НАПРИМЕР:
type COLOR = (black, white, blue, green, red);
DEN = 1..31;
За разделом типов следует раздел описания переменных. Этот раздел начинается со служебного слова VAR. При объявлении переменных компилятору указывается, сколько переменных используется в программе, какие имена у них и данные, какого типа будут храниться в этих переменных.
НАПРИМЕР:
var X,Y,Z Ж integer; AD1,AD2: real;
TEXT: char; Q: DEN; D: 17..76.
Как видно из примера, интервальный тип не обязательно описывать в разделе TYPE, а достаточно это сделать в настоящем разделе. Это замечание касается и других типов данных, о которых речь пойдет позднее.
Как уже было сказано выше, под оператором понимается указание по выполнению алгоритмических действий. Всякий оператор имеет определенную структуру и записывается с использованием служебных слов и символов языка. Говорят, что оператор характеризуется своим синтаксисом и семантикой.
Синтаксис оператора есть правило его описания, которое может быть задано либо в виде общей формы записи оператора, либо в виде синтаксической диаграммы. Синтаксическая диаграмма задает и семантику оператора, т.е. определяет те действия, которые заложены в этом операторе, и порядок выполнения этих действий. Для некоторых сложных операторов помимо синтаксической диаграммы необходимо давать дополнительные пояснения по их семантике.
Различают простые и структурные операторы. Простым оператором является такой оператор, который не содержит в себе других операторов. В простом операторе определяется, как правило, одно элементарное действие. В Паскале имеются 3 простых оператора: присваивания, процедуры и перехода. Структурные операторы подразделяются, в свою очередь, на составные, условные, цикла и операторы над записями. Структурный оператор включает в себя другие операторы (как простые, так и составные). Существует несколько способов формирования структурных операторов, о которых речь пойдет в разделе "Структурные операторы".
Оператор присваивания относится к простым операторам и его синтаксис, и семантика определяются следующей синтаксической диаграммой:
По этому оператору переменной присваивается значение выражения. Несмотря на кажущуюся простоту оператора присваивания, при его выполнении осуществляется целый набор элементарных действий:
а) переменные выражения получают свои значения;
б) вычисляется значение выражения;
в) переменной присваивается полученное значение.
В простейшем случае, когда выражение задано константой или другой переменной, вычислений не производится и переменная сразу получает свое значение.
НАПРИМЕР:
RAZN:= A - 3.5;
N:= 25; C:= D; Y:= 'программа';
L:= true; P:= X > 10.
В языке Паскаль существует несколько типов выражений: арифметические, литерные, логические (булевские). В этом пункте мы рассмотрим только арифметические выражения.
Арифметические выражения складываются из констант, переменных, стандартных функций с использованием скобок и знаков операций.
В Tурбо-Паскале определены следующие операции над числами:
*, /, +, -, DIV, MOD, где DIV - деление нацело, MOD - вычисление остатка от деления.
Приоритет: *, /, DIV, MOD - высший;
+, - - низший.
НАПРИМЕР:
A:=13 DIV 5;(результат: A=2),
B:=13 MOD 5;(результат: B=3).
Выражения арифметического типа включают в себя числовые константы, переменные и математические функции. Каждое арифметическое выражение может иметь типы: INTEGER и REAL. Тип константы определяется самим видом константы; тип переменной задается в ее объявлении.
Тип арифметического выражения определяется по следующему правилу:
а) для операций "*, +, -", результат имеет тип REAL, если один из операндов имеет тип REAL; если оба операнда типа INTEGER, то результат имеет тип INTEGER;
б) для "/" результат всегда имеет тип REAL;
в) для "DIV, MOD" операнды и результат имеют тип INTEGER.
Значение переменной интервального типа, образованной на основе INTEGER, всегда имеет тип INTEGER. При использовании оператора присваивания нужно соблюдать типизацию объектов слева и справа от знака ":=". Смешение типов недопустимо, за исключением, когда слева от знака ":=" может стоять тип REAL, а справа - тип INTEGER.
В Паскале при написании выражений используются стандартные функции, которые разделяются на следующие виды.
1. Арифметические (математические) функции:
а) ABS(X), X - REAL и INTEGER, на выходе тот же тип;
б) ARCTAN(X), COS(X), SIN(X), EXP(X), LN(X), SQR(X), SQRT(X).
Для этих функций X есть REAL или INTEGER, а результат всегда REAL.
2. Функции преобразования типов:
а) CHR(X), где X - INTEGER;
Результат - символ, кодом которого является число X.
Например: CHR(65) = 'А'.
б) ORD(X), где X - CHAR;
Результат - число типа INTEGER.
Например: ORD('А') = 65.
Эту функцию можно использовать в определении номера элемента в перечислимом типе. Например, пусть имеется фрагмент программы:
type DAY=(mo,tu,we,th,fr,sa,su);
var DEN: DAY;
DEN:=tu; I:=ORD(DEN);
Значением переменной I будет 1, т.к. нумерация начинается с нуля.
в) ROUND(X), где X - REAL;
Результат INTEGER - ближайшее целое к X.
г) TRUNC(X), где X - REAL.
Результат INTEGER - целая часть X.
НАПРИМЕР:
TRUNC(5.8)=5; ROUND(3.14)=3;
ROUND(5.8)=6; TRUNC(-7.7)=-7;
TRUNC(3.14)=3; ROUND(-7.7)=-8.
Функцию ROUND можно выразить через TRUNC следующим образом:
-
¦ TRUNC(X+0.5), если X Є 0;
ROUND(X)={
¦ TRUNC(X-0.5), если X < 0.
L
3. Функции упорядоченных типов:
а) PRED (N) - предшествующий N элемент;
Функция не определена, если N - первый по порядку элемент.
Например: PRED(TU)=MO.
б) SUCC(N) - следующий за N элемент.
Функция не определена, если N - последний элемент типа.
Например: SUCC(MO)=TU.
в) ODD(I), где I - INTEGER, результат - BOOLEAN;
Если I - четное, то значение TRUE;
Если I - нечетное, то значение FALSE.
Эти функции работают в области упорядоченных (ординальных) скалярных типов, т.е. всех простых типов, исключая REAL.
Оператор процедуры определяет активизацию процедуры, обозначенную с помощью идентификатора (имени) процедуры. Другими словами, с помощью операторов этого типа осуществляется вызов процедур с указанием в них входных и выходных параметров (подробнее об этом будет сказано в разделе "Процедуры"). Мы начнем знакомство с операторами-процедурами на базе организации ввода/вывода данных в языке Паскаль.
Для организации ввода и вывода данных используются следующие встроенные (машинные) процедуры: READ, WRITE, READLN, WRITELN.
Процедура READ вызывается с помощью соответствующего оператора процедуры, который описывается в виде следующей синтаксической диаграммы:
ОБЩАЯ ФОРМА ЗАПИСИ:
READ(X,Y,..., Z),
где X,Y,..., Z - переменные, называемые списком ввода.
При выполнении процедуры READ работа программы приостанавливается, ЭВМ ждет ввода информации. Пользователь должен с клавиатуры ввести значения переменных, указанных в списке, отделяя их одним пробелом. Ввод завершается нажатием клавиши ENTER. Можно нажимать клавишу ввода и после набора каждого элемента ввода. В этом случае каждое нажатие клавиши ENTER осуществляет присваивание очередной переменной списка ввода ее значения, набранного с клавиатуры. По завершению ввода программа возобновляет свою работу.
Для лучшего понимания работы данной процедуры и ее умелого использования при задании значений нескольких переменных необходимо знать, что при вводе значений с клавиатуры они сначала идут в буфер клавиатуры, а потом считываются в переменные. При считывании буфер очищается по принципу очереди (первым зашел - первым вышел). Это означает, что при вводе сразу нескольких констант и последующем нажатии клавиши ENTER из буфера клавиатуры будет считано столько констант, сколько переменных в операторе READ, а остальные останутся в буфере. При следующем операторе READ остановки работы ЭВМ не будет, и его переменные получат свои значения из буфера (если только в нем достаточно констант для всех переменных).
Например, пусть имеется фрагмент программы, включающий в себя два оператора READ:
READ (A,B,C);
READ (D,E);
и пусть по первому оператору на клавиатуре набраны 5 констант. Тогда при работе второго READ останова работы программы не будет, и переменные C и D получат значения последних двух ранее введенных констант. Если же ввести 4 константы, то второй оператор READ затребует еще одну константу с клавиатуры.
Вызов процедуры READLN имеет тот же синтаксис, что и оператор READ, однако ее работа отличается от работы первой процедуры. При однократном вводе констант отличий нет, а при одноразовом вводе нескольких констант происходит очистка буфера клавиатуры. Так, если в нашем примере заменить первый READ на READLN, и тоже ввести сразу 5 констант, то второй оператор READ произведет остановку работы программы и затребует повторного ввода последних двух значений для переменных D и E. Заметим также, что оператор READN используется преимущественно при вводе текстовых констант.
Эти процедуры служат для вывода на экран констант (как числовых, так и текстовых), значений переменных и выражений. Они вызываются с помощью одноименных операторов процедур.
НАПРИМЕР: WRITE ('программа', X, Y-Z*3).
По этому оператору на экране будет напечатано в одной строке слово "программа" и далее без пробелов значения переменной X и выражения Y-Z*3. Чтобы отделить элементы вывода друг от друга, используется прием форматирования вывода. Так, WRITE(А:20) показывает, что значение переменной А занимает 20 позиций на экране. Если в А входит менее 20 символов, то они сдвигаются вправо, а слева строка заполняется пробелами.
Двойное форматирование используется только для вывода вещественных констант. Например, WRITE(C:17:7) означает, что для вывода C отведено всего 17 позиций, из них 7 позиций предназначены на представление дробной части. Если формат не указан, то вещественные константы выводятся на экран в экспоненциальной форме.
Работа оператора WRITE отличается от работы оператора WRITELN тем, что по завершению вывода у WRITE курсор остается в конце списка вывода, а у WRITELN он переходит на следующую строку. Часто используют оператор WRITELN без списка вывода для печати пустой строки.