2.3. Разместить на форме объект “Shape”( эллипс) и кнопку “Button” с названием «Цвет формы». При запуске (выполнении) программы при нажатии на кнопку выводится стандартное диалоговое окно выбора цвета и цвет формы изменяется соответственно.
Для решения этой задачи, мы разработаем форму и интерфейс приложений на языке Delphi. Разработаем форму, которая будет основным меню для решения поставленных задач. Вызова форм colorshape, parray и тugol, которые будут реализовывать задачи. Программа построенна на модальных окнах.
Анализ технического задания и постановка задачи проектирования.
Так, согласно заданию, программа должна быть реализована в среде Delphiи должна выполнять следующие функции:
- вывод на экран информации о задании и назначении программы;
- ввод пользователем значений, определяющих параметры;
- проверка полученного от пользователя значения и вывод результатов работы программы;
Составим следующий алгоритм:
1. По запуску программы вывести диалоговое окно с выбором программ которые нужно выполнить.
2. Программа треугольник при запуске запрашивает у пользователя значение сторон и выводит сообщение о возможности построения прямоугольного треугольника.
3. В заданных массивах А и В поменять местами максимальные элементы. Вывести на экран преобразованные массивы.
4. Программа цвет формы выводит пользователю диалоговое окно, меняет цвет формы и фигуры при нажатии кнопку соответственно.
Наиболее важными свойствами формы (всего их 38) являются:
Caption – заголовок, указывающий наименование формы;
Color – цвет фона формы;
Height – высота окна формы в пикселях;
Left – смещение по горизонтали в пикселях левого верхне
Top – смещение по вертикали в пикселях левого верхнего
Width – ширина окна формы в пикселях.
BorderStyle - тип рамки;
Font - шрифт и его атрибуты;
Icon - пиктограмма для изображения свернутой формы;
Visible - задает видимую или невидимую форму;
Для создания интерфейса можно использовать базовые компоненты к ним можно отнести:
Label — поле вывода текста;
Edit — поле ввода/редактирования текста;
Button — командная кнопка;
GroupBox – рамка группы
CheckBox — «флажок», независимая кнопка выбора;
RadioGroup – рамка группы переключателей
RadioButton – радиокнопка , «переключатель»,
ListВox — список выбора;
ComboBox— комбинированный список выбора.
Для построения данного приложения, применялись следующие свойства формы из всех возможных:
Caption заголовок, указывающий наименование формы;
Color цвет фона формы;
Height высота окна формы в пикселях;
Left смещение по горизонтали в пикселях левого верхне
Top смещение по вертикали в пикселях левого верхнего
Width ширина окна формы в пикселях.
BorderStyle - тип рамки;
Font - шрифт и его атрибуты;
Icon - пиктограмма для изображения свернутой формы;
Visible - задает видимую или невидимую форму;
Position - задает расположение формы при выполнении приложения
Событий, которые могут произойти с каким-либо элементом управления не так уж и много. Для кнопки, например, есть два основных события: 1) – одинарный щелчок мышью на ней (click), 2) – двойной щелчок мышью на ней (doubleclick). Программист, если необходимо реакция на нажатие кнопки (а иначе зачем она нужна?), должен написать процедуру-обработчик сообщения (Eventhandler), вызывающую определенные ответные действия.
Визуальный Компонент TLabel представляет собой статический текст и применяется для идентификации других объектов приложения. Он располагается рядом с полями редактирования, флажками, переключателями и помогает пользователю сориентироваться в их назначении. Обычно компонент TLabel события не обрабатывает.
Визуальный Компонент TEdit позволяет пользователю ввести с клавиатуры строку символов, или вывести в их поле редактирования. При вводе-выводе данных изменяется значение свойства Text компонента типа TEdit. Заметим, что введенный текст будет типа string, и выводимый текст должен быть типа string. Для преобразования строки символов в число и обратно существуют специальные функции, например, некоторые из них:
1) StrToInt(Text_String) – преобразует строку Text_String в целое число (конечно, если она состоит из символов, которые соответствуют цифрам, иначе, преобразование бессмысленно);
2) IntToStr(Number_Integer) – преобразует целое число Number_Integer в строку эквивалентных символов;
· Листинг программы содержится в приложении А.
· Результат тестового запуска приведен в приложении В.
· Программа разработана с использованием языка Delphi.
Приложение А
Листинг программ:
unit tmain;
{$mode objfpc}{$H+}
interface
uses
Classes, SysUtils, FileUtil, LResources, Forms, Controls, Graphics, Dialogs,
StdCtrls;
type
{ TForm1 }
TForm1 = class(TForm)
Button1: TButton;
Button2: TButton;
Button3: TButton;
Button4: TButton;
procedure Button1Click(Sender: TObject);
procedure Button2Click(Sender: TObject);
procedure Button3Click(Sender: TObject);
procedure Button4Click(Sender: TObject);
private
{ private declarations }
public
{ public declarations }
end;
var
Form1: TForm1;
implementation
uses Tugol, parray, colorshape;
{ TForm1 }
procedure TForm1.Button1Click(Sender: Tobject);
begin
Form1.Hide; // закрытьобъект 1
Form2.ShowModal; // открытьобъект 2
end;
procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);
begin
Form1.Hide;
Form3.ShowModal; // открытьобъект 3
end;
procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject);
begin
Form1.Hide;
Form4.ShowModal; // открытьобъект 4
end;
procedure TForm1.Button4Click(Sender: TObject);
begin
Form1.Close; // закрытьобъект 1
end;
initialization
{$I tmain.lrs}
end.
unit Tugol;
{$mode objfpc}{$H+}
interface
uses
Classes, SysUtils, FileUtil, LResources, Forms, Controls, Graphics, Dialogs,
StdCtrls;
type
{ TForm2 }
TForm2 = class(TForm)
Button1: TButton;
Edit1: TEdit;
Edit2: TEdit;
Edit3: TEdit;
Label1: TLabel;
Label2: TLabel;
Label3: TLabel;
Label4: TLabel;
procedure Button1Click(Sender: TObject);
procedure Edit1KeyPress(Sender: TObject; var Key: char);
procedure Edit2KeyPress(Sender: TObject; var Key: char);
procedure Edit3KeyPress(Sender: TObject; var Key: char);
procedure FormClose(Sender: TObject; var CloseAction: TCloseAction);
private
{ private declarations }
public
{ public declarations }
end;
var
Form2: TForm2;
implementation
uses tmain;
{ TForm2 }
procedure TForm2.FormClose(Sender: TObject; var CloseAction: TCloseAction);
begin
Form1.Show;
end;
procedure TForm2.Button1Click(Sender: TObject);
var a,b,c,max,min,srd:integer; //переменные для сторон прямоугольника и вычислений
begin
// преобразование строковых значений в числовые
a:=StrToInt(Edit1.Text);
b:=StrToInt(Edit2.Text);
c:=StrToInt(Edit3.Text);
//Находим максимальную по длине стророну
max:=a;
if b>max then max:=b;
if c>max then max:=c;
// Находим минимальную по длине сторону
min:=a;
if b<min then min:=b;
if c<min then min:=c;
// Находим среднию по длине сторону
srd:=a+b+c-min-max;
if (sqr(max)=sqr(srd)+sqr(min)) then //Проверяем теорему Пифагора a2 + b2 = c2
Showmessage('Это прямоугольный треугольник!'
+' Стороны в порядке возрастания их длины: '
+IntToStr(min)+' '
+IntToStr(srd)+' '
+IntToStr(max))
else ShowMessage('Это не может быть прямоугольный треугольник!');
end;
procedure TForm2.Edit1KeyPress(Sender: TObject; var Key: char);
begin
case key of
'0'..'9': ; //можно вводить только цифры
',': ; //или дробный числа
#8 : ; // клавиша Back Space
#13 : Edit2.SetFocus ; // клавиша Enter, и переход на другое окно ввода
// Остальные символы - запрещены !
else key := Chr(0); // запрещаем отображать символ
end;
end;
procedure TForm2.Edit2KeyPress(Sender: TObject; var Key: char);
begin
case key of
'0'..'9': ; //можно вводить только цифры
',': ; //или дробный числа
#8 : ; // клавиша Back Space
#13 : Edit3.SetFocus ; // клавиша Enter, и переход на другое окно ввода
// Остальные символы - запрещены !
else key := Chr(0); // запрещаем отображать символ
end;
end;
procedure TForm2.Edit3KeyPress(Sender: TObject; var Key: char);
begin
case key of
'0'..'9': ; //можно вводить только цифры
',': ; //или дробный числа
#8 : ; // клавиша Back Space
#13 : Button1.SetFocus ; // клавиша Enter, и переход на кнопку вычисления
// Остальные символы - запрещены !
else key := Chr(0); // запрещаем отображать символ
end;
end;
initialization
{$I tugol.lrs}
end.
unit parray;
{$mode objfpc}{$H+}
interface
uses
Classes, SysUtils, FileUtil, LResources, Forms, Controls, Graphics, Dialogs,
Grids, StdCtrls;
type
{ TForm3 }
TForm3 = class(TForm)
Button1: TButton;
Label1: TLabel;
Label2: TLabel;
Label3: TLabel;
Label4: TLabel;
Label5: TLabel;
Label6: TLabel;
Label7: TLabel;
Label8: TLabel;
StringGrid1: TStringGrid;
StringGrid2: TStringGrid;
procedure Button1Click(Sender: TObject);
procedure FormClose(Sender: TObject; var CloseAction: TCloseAction);
procedure FormShow(Sender: TObject);
private
{ private declarations }
public
{ public declarations }
end;
const
size = 6;
var
Form3: TForm3;
a:array [1..size] of integer;
b:array [1..size] of integer;
max_a,max_b,buf:integer;
i:integer;
implementation
uses tmain;
{ TForm3 }
procedure TForm3.FormShow(Sender: TObject);
begin
with StringGrid1 do
for i:=1 to size do
begin
Cells[i-1,0]:='';
Cells[i-1,1]:='';
end;
with StringGrid2 do
for i:=1 to size do
begin
Cells[i-1,0]:='';
Cells[i-1,1]:='';
end;
for i := 1 to size do
begin
a[i] := 1 + Random(99); // заполняем массив случайными числами
b[i] := 1 + Random(99); // заполняем массив случайными числами
end;
Label7.Visible:=False;
Label8.Visible:=False;
end;
procedure TForm3.Button1Click(Sender: TObject);
begin
with StringGrid1 do
for i:=1 to size do
begin
Cells[i-1,0]:=IntToStr(a[i]);
Cells[i-1,1]:=IntToStr(b[i]);
end;
max_a :=1;
max_b :=1;
for i:=2 to size do
begin
if a[i] > a[max_a] then max_a := i;
if b[i] > b[max_b] then max_b := i;
end;
Label7.Visible:=True;
Label7.Caption:='МаксимальныйэлементмассиваА :'+IntToStr(a[max_a])
+#13+'Номер элемента в массиве А :'+ IntToStr(max_a)
+#13+'Максимальный элемент массива В :'+IntToStr(b[max_b])
+#13+'Номер элемента в массиве В :'+ IntToStr(max_b);
buf:= a[max_a];
a[max_a]:= b[max_b];
b[max_b]:= buf;
with StringGrid2 do
for i:=1 to size do
begin
Cells[i-1,0]:=IntToStr(a[i]);
Cells[i-1,1]:=IntToStr(b[i]);
end;
max_a :=1;
max_b :=1;
for i:=2 to size do
begin
if a[i] > a[max_a] then max_a := i;
if b[i] > b[max_b] then max_b := i;
end;
Label8.Visible:=True;
Label8.Caption:='МаксимальныйэлементмассиваА :'+IntToStr(a[max_a])
+#13+'Номер элемента в массиве А :'+ IntToStr(max_a)
+#13+'Максимальный элемент массива В :'+IntToStr(b[max_b])
+#13+'Номер элемента в массиве В :'+ IntToStr(max_b);
end;
procedure TForm3.FormClose(Sender: TObject; var CloseAction: TCloseAction);
begin
Form1.Show;
end;
initialization
{$I parray.lrs}
end.
unit colorshape;
{$mode objfpc}{$H+}
interface
uses
Classes, SysUtils, FileUtil, LResources, Forms, Controls, Graphics, Dialogs,