны действительно ближе, чем до Марса. Перейдите к следующему упражнению"."В предыдущем разделе вы познакомились с удачным примером обращения. Теперь перейдем к связкам". "Отлично! Вы действительно смыслите в астрономии. Посмотрим, сможете ли вы так же просто справиться со следующим вопросом"."Вы знаете, как не следует об­ращаться к обучаемому. Не хотите ли узнать, как не рекомендуется делать связки"?

Необходимо минимизировать использование специальных эффектов (переливающиеся цвета, движущиеся иконки, звуки и т.п.). Цель специальных эффектов — привлечь внимание обучаемых. Так же можно составить для собственного курса "словарь" и приписать постоянную функцию каждому спецэффекту. Стараться не использовать спецэффекты для других нужд.

Стараться не использовать стереотипные образы типа "крутой начальник", "пикантная секретарша" и пр. Надо попытаться найти персонажей, которые несут в себе дополнительный скрытый смысл, отвечающий целям вашей учебной программы.