Смекни!
smekni.com

Проектирование программного обеспечения банкомата

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Пермский государственный технический университет

Работа на тему:

«Проектирование программного обеспечения банкомата»

2010

Введение

Перед проектированием системы управления банкоматом, важную роль сыграло обдумывание всех сценариев его использования. В современной жизни, банкоматы все больше, и больше преобразуются в функциональном смысле. Сейчас доступны множество сервисов: платеж за коммунальные услуги, пополнение мобильного счета, перевод средств на другой счет и многое другое, но я остановился на 2-х основных функциях банкомата – снятие наличности и запрос баланса. Так же невозможна работа системы без аутентификации клиента, т.к. этаких пользователей большое множество. Так и получилось, что система делится на три основных блока.


Спецификация варианта использования «Аутентификация»

Основное действующее лицо: Клиент.

Краткое описание: Перед выполнением любого действия клиент должен быть аутентифицирован.

Основной сценарий:

Предусловия: Запущен сценарий «Снять деньги» или сценарий «Показать баланс».

1. Система запрашивает пароль.

2. Клиент вводит пароль.

3. Если пароль верен, то происходит возврат в запущенный ранее сценарий.

4. Если пароль не верен, то

4.1Если количество вводов неверного пароля меньше 4, то

4.1.1Выдать предупреждение о неправильном пароле.

4.1.2Вернуться к началу сценария.

4.2Иначе:

4.2.1Выдать сообщение о блокировке карты.

4.2.2Заблокировать карту.

Постусловия: Нет.

Спецификация варианта использования «Снять деньги»

Основное действующее лицо: Клиент.

Краткое описание: Клиент запрашивает некоторую сумму денег. Если на его счету есть необходимая сумма, то система выдает ее.

Основной сценарий:

Предусловия: Клиент вставил карточку в банкомат и выбрал действие «Снять деньги».

1. Переход к подчиненному сценарию «Аутентификация».

2. Если аутентификация прошла успешно, то

2.1Система запрашивает требуемую сумму.

2.2Клиент вводит сумму.

2.3Если эта сумма в наличие на счете, то

2.3.1Сумма списывается со счета.

2.3.1Выдаются деньги.

2.4Иначе, выдается сообщение о невозможности операции.

Постусловия: Клиент переходит к выбору действия.

Спецификация варианта использования «Показать баланс»

Основное действующее лицо: Клиент.

Краткое описание: Клиент запрашивает баланс своего счета.

Основной сценарий:

Предусловия: Клиент вставил карточку в банкомат и выбрал действие «Показать баланс».

1. Переход к подчиненному сценарию «Аутентификация».

2. Если аутентификация прошла успешно, то система показывает баланс счета клиента.

Постусловия: Клиент переходит к выбору действия.

Текст программы

TAccount = class //класс Счет

private

Code: integer; //код счета

Sum: real; //количество денег на счете

public

function WithdrawMoney(Summ: real): real; //снятьденьги

function GetBalance(): real; //получитьбаланссчета

end;

TKlient = class //классКлиент

private

Code: integer; //кодклиента

Password: integer; //парольклиента

Acct: TAccount; //счетклиента

public

function GetCode():integer; //получитькодклиента

function GetPassword(): real; //получить пароль клиента

function GetAccount(): TAccount; //получитьсчетклиента

procedure Get(Code: integer); //получить информацию о клиенте из платежной системы

end;

TManager = class //классуправляющий

private

function Authenticate(out TrueKlient: TKlient): boolean; //проверитьподлинность

public

function GetCode():integer; //получитькодкарты

function GetPassword():integer; //получитьпарольклиента

function GetSum(): real; //получить запрашиваемую сумму

procedure WithdrawMoney(); //снятьденьги

procedure GetBalance(); //получитьбаланссчета

end;

//снятьденьги

function TAccount.WithdrawMoney(Summ: real): real;

begin

//если денег на счете не меньше, чем требует клиент

ifSelf.Sum >= Summthen

//то уменьшить сумму счета

Self.Sum := Self.Sum - Summ;

//вернуть остаток

Result := Self.Sum;

end;

//получитьбаланссчета

function TAccount.GetBalance(): real;

begin

//вернутьсуммусчета

Result := Self.Sum;

end;

//получитькодклиента

function TKlient.GetCode():integer;

begin

//вернуть код клиента

Result := Self.Code;

end;

//получить пароль клиента

function TKlient.GetPassword(): real;

begin

//вернуть пароль клиента

Result := Self.Password;

end;

//получитьсчетклиента

function TKlient.GetAccount(): TAccount;

begin

//вернуть счет клиента

Result := Self.Acct;

end;

//получить информацию о клиенте

procedureTKlient.Get(Code: integer);

begin

//Здесь должен выполняться запрос к платежной системе

//примерно такие данные должны возвращаться:

Self.Code := 12345; //код карты клиента

Self.Password := 54321; //пароль

Self.Acct.Code := 12345; //код счета

Self.Acct.Sum := 111.50; //сумма денег на счете

end;

//получить код карты

function TManager.GetCode():integer;

begin

//Здесь информация должна считываться с банковской карты

Result := 12345;

end;

//получить пароль клиента

function TManager.GetPassword():integer;

begin

//Здесь информация должна считываться с терминала

Result := 12345;

end;

//получитьзапрашиваемуюсумму

function TManager.GetSum(): real;

begin

//Здесь информация должна считываться с терминала

Result := 100;

end;

//проверитьподлинность

function TManager.Authenticate(out TrueKlient: TKlient): boolean;

var

KlientCode: integer;

KlientPass: integer;

begin

Result := false;

KlientCode := Manager.GetCode();//получаемкодкартыклиента

KlientPass := Manager.GetPassword();//получаем пароль, введенный клиентом

TrueKlient.Get(KlientCode);//получаем данные клиента из платежной системы

if TrueKlient.Password = KlientPass then//еслипаролисовпадают

Result := true;

end;

//снятьденьги

Procedure TManager.WithdrawMoney();

var

TrueKlient: TKlient; //клиент

Summ : real; //запрашиваемаяклиентомсумма

Rest1, Rest2 : real; //остаток на счете до и после операции

St : string; //текст сообщения

begin

TrueKlient := TKlient.Create; //конструктор класса клиент

if Manager.Authenticate(TrueKlient) then //есликлиентаутентифицирован

begin

Summ := Manager.GetSum(); //получаем сумму, запрашиваемую клиентом

if Summ <> 0 then //если введена не 0-вая сумма

begin

Rest1 := TrueKlient.Acct.GetBalance; //получим остаток до снятия денег

Rest2 := TrueKlient.Acct.WithdrawMoney(Summ); //получим остаток после снятия денег

if Rest2 <> Rest1 then exit //если деньги были сняты - выходим из процедуры

else St := 'Операция не может быть выполнена';

end

else St := 'Введитесумму';

Form1.PutMessage(St); //выдатьсообщение

end;

end;

//получитьбаланссчета

Procedure TManager.GetBalance();

var

TrueKlient: TKlient; //клиент

Summ : real; //запрашиваемаяклиентомсумма

St : string; //текстсообщения

begin

TrueKlient := TKlient.Create; //конструкторклассаклиент

if Manager.Authenticate(TrueKlient) then //есликлиентаутентифицирован

begin

Summ := TrueKlient.Acct.GetBalance; //получимостатокнасчете

St := 'Остаток средств на вашем счете: ' + FloatToStr(Summ); //переведем число в строку

Form1.PutMessage(St); //выведемнаэкран

end;

end;