Смекни!
smekni.com

Готовимся к экзамену по информатике (стр. 23 из 24)

5 Так юристы называют нас — простых смертных, в отличие от юридических лиц, т.е. организаций.

модели процессоров AMD, только в качестве источни­ка информации использовалась официальная документация фирмы Intel.

Для случая баз данных правовая охрана распростра­няется на творческий труд по подбору и организации данных. Сами данные не обязательно являются объектами авторского права того, кто разработал базу. При этом, разумеется, включение в базу материалов не должно нарушать чьих-либо еще авторских прав: нельзя, например, создать базу данных из текстов рассказов писателя без его ведома и т.п. Все входящие в базу данные могут быть использованы независимо от нее.

Авторское право действует с момента создания программы или базы в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Некоторые авторские права могут передаваться по наследству; сейчас мы не будем обсуждать этот аспект, хотя бы потому, что программы живут слишком мало, чтобы пережить автора на 50 лет.

Истечение срока действия авторского права означает его переход в общественное достояние. Такие произведения могут свободно использоваться всеми. Общественным достоянием также считаются те произведения, которым ранее никогда не предоставлялась охрана (например, стихи Пушкина; применительно к программам это едва ли возможно).

Теперь, когда мы получили некоторое общее представление о возникновении и охране авторских прав, рассмотрим более подробно, в чем они состоят. Прежде всего, права бывают личные и имущественные.

Личные права:

• право авторства — право считаться автором;

• право на имя — право определять, в какой форме указывать имя (свое имя, псевдоним или анонимно);

• право на неприкосновенность (целостность) — т.е. право на защиту как самой программы или базы, так и их названий "от всякого рода искажений или иных посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора".

Имущественные права состоят в исключительных правах автора на разрешение осуществления следую­щих действий:

• выпуск в свет;

• воспроизведение в любой форме и любыми способами;

• распространение (определение всех трех понятий были даны ранее);

• иное использование, включая модификацию, пе­ревод с одного языка на другой и т.д.

Подчеркнем, что первая группа прав охраняется бессрочно и не передается по наследству. Вторая же, напротив, обладает ограниченным сроком действия и по наследству передаваться может.

Таким образом, закон предоставляет автору все права, связанные с распространением своего произведения (отметим, что под произведением понимаются

не только программы и базы данных, но и литератур­ные, музыкальные и другие произведения, копии фильмов, песен и т.п.). Все перечисленные выше действия без согласия автора незаконны.

Разумеется, автор может передавать свои имуще­ственные права другим лицам, иначе, кроме композитора, никто не смог бы исполнять и даже слушать его музыку. Для этого заключается соответствующий договор с другими физическими или юридическими лицами. Смысл подобных договоров состоит в том, что автор получает причитающееся ему авторское вознаграждение, а за это тот, кто оплатил право на использование произведения, может его воспроизводить для себя, публично исполнять или даже тиражировать (например, фирма звукозаписи).

Существенным отличием от традиционной "пиратской" схемы является то, что тиражирование ведется по договору, и значит, с ведома и согласия автора, причем последний получает с этого четко оговоренное вознаграждение. При пиратском копировании автор даже не ставится в известность, а об авторском гонораре и говорить не приходится... (впрочем, мы не­сколько забежали вперед — сейчас мы говорим, как все должно быть по закону!).

В искусстве (например, музыке) авторские права реализуются сложнее, чем в использовании программ и баз данных. В последнем случае достаточно просто оплатить право пользования данным экземпляром программы. Строго говоря, при этом должен подписываться договор, но для упрощения процедуры закон допускает "применение особого порядка заключения договоров, например, путем изложения типовых усло­вий договора на передаваемых экземплярах программ для ЭВМ и баз данных". Такой договор принято назы­вать лицензией. При этом важно понимать, что в случае несогласия с указанными условиями вы обязаны вернуть продукт, а начало его использования юриди­чески означает признание вами этих условий.

Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы или базы, вправе без дополнительных разрешений осуществлять любые действия, связанные с функционированием программы или базы на ЭВМ. При этом (обязательно обратите внимание!) запись и хранение в памяти ЭВМ допускаются в отношении только одной ЭВМ и только одного пользователя в сети, если особо не оговорено иное. Проще говоря, если вы приобрели программу и используете ее на своем компью­тере, то, как бы ни уговаривал вас ваш лучший друг, по закону вы не имеете права отдать ему свой компакт-диск для установки.

6 Еще раз отметим, что здесь везде речь идет только о распространяемом коммерческим путем программном обеспечении; если же автор пожелал предоставить бесплатное использование своего продукта всем желающим, то он объявляет об этом и мы с благо­дарностью законным образом копируем и запускаем такое ПО.

Обычно для упрощения понимания сути однопользовательского соглашения используется аналогия с книгой. Представьте себе, что вы приобрели в магазине книгу. Вы можете читать ее сами в любое время, когда захотите, и даже дать ее почитать всем друзьям по очереди. Но нельзя сделать так, чтобы и вы, и ваши друзья читали одну и ту, же книгу в разных комнатах одновременно! Точно так же обстоит дело и с программой. Добавим только, что, как правило, договор разрешает иметь еще одну, "страховочную" копию, но ее можно использовать исключительно для восста­новления программы или базы данных. Такая копия "не может быть использована для других целей и должна быть уничтожена в случае, если дальнейшее использование этой программы для ЭВМ или базы данных перестанет быть правомерным" (например, при передаче программы или базы другому человеку).

Примечание. Вы имеете полное право перепродать или передать права на свой законно приобретенный экземпляр программы или базы, но при этом сами потеряете право ее использовать.

Наконец, самое впечатляющее. "Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требова­ний настоящего Закона..., в том числе ввозит в Российскую Федерацию экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные без разрешения их правообладателей, является нарушителем авторского права". Экземпляры программ для ЭВМ или баз данных, изготовленные с нарушением авторских прав, называются контрафактными. Распространение контрафактной продукции и ее использование преследуются по закону.

Как обстоит дело на самом деле

А теперь вернемся на грешную землю. Наиболее наблюдательные читатели, конечно, обратили внимание на тот факт, что законы, о которых говорилось выше, приняты около десяти лет назад. За такое вре­мя результаты их применения (если бы они применялись) должны быть уже видны. УВЫ, особенно похвастаться нечем.

Психология времен холодной войны, когда мы кра­ли программное обеспечение у "проклятых империа­листов и тем самым приближали торжество справедливости, не торопится уходить вместе с происшедши­ми в мире изменениями. К тому же отношение государства к интеллектуальному труду и, соответственно, к его результатам, мягко говоря, не улучшилось. Зато появились новые мотивы, почему не надо платить за ПО, — экономические. Люди быстро усвоили, что все определяет цена, а надо ли говорить, что цена пиратских дисков с программами на порядки ниже. Да, а еще мы бедные, у нас, конечно же, нет денег на Гейтс вон какой богатый (нехороший человек)...

Я думаю, социологи без труда назовут еще множество причин, почему в нашей стране не соблюдаются авторские права на программное обеспечение. Многие люди просто не задумываются над этим вопросом, пока вокруг такое. И действительно, одна из главных причин — это, несомненно, безнаказанность. Тысячи последних версий Windows и MSOffice (а это, как всем известно, коммерческое ПО) работают практи­чески повсеместно, но все ли они установлены законно? Глядя на многочисленные совершенно легальные отделы продажи пиратских компакт-дисков, возникают серьезные сомнения. Некоторые более сознатель­ные пользователи пиратов не поощряют, они устанавливают Windows с лицензионных дисков. Правда, с тех, с которых уже установлено 15—20 копий в их организации, что едва ли более законно. В общем, создается впечатление, что кто-то выдал нашей стране на продукты Microsoft одну большую лицензию на всех. Кстати говоря, на большинстве пиратских дисков, обычно, один и тот же регистрационный код — так, может быть, это и есть номер той самой регистрации?

Конечно, борьба за охрану авторских прав идет. Если раньше нам в назидание по телевизору показывали каток, уничтожающий пиратские китайские диски, то сейчас оказалось, что в нашей стране удобнее уничтожать контрафактную продукцию такого сорта с помощью инструмента, называемого в народе "болгаркой". А еще недавно был показан материал, как представители первого канала TV провели рейд по изъятию пи­ратских копий только что вышедшего фильма "72 метра" (это не программа, разумеется, но закон-то по охране авторских прав общий!). В нескольких торговых точках были изъяты нелицензионные копии этого фильма. Так и хочется добавить, случайно затесавшие­ся среди сотен остальных совершенно законных копий других фильмов (их же не тронули!).