Диаграмма взаимодействия - это диаграмма, на которой представлено взаимодействие, состоящее из множества объектов и отношений между ними, включая и сообщения, которыми они обмениваются. Этот термин применяется к видам диаграмм с акцентом на взаимодействии объектов (диаграммах кооперации, последовательности и деятельности).
Диаграммы взаимодействия представлены диаграммами последовательностей и кооперации.
Диаграмма последовательностей - диаграмма взаимодействия, в которой основной акцент сделан на упорядочении сообщений во времени.
Диаграмма последовательности для задачи «Сделать заказ» представлены на рисунке 5.
Рисунок 5. Диаграмма последовательности
Диаграмма кооперации - диаграмма взаимодействий, в которой основной акцент сделан на структурной организации объектов, посылающих и получающих сообщения.
Диаграмма сотрудничества на основе основного успешного события представлена на рисунке 6.
Рисунок 6. Диаграмма сотрудничества
Описание операций:
1. Предоставить личные данные() – кассир, принимая очередного клиента вводит его личные данные в систему.
2. Ввести данные() – клиент, увидев что все введено верно, подтверждает правильность ввода и данные проходят дальше.
3. Отобразить() – при надобности заказ отображается на экране в виде листа А4 с возможностью распечатать.
4. Передать() – готовый заказ передается системе для дальнейшей работы с ним.
5. Заполнить() – система определяет внутренние переменные (номер модели, номер клиента в системе и тп) и заполняет соответствующие поля в заказе.
6. Присвоить ID() – система присваивает заказу уникальный ключ.
7. записать в БД() – заказ в готовом виде сохраняется в БД.
8. Печать() – готовый заказ с полями, заполненными внутренними переменными передается на печать и передается клиенту.
9. Подписать() – клиент подписывает бумажную версию договора и оставляет ее себе. Цифровая версия договора шифруется и клиент получает открытый ключ цифровой версии документа, который может скопировать себе.
Диаграмма классов — диаграмма языка UML, на которой представлена совокупность декларативных или статических элементов модели, таких как классы с атрибутами и операциями, а также связывающие их отношения.
Класс — абстрактное описание множества однородных объектов, имеющих одинаковые атрибуты, операции и отношения с объектами других классов.
Атрибут — содержательная характеристика класса, описывающая множество значений, которые могут принимать отдельные объекты этого класса.
Кратность — спецификация области значений допустимой мощности, которой могут обладать соответствующие множества.
Операция - это сервис, предоставляемый каждым экземпляром или объектом класса по требованию своих клиентов, в качестве которых могут выступать другие объекты, в том числе и экземпляры данного класса.
Диаграмма классов для разрабатываемой АСУ «3Dprint» представлена на рисунке 7.
Рисунок 7. Диаграмма классов
Так как построение моделей и реализация АСУ «3Dprint» осуществляется в программной среде CaseBerry, то для хранения данных выбрана СУБД MicrosoftSQL 2000.
CaseBerry на основе диаграммы классов в автоматическом режиме генерирует структуру базы данных и создает эту базу на сервере баз дынных.
Логическая модель полученной базы данных представлена на рисунке 8.
Рисунок 8. Логическая модель данных
Так как построение диаграмм осуществляется в программном комплексе CaseBerry в качестве основного языка программирования целесообразно выбрать язык программирования C#. CaseBerry оснащён функцией автоматической генерации программного кода основываясь на диаграмме классов.
Для того чтобы приступить к генерации кода необходимо создать стадию. При генерации стадии создается диаграмма представлений, которая содержит определения всех классов (рисунок 9).
Рисунок 9. Диаграмма представлений
С помощью диаграммы представлений можно изменять и другие параметры будущего приложения, такие как: кнопки панели инструментов, заголовки и др.
После внесения всех необходимых изменений можно запустить генерацию программного кода и сборку приложения.
После сборки CaseBerry предлагает запустить приложение (рисунок 10).
Рисунок 10. Запуск приложения
После запуска приложения загружается основное окно программы (рисунок 11).
Рисунок 11. основное окно программы
При желании, в сгенерированный исходный код приложения можно вносить изменения.
В приложении 4 представлен исходный код классов.
При выполнении курсового проектирования был создан прототип автоматизированной информационной системы «трехмерная печать». В процессе проектирования были закреплены навыки составления UML диаграмм и анализа предметной области.
Это позволит в дальнейшем абитуриенту эффективно оперировать своими приобретенными знаниями для создания реально существующих систем. Последующие системы будут профессионально проектироваться, моделироваться и поддерживаться разработчиком. Все работы будут проведены на достаточно высоком уровне, что сложит удачную характеристику об абитуриенте и поможет укрепиться ему на новом месте работы.
В проектировании будут задействованы средства построения UML диаграмм, средства управления разработкой, относящейся к классу RationalUnifiedProcess (RUP), а также, возможно, и программно-ориентированная среда для проектирования и разработки CASEBERRY. Данный продукт хорошо позиционирует себя на рынке CASE-средств и отлично выполняет возложенные на него функции.