Смекни!
smekni.com

Готовимся к экзамену по информатике (стр. 21 из 24)

Чтобы воспользоваться этой единицей измерения для определения количества информации в произвольном сообщении, нужно представить его как ответ на вопрос, который допускает замену серией специальных вопросов с ответами, содержащими 1 бит информации, подобно алгоритму поиска корней функции с помощью метода деления отрезка пополам. Напри­мер, получив сообщение в виде черно-белого изображения, мы можем представить его как ответ на вопрос о распределении черных и белых точек на заданной площади. Этот вопрос допускает замену серией вопросов о том, каков цвет точки, находящейся в заданной позиции. Ответ на каждый из них содержит 1 бит информации по определению, так что полное количество информации равно количеству точек, образующих данное изображение.

Применение этой схемы для определения количества информации в цветном изображении сразу наталкивается на непреодолимые трудности, связанные с необходимостью учета законов композиции, индивиду­альности художника и т.д. Ситуация становится еще более запутанной, если приемник обладает какими-либо особенностями восприятия изображений. Еще больше неразрешимых проблем в рамках содержательного подхода возникает при попытке найти количество информации в битах, содержащееся в каком-либо литературном произведении, и т.д.

Подводя итог, можно сделать неутешительный вывод о том, что в рамках содержательного подхода к определению количества информации, как количества знаний в сообщении, с помощью указанной единицы измерения в данном случае не представляется возможным.

Ссылка на материалы вопроса

1. Семакин И., Залогова А., Русаков С., Шестакова А. Базовый курс для 7—9-х классов. М.: Лаборатория базовых знаний, 2001, 384 с.

2. Шауцукова А.З. Информатика: Учебное пособие для 10—11-х классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2002, 416 с.

3. Разработка мультимедийной презентации на свободную тему

Принципы составления задания

Мультимедийная презентация предполагает одновре­менное использование чисел, текстов, графики, анимации, видео, звука. Разработка полноценной презен­тации за время экзамена вряд ли возможна. Поэтому следует ограничиться текстом, графикой и анимацией, что позволяет использовать MSPowerPoint в стандартной конфигурации. Тексты размещаются на слайдах как объекты "Надпись". Графические изображения создаются с помощью панели "Рисование" или выбираются из стандартной коллекции рисунков. Анима­ция осуществляется с помощью встроенных эффектов и касается не только объектов, расположенных на слайдах, но и процесса перехода от одного слайда к другому. В случае затруднений в выборе темы презентации можно предложить следующие:

1. Архитектура современного компьютера (двухслайдовая презентация; первый слайд представляет основ­ные элементы компьютерной системы — процессор, оперативную память, винчестер, видеоадаптер, клавиатуру и т.д.; второй — их соединение).

2. Основные алгоритмические структуры (двухслай-довая презентация; первый слайд представляет структуры "следование" и "ветвление"; второй — циклы).

Для повышения оценки можно предложить разме­стить на слайдах элементы управления.

Примеры заданий

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10—11-х классов. Углубленный курс. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000, 440 с.


БИЛЕТ № 25

1. Этические и правовые аспекты информационной деятельности. Правовая охрана программ и | данных.

2. Основные способы защиты информации на локальном компьютере и в компьютерных сетях.

3. Практическое задание. Создание, редактирование, форматирование, сохранение и распечатка текстового документа.

1. Этические и правовые аспекты информационной деятельности. Правовая охрана программ и данных

Чтобы быть до конца честным, на не совсем стандартный билет я могу дать только не совсем стандартный ответ.

В наших прошлых публикациях уже указывалось, что данный вопрос не является удачным для включения в экзаменационный билет. И если в билетах 9-го класса он служит составной частью вопроса, что еще можно как-то пережить, то в билетах 11-го класса его вынесли отдельно. По-моему, здесь есть как минимум два суще­ственных недостатка. Во-первых, в известных мне школьных учебниках информатики не содержится материал для ответа на этот вопрос. Во-вторых, что еще более важно, правовая охрана программ и данных — это больная тема: законодательство по защите авторских прав в нашей стране далеко не всегда соблюдается; а значит, то, в чем мы пытаемся убедить школьников, на практике часто выглядит с точностью до наоборот. Поймите меня правильно, я сам, где только можно стараюсь говорить о правовых нормах в области распространения программного обеспечения. И это обязательно надо делать — и рассказывать, и обсуждать на уроках. Но только не на экзамене, потому что тем самым мы поставим ученика в неловкое положение: чтобы получить высокую оценку, он обязан рассказывать, как все должно быть, хотя практически весь его жизнен­ный опыт свидетельствует об обратном!

Но сколько бы мы не говорили о целесообразности и корректности вопроса, увы, отвечать как-то надо. Поэтому, не претендуя на глубину обобщений, попробую на свой страх и риск ответить. Еще раз подчеркну, что это мое личное видение проблемы, и я не специалист в области философии, а тем более юриспруденции. Разумеется, читатель вправе воспользоваться любыми дру­гими материалами, которые сумеет найти.

Итак, что такое этические нормы? Этика (от греческого ethos — обычай, нрав, характер) — это уче­ние о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах поведения людей, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, государству и т.п. Таким образом, этические нор­мы есть то, что регулирует поведение людей и их отношения в повседневной жизни, — сложившиеся в данной местности обычаи, традиции и прочие "неписаные законы", как их часто метко называют. Часто эти нормы и традиции просто не осознаются и выполняются "автоматически". Скажем, воспитанный мужчина в помещении не будет ходить в шапке, а здороваясь, прежде чем подать руку, снимет перчатку. Не все даже помнят, что эти действия восходят к рыцар­ским временам, когда они имели глубокий смысл: снимая защищавший голову шлем, рыцарь показывал свое доверие дому, в который вошел, а рука без перчатки демонстрировала открытость намерений. Все это давно утратило первоначальный смысл, но до сих пор сохраняется в качестве общепринятых обычаев. Неко­торые современные молодые люди, правда, демонстративно не соблюдают принятые в обществе нормы поведения, пытаясь подчеркнуть собственную исключительность; к сожалению, кроме наплевательского отношения к окружающим, никаких других отличи­тельных особенностей такие люди чаще всего не име­ют, а их невысокий уровень развития не позволяет им это осознать.

Этические нормы могут существенно зависеть от региона, где проживают люди. Например, согласно существующим до сих пор традициям, в некоторых странах женщины должны закрывать свое лицо; можно считать это пережитком, но подобные нормы соблюдаются большинством населения. Хорошим примером этических норм являются традиции в выборе одежды (а иногда, в теплых странах, и сам факт ее наличия). Минимальный наряд, совершенно естественный на пляже, на званом вечере будет воспринят совершенно по-другому. Лауреат Нобелевской премии должен быть в смокинге, и хотя для российских ученых это иногда затруднительно — положение обязывает!

Подчеркнем, что этические нормы как бы дополняют собой юридические, что позволяет эффективно регулировать повседневные отношения людей.

В информационной деятельности этические нормы тоже постепенно складываются. Особенно отчетливо они проявляются сейчас в Интернете, где юридические законы часто невозможно применять, но определенное понятие о том, "что такое хорошо и что такое плохо", все же существует и поддерживается.

Для того чтобы представить себе, что нельзя делать в Интернете, заглянем на сайт yandex.ru, а точнее, в его пользовательское соглашение (www.yandex.ru/info/ agreement.html): документ, определяющий среди прочего и ограничения на деятельность пользователей. Там сказано, что последние не должны использовать контент (материал), "который является незаконным, вре­доносным, угрожающим, клеветническим, оскорбляет нравственность, нарушает авторские права, пропаган­дирует ненависть и/или дискриминацию людей по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления в адрес конк­ретных лиц или организаций". Особо подчеркивается недопустимость спама и всего, что с ним связано, публикации схем "пирамид", многоуровневого (сетевого) маркетинга (MLM), "писем счастья", материалов, содержащих вирусы, и других "вредоносных" кодов, а также направленных на помощь в осуществлении не­санкционированного доступа или "взлома" коммерче­ских программных продуктов. Наконец, запрещается "размещение и пропаганда порнографии и детской эротики, а также реклама интимных услуг" и, кроме того, нельзя публиковать материалы, "способствующие разжиганию, национальной розни, подстрекающие к наси­лию над каким-либо лицом или группой лиц, либо к бесчеловечному обращению с животными, призываю­щие к совершению противоправной деятельности, в том числе разъясняющие порядок применения взрывчатых веществ и иного оружия, и т.д.".

Я специально привел перечень так подробно — он дает хорошее представление о том, какие ограниче­ния приняты в Интернете. Еще раз подчеркну, что большая часть перечисленного есть ограничения морально-этического плана. Очевидно, что для обычного гражданина вовсе не требуется особых усилий, чтобы все их выполнить, абсолютно не задумываясь.