Компьютерная анимация может применяться в компьютерных играх, мультимедийных приложениях (например, энциклопедиях), а также для «оживления» отдельных элементов оформления, например, веб-страниц и рекламы (анимированные баннеры).
2.2 Фильмы на различных носителях (экспериментальное кино и видео-арт)
Видео-арт представляет собой направление в изобразительном искусстве, использующее для выражения художественной концепции возможности видеотехники, компьютерного и телевизионного изображения. Видео-арт (в отличие, например, от музыкальных клипов на телевидении, трейлеров компьютерных игр, телевизионной рекламы или заставок MTV) не является только коммерческой деятельностью, обычно ориентирован на показ в пространстве искусства — музеях, галереях и т. п. и зачастую рассчитан на подготовленного зрителя. Такие особенности массовой видеокультуры, как шокирующий видеоряд, экстремальный монтаж, концептуальный сюжет и спецэффекты не являются приоритетными для видео-арта и могут служить, наряду с другими средствами, лишь способом достижения художественной цели [Отечественный и зарубежный видеоарт].
2.3 Медиаинтерфейсы
Графический интерфейс разновидность интерфейса, в котором элементы интерфейса (меню, кнопки, значки, списки и т.п.), представленные пользователю на дисплее, исполнены в виде графических изображений. Медиаинтерфейс предполагает наличие в графическом интерфейсе нестандартных и оригинальных элементов интерфейса, повышающих интерактивность и визуальный динамихм объекта для пользователя.
2.4 Медиадизайн
Иначе называется: информационный дизайн или дизайн мультимедийного продукта. Информационный дизайн представляет собой разработку совокупности графических, анимационных, интерактивных и технологических средств, действие которых объединяется единым замыслом и направлено на донесение какой-либо информации. Это одна из наиболее активно развивающихся на современном этапе отраслей дизайна, практика художественно-технического оформления и представления информации, с учётом эргономики работы с информационными источниками и сервисами, функциональных возможностей представления информации, психологических критериев восприятия информации человеком, эстетики визуальных форм представления информации и других факторов. В самом общем понимании к информационному дизайну относят процесс и результат дизайна мультимедийного источника информации или информационного сервиса. Основополагающая задача информационного дизайна – донести до понимания наибольший объем информации за наименьшее время [15].
2.5 Медиаландшафтный дизайн
Представляет собой формирование некоей виртуальной среды, виртуального пространства, посредством которого у пользователя создаётся впечатление виртуальной реальности. Простейшим объектом такого типа являются электронные карты, планы, детализированные спутниковые снимки местности, доступные в сети Интернет. К более сложным объектом несколько другого рода можно отнести виртуальные торговые площадки, города, миры, симуляторы виртуальной реальности различного назначения.
2.6 Медиаинсталляции с использованием аутентичных аппаратов и устройств
Прообразом медиаинсталляций служили объекты искусства, создававшиеся в стиле дадаизм и сюрреализм, получившие распространение с начала 60-х годов, и начавшие бурно развиваться уже на началах постмодернизма. Медиаинсталляции носят динамичный характер в отличие от статичных инсталляций, создававшихся ранее. Они представляют собой некий набор медиа-объектов, взаимодействующих между собой и выражающих ту или иную идею.
Более прикладной, коммерчески применимой формой медиаинсталляций являются компьютерные презентации. Они производятся при помощи широко распространённого программного обеспечения и могут носить как автоматический, так и автоматизированный, интерактивный характер.
2.7 Трансляционные инсталляции (телемосты) и медиаперформансы
Телемост – это совокупность технических и организационных мер, направленных на обеспечение двухсторонней аудио и видеосвязи между двумя и более удалёнными объектами при помощи средств телевизионной техники и спутниковой связи. Организация и оформление телемостов требует подключения не только большого количества аппаратных средств, но и задействует творческий потенциал создателей. Творческий характер этого объекта прежде всего зависит от целей и задач инсталляции, её тематической направленности, а также от телекоммуникационных возможностей.
Оцифрованная и цифровая фотография, а также произведения, объектов. Однако радикальное изменение существа фотографии произошло с появлением цифровой фотографии. Она предоставила автору уникальные возможности для творчества, поскольку отснятый материал мог быть непосредственно введен в компьютер и творчески переработан: изменен масштаб, цветоделение, добавлены или удалены объекты, объединены с другими фотографиями – коллажи и т.д. Цифровые фотографии получили очень широкое распространение при создании сетевых узлов [12].
Кроме того, другими способами получения изображения, аналогичными фотографии, с развитием современной техники стали сканирование и ксерокопирование. В случае сканирования, получается цифровое изображение, ничем технически не отличающееся от способа цифровой фотографии, которое сразу со сканера передаётся для последующей обработки другими аппаратными средствами. Ксерокопирование, в свою очередь, не даёт возможности получения произведения в цифровой форме, а лишь в аналоговой – выведенное на бумажном носителе.
В этой связи возникает вопрос об авторском праве на произведения, полученные последними двумя способами. Если относительно цифровой фотографии можно сказать, что авторское право на такой вид цифрового произведения является совершенно обоснованным, так как элемент творчества здесь остаётся в независимости от технологии получения изображения, то в случае со сканированием и ксерокопированием ситуация несколько другая. Сами особенности технологических средств, посредством которых получается произведение, закладывают сомнения в возможности творческого воздействия на объекты, используемые для получения результата. Так происходит из-за того, что основная масса сканирующих и копировальных аппаратных средств предназначена для создания копий каким-либо образом визуализированной на твёрдом носителе информации.
Электронная книга – версия книги в электронном (цифровом) виде. Это широко распространённый вид произведений, представленных в цифровой форме. Электронная книга представляет собой не только способ отображения литературного произведения, но и одно из возможных средств защиты авторского права на такое произведение. Дело в том, что в программное обеспечение для производства электронных книг заложены функции, препятствующие несанкционированному копированию данных из книги. Кроме того, сама форма отображения информации электронной книги препятствует простому копированию данных в отличие от, например, простого текстового документа.
Преимуществами электронных книг, как мультимедиа аналогов обычных книг, являются малый объем; возможность полнотекстового поиска; возможность быстрого и простого изменения гарнитуры и кегля шрифта; возможность прослушать текст книги; возможность чтения книг при низком уровне освещенности; низкая стоимость распространения; быстрый выход в свет по сравнению с бумажными книгами.
Основными недостатками электронных книг можно считать: отсутствие эстетической составляющей, выраженной в материальном носителе и элементах оформления; потенциальная несовместимость с новым аппаратным или программным обеспечением; несовершенство эргономики устройств чтения; значительные неудобства перевода в такой формат бумажных изданий с большим количеством крупных иллюстраций [16].
Разновидностью электронных книг являются интерактивные книги. Этот термин распространяется прежде всего на электронные учебники, справочники, учебные пособия в цифровой форме и интерактивные обучающие программы, мультимедийные энциклопедии, электронные журналы и прочее.
2.9 Электронные библиотеки, каталоги, базы данных
Электронная библиотека — упорядоченная коллекция разнородных электронных документов, снабженных средствами навигации и поиска. Может быть веб-сайтом, где постепенно накапливаются различные тексты (чаще литературные, но также и любые другие, вплоть до компьютерных программ) и медиа-файлы, каждый из которых самодостаточен и в любой момент может быть востребован читателем. Электронные библиотеки могут быть универсальными, стремящимися к наиболее широкому выбору материала (как Библиотека Максима Мошкова или Либрусек), и более специализированными, как Фундаментальная электронная библиотека или проект Сетевая Словесность, нацеленный на собирание авторов и типов текста, наиболее ярко заявляющих о себе именно в Интернете.
Особое место в ряду электронных библиотек занимают интернет-библиотеки научно-образовательной тематики, в которых собраны издания, необходимые для осуществления образовательного процесса.
Электронные библиотеки следует отличать от смежных структурных типов сайта, особенно литературного. В отличие от литературного журнала, родившегося как тип печатного издания, но успешно и без принципиальных изменений структуры перебравшегося в Интернет, электронная библиотека не подразделяется на выпуски и обновляется перманентно по мере появления новых материалов. В отличие от сайта со свободной публикацией, электронная библиотека, как правило, подбирается координатором проекта по своему усмотрению и, что гораздо более важно, не предусматривает создания вокруг публикуемых текстов коммуникативной среды. При этом в практике отдельных Интернет-проектов могут возникать и гибридные формы и промежуточные решения: так, открытие в электронной библиотеке Сетевая Словесность гостевых книг для каждого публикуемого автора в известной степени вносит в проект элемент формирования коммуникативной среды, состоящей из авторов и читателей, что для электронных библиотек вообще нехарактерно [8].