Смекни!
smekni.com

Разработка программного обеспечения (стр. 3 из 8)

Меню View

Большинство команд меню View применяются для отображения какого-либо окна среды Delphi, например Project Manager, Breakpoints List или Components List. Эти окна не связаны друг с другом. Эти окна не связаны друг с другом. Команда Toggle Form/Unit используется для перехода от формы, над которой вы работаете к ее исходному коду, и обратно. Команда New edit window создает дубликат окна редактирования и его содержимого. В Delphi это единственный способ просмотреть два файла рядом друг с другом, поскольку редактор для показа нескольких загруженных файлов использует ярлычки. После дублирования окна редактирования могут содержать разные файлы. Последние две команды меню View можно использовать для удаления с экрана полоски SpeedBar и палитры Components, хотя при этом среда Delphi становится менее удобнее для пользователя. Команда Build All заставляет Delphi откомпилировать каждый исходный файл проекта, даже если после последней трансляции он не был изменен. Для проверки написанного кода без создания программы можно использовать команду Syntax Check. Команда Information дает некоторые подробности о последней выполненной вами трансляции. Команда Options применяется для установки опций проекта: опций компилятора и редактора связей, опций объекта приложения и т.д.

Меню Run

Меню Run можно было бы назвать Debug (отладка). Большинство команд в нем относится к отладке, включая саму команду Run. Программа, запускаемая внутри среды Delphi, выполняется в ее интегрированном отладчике (если не отключена соответствующая опция). Для быстрого запуска приложения используется клавиша F9. Остальные команды применяются в процессе отладки для пошагового выполнения программы, установки точек прерывания, просмотра значений переменных и объектов, и т.п.

Меню Component

Команды меню Component можно использовать для написания компонентов, добавления их в библиотеку, а также для конфигурирования библиотеки или палитры компонентов.

Меню Tools

Меню Tools содержит список нескольких внешних программ и инструментальных средств. Команда Tools позволяет сконфигурировать это выпадающее меню и добавить в него новые внешние средства. Меню Tools также включает команду для настройки репозитория и команду Options, которая конфигурирует всю среду разработки Delphi.

Работа с формами

Проектирование форм – ядро визуальной разработки в среде Delphi. Каждый помещаемый в форму компонент или любое задаваемое свойство сохраняется в файле, описывающем форму (DFM-файл), а также оказывает некоторое влияние на исходный текст, связанный с формой (PAS-файл).

Можно начать новый пустой проект, создав пустую форму или начать с существующей формы (используя различные доступные шаблоны) или добавить в проект новые формы. Проект (приложение) может иметь любое число форм.

При работе с формой можно обрабатывать ее свойства, свойства одного из ее компонентов или нескольких компонентов одновременно. Чтобы выбрать форму или компонент, можно просто щелкнуть по нему мышью или воспользоваться Object Selector ( комбинированный список в Object Inspector), где всегда отображены имя и тип выбранного элемента. Для выбора нескольких компонентов можно или нажать клавишу Shift и щелкать по компонентам левой кнопкой мыши, или отбуксировать в форме рамку выбора.

SpeedMenu формы содержит ряд полезных команд. Для изменения относительного расположения компонентов одного вида можно использовать команды Bring to Front и Send To Back. Командой Revert To Inherited можно воспользоваться, чтобы в унаследованной форме установить те значения свойств выбранного компонента, которые были у них в родительской форме. При выборе сразу нескольких компонентов вы можете выровнять их или изменить их размеры.

С помощью SpeedMenu можно также открыть два диалоговых окна, в которых устанавливается порядок обхода визуальных управляющих элементов и порядок создания невизуальных управляющих элементов. Команда Add To Repository добавляет текущую форму в список форм, доступных для использования в других проектах.

Для установки положения компонента кроме применения мыши имеются еще два способа:

· Установка значений для свойств Top и Left.

· Использование клавиш курсора при нажатой клавише Ctrl.

Метод Ctrl+клавиша курсора особенно удобен при тонкой подстройке положения элемента. Точно также, нажимая клавиши курсора при нажатой клавише Shift, можно подстроить размер компонента.

Палитра компонентов

Чтобы добавить в текущую форму новый компонент, можно щелкнуть на одной из страниц палитры Components, а затем, чтобы разместить новый элемент, щелкнуть в форме. Причем в форме можно или буксировать мышь с нажатой левой кнопкой, чтобы установить сразу и размер, и положение компонента, или просто щелкнуть один раз, позволяя Delphi установить размер по умолчанию.

Каждая страница палитры содержит ряд компонентов, которые обозначены пиктограммами и именами, появляющимися ввиле подсказки. Эти имена являются официальными названиями компонентов. В действительности это названия классов, описывающих компоненты без первой буквы T (например, если класс называется Tbutton, имя будет Button). Если необходимо поместить в форму несколько компонентов обного и того же вида, то при выборе компонента щелчком в палитре удерживайте нажатой клавишу Shift Затем при каждом щелчке в форме Delphi будет вставлять новый компонент выбранного вида.Чтобы остановить эту операцию, просто щелкните по стандартному селектору (пиктограмма стрелки) слева от палитры Components.

Структура программ DELPHI

Программа в DELPHI состоит из файла проекта (файл с расширением .dpr), одного или нескольких файлов исходного текста (с расширением .pas), файлов с описанием окон формы (с расширением .dfm).

В файле проектанаходится информация о модулях, составляющих данный проект. Файл проекта автоматически создается и редактируется средой DELPHI и не предназначен для редактирования.

Файл исходного текста - программный модуль (Unit) предназначен для размещения текстов программ. В этом файле программист размещает текст программы, написанный на языке PASCAL.

В разделе объявлений описываются типы, переменные, заголовки процедур и функции, которые могут быть использованы другими модулями, через операторы подключения библиотек (Uses). В разделе реализации располагаются тела процедур и функций, описанных в разделе объявлений, а также типы переменных, процедуры и функции, которые будут функционировать только в пределах данного модуля. Раздел инициализации используется редко,и ею можно пропустить. Модуль имеет следующую структуру:

unit Unit1;

interface

// Разделобъявлений

implementation

// Раздел реализации

begin

// Раздел инициализации

end.

При компиляции программы DELPHI создает файл с расширением .dcu, содержащий в себе результат перевода в машинные коды содержимого файлов с расширением .pas и .dfm. Компоновщик преобразует файлы с расширением .dcuв единый загружаемый файл с расширением .exe. В файлах, имеющих расширение .~df, .~dp, .~pa, хранятся резервные копии файлов с образом формы, проекта и исходного текста соответственно.

Пример написания программы линейного алгоритма.

Задание: составить программу вычисления для заданных значений х, у, z арифметического выражения:

[ u=tg2( x + y)-ey-z *cosx2+ sin z2 ]

Настройка формы

Пустая форма в правом верхнем углу имеет кнопки управления, которые предназначены: для свертывания формы в пиктограмму

, для разворачивания формы на весь экран
и возвращения к исходному размеру
и для закрытия формы
. С помощью мыши, "захватывая" одну из кромок формы или выделенную строку заголовка, отрегулируйте нужные размеры формы и ее положение на экране (рис2.).

Рис.2. Внешний вид формы

Изменение заголовка формы

Новая форма имеет одинаковые имя (Name) и заголовок (Caption) -FORM1. Имя формы менять не рекомендуется, т.к. оно входит в текст программы.

Для изменения заголовка вызовите окно инспектора объектов (F11) и щелкните кнопкой мыши на форме. В форме инспектора объектов найдите и щелкните мышью на Properties - Caption . В выделенном окне наберите "Лраб №1".

Размещение строки ввода (TEdit)

Если необходимо ввести из формы в программу или вывести на форму информацию, которая вмещается в одну строку, используют окно однострочного редактора текста, представляемого компонентом TEdit.

В данной программе с помощью однострочного редактора будут вводиться переменные х, у, z типа extended или integer.

Выберите в меню компонентов Standard пиктограмму

, щелкните мышью в том месте формы, где вы хотите ее поставить. Вставьте три компонента TEdit в форму. Захватывая их "мышью", отрегулируйте размеры окон и их положение. Обратите внимание на то, что в тексте программы появились три новьгх однотипных переменных Edit1, Edit2, Edit3. В каждой из этих переменных: расширением .Text будет содержаться строка символов (тип String) и отображаться в соответствующем окне Edit.

Так как численные значения переменных х, у, z имеют действительный тип дляпреобразования строковой записи числа, находящегося в переменной Edit.Text, в действительное, используется стандартная функция X:=StrToFloat(Edit1.Text).

Если исходные данные имеют целочисленный тип, например integer, то используется стандартная функция Х:=StrToInt(Edit1.Text).

При этом в записи числа не должно быть пробелов, а действительное число пишется с десятичной занятой.

С помощью инспектора объектов установите шрифт и размер символов, отображаемых в строке Edit (свойство Font).