Этот оператор является наиболее мощным из всех трех, реализующих циклы. Два других оператора можно выразить с его помощью.
Логическое выражение, стоящее после WHILE, называется условием возобновления цикла и должно иметь булевский тип. Оператор, следующий за DO, является телом цикла. Он повторяется до тех пор, пока истинно условие возобновления цикла. Как только условие возобновления цикла становится ложным, управление переходит к оператору, стоящему за WHILE. Если условие возобновления не удовлетворяется до начала выполнения цикла, то тело цикла пропускается.
Из указанного описания видно, что оператор WHILE реализует базовую структуру "цикл - пока", т.к. здесь проверка условия идет до тела цикла. Поэтому оператор WHILE называют оператором цикла с предусловием.
Рассмотрим пример программы вычисления
для данного аÎ0 по известной итерационной формуле: ×Здесь надо организовать циклический процесс и остановиться тогда, когда
,где Е - заданная точность приближения.
program SQUR;
var A,X,EPS: real;
begin
write('Введите число ');
readln(A);
write('Введитеточность ');
readln(EPS);
X:=(A+1)/2;
while abs(sqr(X)-A) >= EPS do
X:=0.5*(X+A/X);
write('Кореньиз ',A,' = ',X);
end.
ЗАМЕЧАНИЕ. Грамотное использование оператора WHILE предполагает умение правильно написать условие возобновления цикла. Здесь надо иметь в виду следующие рекомендации:
а) в условии, как в логическом выражении, должны обязательно фигурировать переменные, изменяющие свои значения в теле цикла;
б) во избежание зацикливания лучше сначала написать условие прекращения цикла и взять потом в оператор его отрицание;
в) переменные логического выражения должны получить свои исходные значения до входа в оператор WHILE.
Оператор REPEAT называют оператором цикла с постусловием, т.к. здесь выражение, управляющее повторным выполнением последовательности операторов, помещается после тела цикла.
В этом операторе тело цикла выполняется до тех пор, пока ложно условие, стоящее после UNTIL. Условием выхода из цикла является истинность выражения. Мы видим, что это есть форма "цикла-до".
ПРИМЕР. Даны числа A, B (A>1). Получить все степени числа A, меньшие числа B
program STEPENI;
var A,B,C: real;
begin
readln(A,B); C:=A;
repeat
writeln(C);
C:= C*A;
until C >= B;
end.
ПРИМЕЧАНИЕ. Между операторами WHILE и REPEAT существуют три основных различия:
1. В операторе REPEAT проверка условия выхода из цикла выполняется в конце, а не в начале цикла, как в операторе WHILE. Поэтому в операторе REPEAT тело цикла выполняется хотя бы один раз.
2. В REPEAT выход из цикла осуществляется по истинности условия, а в WHILE - по ложности.
3. В операторе WHILE тело цикла чаще всего имеет форму составного оператора, в операторе REPEAT для организации тела цикла операторные скобки не нужны.
Он предназначен для организации циклов, когда заранее известно, сколько раз должно повториться тело цикла. Здесь управление числом повторений осуществляется с помощью специальной переменной - параметра цикла (управляющей переменной), которой присваивается возрастающая (убывающая) последовательность значений.
Здесь "переменная" есть параметр цикла, "выражение 1" - начальное значение параметра, "выражение 2" - его конечное значение. В качестве управляющей переменной должен использоваться идентификатор переменной, объявленный локальной в блоке, который содержит данный оператор FOR. Управляющая переменная должна иметь ординальный тип. Начальное и конечное значения имеют тип, совместимый с типом параметра цикла.
Когда начинает выполняться оператор FOR, начальное и конечное значения определяются один раз, и эти значения сохраняются на протяжении всего выполнения оператора.
Оператор, который содержится в теле оператора FOR, выполняется один раз для каждого значения управляющей переменной в диапазоне между начальным и конечным значениями. Управляющая переменная всегда инициализируется начальным значением. Она принимает все свои значения из диапазона с шагом 1, если TO, и с шагом -1, если DOWNTO. В случае TO, если начальное значение превышает конечное, то тело цикла не выполняется.
Для случая DOWNTO это имеет место, когда начальное значение меньше, чем конечное. Отсюда заключаем, что оператор цикла FOR реализует, как и WHILE, схему цикла "пока".
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Если тело цикла в этом операторе состоит из более одного оператора, то они все заключаются в операторные скобки (реализуют конструкцию составного оператора).
2. В отличие от школьного алгоритмического языка, цикл FOR нельзя прервать путем присваивания управляющей переменной ее конечного значения. Изменения переменной цикла не влияют на число повторений тела цикла. Для досрочного выхода из цикла используют оператор GOTO.
3. После выполнения оператора значение управляющей переменной становится неопределенным, если только выполнение оператора FOR не было прервано с помощью оператора перехода.
Рассмотрим примеры использования оператора FOR для организации циклических процессов:
ПРИМЕР 1. Печать отсчета цифр при старте
program START;
var SEC: integer;
begin
writeln ('До старта осталось...');
for SEC:=10 downto 1 do
writeln (SEC:4);
writeln ('ноль'); writeln ('Старт !!')
END.
В данном примере управляющая переменная SEC принимает значения типа INTEGER, однако в Паскале она определена как переменная ординального типа, следовательно, может принимать значения типа CHAR или принадлежать перечислимому типу, как показано в следующем примере:
ПРИМЕР 2. Подсчет числа часов рабочей недели
program WORKTIME;
type DAYS = (MO,TU,WE,TH,FR,SA,SU);
var DEN: DAYS; WT: integer;
begin
WT:=0;
for DEN:= MO to SA do
if DEN <> SA then WT:= WT+8
else WT:= WT+7; writeln (WT)
end.
Мы уже видели, что Паскаль-программа состоит из последовательности операторов (простых и структурных). Есть в языке также понятие функции. Система Turbo-Pascal имеет целый набор встроенных машинных функций. Однако Паскаль предоставляет возможность создавать новые операторы и функции на основе стандартных. Такие процедуры и функции принято называть пользовательскими.
В Паскале два типа подпрограмм - процедуры и функции. Создание процедур и функций является дальнейшим развитием идеи группирования, когда несколько операторов объединяются в программный блок, который имеет свое имя и к которому можно обратиться по этому имени с помощью соответствующих средств вызова. Процедура вызывается с помощью оператора процедуры с одноименным именем. Функция пользователя также имеет свое имя и ее активизация происходит при вычислении выражения, содержащего имя функции, и возвращаемое функцией значение подставляется в это выражение.
Итак, процедура - это часть программы (подпрограмма), имеющая имя и предназначенная для решения некоторой частной задачи (подзадачи). Они делятся по способам описания и обращения к ним следующим образом:
Процедура встроенная (машинная) - процедура в программировании, описание которой считается известным транслятору, в связи с чем ее можно использовать без описания.
Процедура пользователя - процедура, которую создает (описывает) программист на основе имеющихся операторов и встроенных процедур и функций данного языка по определенным правилам данного компилятора.
Процедура без параметров - процедура, при обращении, к которой не требуется задания начальных установок, значений и после выполнения которой в основную программу не передаются результаты работы данной процедуры.
Процедура с параметрами-значениями - процедура, при обращении к которой требуются начальные значения. На выходе данные не передаются в основную программу.
Процедура с параметрами-переменными - процедура, не требующая начальных значений, однако передающая в основную программу результаты своей работы (передает значения некоторых переменных).
Комбинированная процедура - процедура, имеющая параметры-переменные и параметры-значения, т.е. входные и выходные данные.
Эти процедуры являются составной частью системы программирования. Среди этих процедур есть стандартные процедуры, которыми можно пользоваться в любом месте программы без какого-либо предварительного объявления. Сюда относятся уже ранее упомянутые процедуры ввода/вывода, управления работой программы, динамического распределения памяти, строковые процедуры и пр. Полный перечень встроенных процедур можно найти в справочнике для языка.
Помимо стандартных процедур в Паскале есть также стандартные модули, представленные в виде TPU - файлов, каждый из которых содержит в себе целый набор процедур и функций. Для того, чтобы использовать процедуры из модулей, необходимо вызвать нужный модуль в разделе USES. Система Turbo-Pascal имеет модули PRINTER, DOS, CRT, GRAPH и др.
CRT - позволяет использовать все возможности дисплея и клавиатуры, включая управление режимом экрана, расширенные коды клавиатуры, цвет, окна и звуковые сигналы.
DOS - поддерживает различные функции ДОС, включая установку и получение текущего значения даты и времени, поиск по каталогам файлов и выполнение программ.
PRINTER - позволяет легко организовать доступ к устройству печати.
GRAPH - мощный графический пакет с набором процедур и функций обработки графических объектов (точек, отрезков, прямоугольников, окружностей и пр.).
Рассмотрим несколько примеров встроенных процедур:
1) CLRSCR - процедура очистки экрана. Результатом работы является стирание всей информации с экрана. Данная процедура является примером процедур без параметров;
2) GOTOXY(A,B) - процедура позиционирования курсора на экране дисплея в точку с координатами (A,B). A и B являются входными данными, следовательно, это пример процедуры с параметрами-значениями;