рис.2. Мышь
Сканер предназначен для ввода в компьютер графических изображений, таких как черно/белые или цветные фотографии.
С помощью сканера можно ввести в компьютер графическое изображение страницы книги с текстом.
Компьютер сможет "прочитать" это изображение и преобразовать его в обычный текст. Этот текст впоследствии можно будет отредактировать или отформатировать. Однако чаще всего сканер используется для ввода фотографий.
Рис.3. Сканер
С помощью плоттера компьютер может вычертить чертеж детали, географическую карту или другое подобное изображение.
Плоттер рисует специальными цветными фломастерами.
Качество обычно хуже, чем достижимое на лазерном принтере, однако есть плоттеры, способные работать с бумагой очень большого размера, например, формата А0 (33,11" x 46,81" или 841 мм х 1189 мм).
Лазерные принтеры обычно используют формат бумаги А4 (8,27" x 11,69" или 210 мм х 297 мм), и только некоторые из них - А3 (11.69" x 16,54" или 297 мм х 420 мм).
Главное правило при покупке персонального компьютера - не супиться, приобретая те устройства, которые служат долго, стоят дорого, а меняются редко. Компьютерные мониторы относятся как раз к таким устройствам - поэтому особенно важна информации о них, помогающая сделать правильный выбор при существующем разнообразии моделей и марок. Ведь даже средние по классу мониторы нередко равны по цене всем остальным частям персонального компьютера, вместе взятым. В случае же приобретения монитора для профессиональных целей - например, для оснащения рабочего места дизайнера или комплектации станции САПР, стоимость монитора уже в несколько раз превышает стоимость всего остального оборудования. Вообще, в отношении мониторов характеристика “больше и дороже” зачастую (правда, не всегда) означает “лучше”.
При покупке компьютера нужно серьезнейшим образом подходить к выбору монитора еще и потому, что длительная работа за некачественным монитором может самым пагубным образом влиять на здоровье, особенно на зрение.
Основной параметр, характеризующий монитор, - его размер. Размеры монитора обыкновенно определяются длиной диагонали экрана электронно-лучевой трубки. Для популярных приложений, работающих в графической среде Windows, наиболее подходящими являются мониторы размером 15-17 дюймов (14-дюймовые мониторы уходят в прошлое). Следует отметить, что действительный размер изображения, как правило, меньше размера ЭЛТ приблизительно на один дюйм (то есть для 15-дюймового монитора видимая область экрана соответствует примерно 14-ти дюймам по диагонали), хотя у разных производителей эта величина может слегка варьироваться.
Другой важный параметр, характеризующий работу в графической среде - разрешение. Для количественного описания разрешения используют пиксел (pixel - от picture element, по-русски - элемент изображения). Режимы разрешения различаются количественно произведением пикселов, укладывающихся по горизонтали и вертикали экрана. На мониторах общего назначения обычно устанавливают режимы: 640x480, 800x600, 1024x768 пикселов. Те, кому приходится интенсивно работать с офисными приложениями (Word, Excel, Power Point, Publisher), предпочли бы сесть за 17-дюймовый монитор, позволяющий установить разрешение 1024x768 или 1280x1024 пикселов. Действительно, удобно, когда текстовый документ формата А4 помещается на экране в натуральную величину - при высоком разрешении не так часто приходится менять масштаб и прокручивать изображение.
С мониторами профессионального назначения (размер экрана - 17, 20, 21 дюйм и более, разрешение - до 1600x1200) работают дизайнеры, использующие специальные приложения - настольные издательские системы и мощные графические редакторы. (Это Adobe PageMaker, Corel Draw, Adobe Photoshop и другие)
Подобные мониторы в ходу и у специалистов в области автоматизированного проектирования в сферах архитектуры и интерьеров, картографии и ландшафтов, машиностроения и электроники.
По физическим принципам, лежащим в основе конструкций дисплеев, подавляющее большинство их относится к дисплеям на базе электронно-лучевых трубок и к жидкокристаллическим дисплеям (последние особенно часто встречаются у портативных компьютеров). У первых формирование изображения производитсяна внутренней поверхности экрана, покрытого слоем люминофора - вещества, светящегося под воздействием электронного луча, генерируемого специальной “электронной пушкой” и управляемого системами горизонтальной и вертикальной развертки. Жидкокристаллический экран состоит из крошечных сегментов, заполненных специальным веществом, способным менять отражательную способность под воздействием очень слабого электрического поля, создаваемого электродами, подходящими к каждому сегменту.
Рис.3. Мониторы на основе ЭЛТ
Рис.4. ЖК-мониторы
При выводе на экран любогоизображения, независимо от того, в растровом или векторном форматах оно зафиксировано в графических файлах, в видеопамяти формируется информация растрового типа, содержащая сведения о цвете каждого пиксела, задающего наиболее мелкую деталь изображения. Каждый пиксел однозначно связан с долей видеопамяти - несколькими битами, в которых программным путем задается яркость (и, при цветном экране, цветность) свечения этого пиксела. Специальная системная программа десятки раз в секунду считывает содержимое видеопамяти и обновляет содержимое каждого пиксела, тем самым создавая и поддерживая на экране изображение.
Основные характеристики дисплеев с точки зрения пользователя таковы: разрешающая способность, число воспроизводимых цветов (для цветного дисплея) или оттенков яркости (для монохромного). Для алфавитно-цифрового дисплея разрешающая способность - число строк на экране и символов в каждой строке.
В настоящее время (с конца 90-х годов) начался промышленный выпуск плазменных дисплеев. В основе - возможность управлять возникновением электрических разрядов в некоторых газах и сопровождающим их свечением. Такие дисплеи обладают высоким качеством изображения и могут иметь значительно большие, чем у привычных компьютеров, размеры экранов при небольшой толщине (экран с диагональю около 1 м при толщине 8-10 см).
Поработав впервые за новым жидкокристаллическим монитором, первая мысль, которая приходит в голову - "цивилизация, прогресс". После него, возвращаясь к обычному ЭЛТ-монитору, испытываешь абсолютно реальное чувство отвращения.
Новый монитор это не только не виданное ранее удобство, но и абсолютное спокойствие за собственное здоровье. Массовая пропаганда абсолютной безвредности мониторов подобного класса, стала неотъемлемой частью рекламной политики фирм производителей.
Несмотря на скрытый намек предыдущих строк, о том, как все на самом деле плохо, давайте попробуем максимально объективно сравнить преимущества и недостатки обоих типов мониторов.
Основные факторы, отрицательно влияющие на зрение, здоровье | Монитор на основе электронно-лучевой трубки | Монитор на основе активной матрицы (жидкокристаллический монитор) |
Радиационное излучение | да | нет |
Является прибором активного контраста | да | да |
Зависим ли от освещенности рабочего места | да | да |
Зависимость от несовершенства способов создания изображения на экране монитора | да | практически отсутствует |
Яркости изображения | достаточная | ниже чем в ЭЛТ |
Возможность наличия бликов | да | да |
Несоблюдение расстояния от глаз до монитора | да | да |
Зависимость от положения дисплея | да | да |
Недостаточная частота обновления* | нет | да |
Длительная неподвижность глазных и внутриглазных мышц | да | да |
Длительная работа требует сосредоточенности (напряженность глаз) | да | да |
Мерцание изображения | да | нет |
Доступные по цене жидкокристаллические мониторы имеет невысокую частоту обновления, что доставляет неудобства при игре в игры с трехмерной графикой. Недостаточной, частота обновления может быть, в зависимости от настройки, и у мониторов на базе ЭЛТ. Некоторые из пунктов сравнения частично дублируют другие, например из того, что прибор является устройством активного контраста и так следует зависимость от освещенности рабочего места. Но чтобы подчеркнуть основные моменты и сделать сравнение более доступным, добавлена избыточная информация. Как видно из таблицы, результат не столь утешительный. Большая часть таблицы осталось красной и с появление жидкокристаллических мониторов. Теперь давайте пройдемся по пунктам, в которых наблюдаются отличия:
Радиационное излучение Наибольшее беспокойство от использования компьютера предыдущие десятилетия доставляла именно эта проблема. С появлением жидкокристаллических мониторов эта проблема полностью решена. Жидкокристаллические мониторы используют для создания изображения излучение видимого диапазона, т.е. свет "лампочки".
Для мониторов на базе ЭЛТ это: неоптимальные параметры схем развертки ЭЛТ, несовместимость параметров монитора и графического адаптера, недостаточно высокое разрешение монитора, расфокусировка, несведение лучей, низкий уровень других технических характеристик, неправильно настроенная яркость. Для жидкокристаллических мониторов это недостаточная яркость; и недостаточная частота обновления для высоко-динамичной трехмерной графики игр. Почувствовать самому недостаточную частоту обновления на жидкокристаллическом мониторе практически невозможно.