Поскольку уже давно ведутся разговоры об использовании компьютера в качестве универсального центра развлечений, на котором одновременно «крутятся» и фильмы, и музыка, и игры, был проведен еще один эксперимент – в свойствах видеокарты мы включили вывод на телевизор и при этом запускали воспроизведение видео на нем плюс бенчмарк в Far Cry (средней по сегодняшним меркам игры). По причине ограниченного времени тестирования данный эксперимент проводился только для двух типов видеороликов – обычной записи в формате MPEG4 с разрешением 720×480 (обозначение в таблице – SDTV) и видео высокой четкости стандарта H.264 в разрешении 1920×1080 (соответственно – HDTV).
Рассмотрим полученные результаты. В первую очередь отметим увеличение скорости в тех играх, где оно не ожидалось, а именно, в Far Cry и DOOM 3. Тут стоит вспомнить заявление компании NVIDIA, что ее драйверы, начиная с серии 8х.хх, поддерживают ускорение на двухъядерных процессорах, и, видимо, данное повышение производительности связано с ними. С другой стороны, в Need for Speed: Most Wanted ускорение вообще не зафиксировано, несмотря на рост показателей fps c увеличением частоты. Следовательно, напрашивается предположение, что, как и в случае с технологией SLI, ощутимая прибавка скорости будет достигнута только при дополнительной доработке драйверов под каждую конкретную игру, а значит, в общем случае на автоматическое ускорение рассчитывать не стоит. В Call of Duty 2, невзирая на отсутствие прироста производительности, поддержка двухъядерников есть, и она работает, что было видно из графиков загрузки CPU во время тестов. То же самое касается и TES IV: Oblivion – хотя поддержка многоядерности не заявлена (и результаты с учетом большой погрешности бенчмарка на разных процессорах близки), игра создает много потоков, которые достаточно адекватно распределяются системой по разным ядрам. Противоположная картина наблюдается в F.E.A.R. – несмотря на заявленную поддержку, никаких следов двухъядерности обнаружить не удалось. Более того, если изучить показатели загрузки ядер в ходе тестирования, то игра ведет себя так, будто она жестко привязана к одному из них, загружая его на 100%, в то время как второй используется лишь на 3–10%. Встроенный бенчмарк безразлично отнесся к добавлению второго ядра, а попытка снять показатели производительности внутри игры с помощью утилиты Fraps завершилась неудачей – средний fps от прогона к прогону колебался в пределах 63–90 fps, что дает абсолютно неприемлемую погрешность. Результаты в Quake 4 и Serious Sam 2 в особых комментариях не нуждаются, заявленная поддержка есть и работает, уменьшение прироста производительности с увеличением разрешения вызвано нехваткой мощности графического акселератора; естественно, на более быстрой видеокарте ускорение будет и в тяжелых видеорежимах.
Отдельно прокомментируем параллельное выполнение двух ресурсоемких приложений. Как видно, при запуске обычного видео в MPEG4 производительности даже одноядерного процессора в целом достаточно для одновременной игры и просмотра фильма. Единственное замечание – при загрузке уровня в Far Cry изображение на телевизоре начинало подтормаживать, однако при разгоне до 2,6 GHz указанная проблема полностью исчезала. На двухъядернике таких затруднений не было даже при минимальной частоте. С очень ресурсоемким HDTV-роликом в разрешении 1080p ситуация кардинально меняется – на одноядерном процессоре и с разгоном невозможно нормально играть, параллельно смотря видео, на двухъядерном же на штатной частоте fps в игре достаточно высок, однако наблюдались подтормаживания и рассинхронизация звука/видео у выводимого на телевизор изображения. Повышение частоты процессора избавляет от данной проблемы, но тестирование проводилось не в самой ресурсоемкой из современных игр: при запуске в паре с HDTV-видео Quake 4 или TES IV: Oblivion производительности даже разогнанного двухъядерника недостаточно. Вероятно, ситуацию изменят процессоры Core 2 Duo от фирмы Intel, это можно будет проверить в дальнейшем. Еще необходимо заметить, что для одновременной игры и просмотра фильма требуются две звуковые карты: первая станет отвечать за звук в игре, вторая – за звук в фильме.
Несмотря на преимущества двухъядерных процессоров, их владельцы могут столкнуться с некоторыми проблемами, обычно не описываемыми в статьях. Мы решили восполнить этот пробел и дать несколько полезных рекомендаций.
В двухъядерной системе наиболее часто наблюдаемая проблема (с которой можно столкнуться и в случае с процессором, c технологией Hyper-Threading) состоит в снижении производительности по сравнению с аналогичной одноядерной системой. К тому же в играх наблюдается, к примеру, резкое увеличение внутриигровой скорости (не производительности!). Причиной этого является некорректный выбор таймера операционной системы – вместо таймера управления питанием ACPI используется таймер TSC, что приводит к ошибкам в программах, задействующих в своей работе вызов функции ядра QueryPerformanceCounter.
В таком случае необходимо сделать следующее: в первую очередь нужно добавить в файл boot.ini, расположенный в корневом каталоге диска C, в конец строчки вида «multi(0)disk(0)rdisk(0)partition(1)WINDOWS="Microsoft Windows XP Professional"/noexecute=optin/fastdetect» ключ/usepmtimer. Если вы не видите в Проводнике данного файла, то выберите в меню в разделе Сервис пункт Свойства папки. В появившемся окне на вкладке Вид уберите галочку возле пункта Скрывать защищенные системные файлы и в разделе Скрытые файлы и папки выберите Показывать скрытые файлы и папки. Далее владельцы процессоров AMD должны скачать и установить программу AMD DualCore Optimizer, а владельцам процессоров Intel необходимо следовать инструкциям, размещенным по этому адресу. Заметим, что если вы используете для управления частотой процессора не системные средства, а программу RMClock версии 2.15, то достаточно только добавить /usepmtimer в загрузочный файл. Если же, несмотря на выполнение вышеописанных действий, в ходе игры все равно возникают проблемы (зависания, выбрасывание на Рабочий стол и т. п.), то стоит попробовать жестко привязать игру к одному из ядер. Для этого после запуска игры нажимаем Ctrl+Alt+Del, в появившемся диспетчере задач щелкаем правой кнопкой на игре, выбираем пункт Перейти к процессам, затем кликаем опять правой кнопкой на выделенном процессе и выбираем Задать соответствие. В появившемся окне снимаем галочку возле одного из ядер, какого именно – не имеет значения, после чего закрываем окно, сам диспетчер задач и возвращаемся в игру. Если же после указанных действий проблемы не исчезли, и при этом у вас установлена видеокарта фирмы NVIDIA, можно попробовать отключить многопоточные оптимизации в видео-драйверах. Запускаем редактор реестра (Пуск -> Выполнить -> regedit.exe), идем по адресу HKey_Local_MachineHardwareDeviceMapVideo и выписываем из переменной devicevideo0 адрес, по которому расположены настройки видеокарты. Заметим, что указанный адрес у систем Windows 2000 и Windows XP отличается, в Windows 2000 он будет иметь вид \REGISTRY\Machine\System\ControlSet001\Services\nv\Device0, в то время как в Windows XP \Registry\Machine\System\Current ControlSet\Control\Videoitc_drupal_DD18ED74-F584-4145-B29B-E3A6C6189FAA\0000. Переходим по указанному адресу, учитывая следующее: \Registry в данном случае говорит о том, что информация находится в реестре, а \Machine – что она хранится в разделе HKEY_LOCAL_MACHINE. Пример содержимого необходимого раздела представлен на скриншоте. Щелкаем мышью в правой части окна, выбираем Создать – Параметр DWORD, называем его OGL_ThreadControl и присваиваем ему значение 2. Для отключения многопоточности в приложениях Direct3D нужно создать переменную WTD_EXECMODEL того же типа и присвоить ей значение 0. Заметим, что обычно производители игр достаточно оперативно реагируют на проблемы такого рода, и прежде чем отключать поддержку двухъядерников, стоит проверить, нет ли патча для игры, исправляющего возможные ошибки.
Итак, из результатов тестирования видно, что уже сейчас двухъядерные процессоры могут увеличить производительность в существующих играх по сравнению со своими одноядерными собратьями, хотя имеющиеся игры проектировались и писались в расчете именно на них. Конечно, цена двухъядерника несколько выше, но это плата за возросшее быстродействие. С выходом же игр с изначальной поддержкой многоядерности превосходство таких процессоров станет неоспоримым. Еще одним аргументом в их пользу является то, что в Microsoft Xbox 360 и выходящей вскоре Sony PS3 также установлено несколько процессоров, а значит, кросс-платформенные и портированные с приставок на PC игры наверняка получат преимущества от многоядерных чипов.
Конфигурация тестового стенда | |
Процессор | AMD Athlon 64 3500+ AM2 |
AMD Athlon 64 X2 3800+ AM2 | |
Материнская плата | abit KN9 Ultra (nForce 570 Ultra) |
Память | 2×1024 MB Samsung DDRII-667 5-5-5-13-1T |
Видеокарта | ASUS EN7600GT@600/1600 MHz |
Жесткий диск | Western Digital WD2000JS |
Блок питания | FSP 550W 550-80GLN |
Операционная система | Windows XP Professional SP2, DirectX 9.0c |
Драйверы | NVIDIA ForceWare 91.28 |
А при увеличении напряжения до 1.4125В, процессору покорилась частота 4.55Ггц.
Но в этом случае нельзя было говорить о полной стабильности: некоторые тесты проходили отлично (их результаты приведены на сл. странице), а другие выдавали совершенно неправильные результаты (из-за сбоя системного таймера). При этом повышать напряжение на процессоре мы уже не могли (использовался воздушный кулер Gigabyte G-power), поскольку это приводило к троттлингу. Так что, потенциал в области разгона мы оцениваем на отлично, и владельцы систем водяного охлаждения смогут достичь 4,5Ггц (по сообщениям в интернете, владельцы криогенных систем достигли уже 5.5Ггц!).
Итак, предварительный вывод по процессорам на ядре Presler. Благодаря новому 65 нм техпроцессу, Intel смогла выпустить новое поколение двухъядерных процессоров, которые по всем техническим характеристиками (функциональность, скорость работы, тепловыделение) лучше процессоров на ядре Smithfield. И именно процессоры на ядре Presler смогут дать достойный отпор конкурентам в лице линейки Athlon X2. Но насколько изменилось соотношение сил, мы увидим на следующей странице, которая посвящена производительности.