Смекни!
smekni.com

Этапы подготовки и решения задач на элекронных вичислительных системах. Стили программирования (стр. 3 из 4)

Pascal(Паскаль) является одним из наиболее популярных среди прикладных программистов процедурным языком программирования, особенно для ПЭВМ. Разработанный в 1970 году швейцарским специалистом в области вычислительной техники профессором Н. Виртом, язык назван в честь французского математика и по замыслу автора предназначался для обучения программированию. Однако язык получился на столько удачным, что стал одним из основных инструментов прикладных и системных программистов при решении задач вычислительного и информационно-логического характера. В 1979 году был подготовлен проект описания языка – Британский стандарт языка программирования PascalBS6192, который стал также и международным стандартом ISO7185.

В языке Pascalреализован ряд концепций, рассматриваемых как основа «дисциплинированного» программирования и заимствованных впоследствии разработчика ми многих языков. Одним из существенных признаков языка Pascalявляется последовательная и достаточно полная реализация концепции структурного программирования. Причем это осуществляется не только путем упорядочивания связей между фрагментами программы по управлению, но и за счет структуризации данных. Кроме того, в языке реализована концепция определения новых типов данных на основе уже имеющихся. Этот язык, в отличие от языка С, является строго типизированным. Pascalхарактеризуется:

- высоким уровнем;

- широкими возможностями;

- стройностью, простотой и краткостью;

- строгостью, способствующей написанию эффективных и надежных программ;

- высокой эффективностью реализации на ЭВМ.

Pascalреализован на ЭВМ различных типов, но наиболее распространен и развит для ПЭВМ. В настоящее время широко используются такие версии этого языка для ПЭВМ, как BorlandPascalи TurboPascal.

Основы визуального программирования

В последнее время многие программы, в особенности объектно-ориентированные, реализуются как системы визуального программирования. Отличительной особенностью таких систем является мощная среда разработки программ из готовых «строительных блоков», позволяющая создать интерфейсную часть программного продукта в диалоговом режиме, практически без кодирования программных операций. К числу объектно-ориентированных систем визуального программирования относятся: VisualBasic, Delphi, C++Builderи VisualC++. В данном разделе рассматриваются начальные сведения по системе программирования Delphi.


Среда Delphi

Среда Delphiвизуально реализуется несколькими одновременно раскрытыми окнами на экране: главное окно (оно имеет заголовок Project1), окно формы (заголовок Form1), окно инспектора объектов (ObjectInspector) и окно кода программы (Unit1.pas). Слева в окне кода располагается вспомогательное окно браузера, с помощью которого можно просматривать структуру всех объявлений в окне кода.

Главное окно осуществляет основные функции управления проектом создаваемой программы. В главном окне располагается главное меню Delphi, набор пиктографических командных кнопок и палитра компонентов. В данном разделе приводятся некоторые пункты системы меню.

Таблица 1 - Система меню. Опция File

NewApplication Создать новую программу
NewForm Создает новую форму и подключает ее к проекту
Open Открывает ранее созданную форму
OpenProject Открывает ранее созданный проект
Save Сохраняет активную форму
SaveAs Сохраняет активную форму под другим именем
Save Project As Сохраняет файл проекта под другим именем
Close Закрывает текущую форму
CloseAll Закрывает все открытые файлы
Exit Прекращает работу Delphi

Опция Edit. Назначения пунктов меню опции Editсовпадают с одноименными пунктами текстового процессора Word.

Таблица 2 - Опция Project

Add To Project Добавить к проекту
Remove From Project Удаляет файл из проекта
ViewSource Показывает окно с кодом проекта
CompileProject1 Компилирует модули, которые изменились с момента предыдущей компиляции проекта
BuildProject1 Компилирует все модули и создает исполняемую программу
Syntax Check Project Проверяет синтаксическую правильность программы
Options Показывает диалоговое окно установки параметров проекта

ОпцияRun

Run Компилирует программу и делает ее прогон
Parameters Указывает командную строку запуска вашей программы
StepOver В отладочном режиме выполняет текущую строку кода и не прослеживает работу вызываемых подпрограмм
TraceInto В отладочном режиме выполняет текущую строку кода и прослеживает работу вызываемых подпрограмм
Trace To Next Source Line Программа выполняется до ближайшего от текущего положения курсора исполняемого оператора
Show Execution Point Отображает в окне кода оператор, на котором было прервано выполнение программы
ProgramPause Приостанавливает прогон отлаживаемой программы
ProgramReset Прекращает прогон программы и восстанавливает режим конструирования программы
Inspect Открывает окно проверки текущего значения
Add Watch Добавляет переменную или выражение в окно наблюдения
AddBreakpoint Добавляет точку останова
Evaluate/Modify Открывает окно проверки/изменения переменных

Пиктографические кнопки открывают быстрый доступ к наиболее важным опциям главного меню.

Палитра компонентов- занимает правую часть главного окна и имеет закладки, обеспечивающие быстрый поиск нужного компонента. Под компонентом понимается некий функциональный элемент, содержащий определенные свойства и размещаемый программистом в окне формы. С помощью компонентов создается каркас программы, ее видимые на экране внешние появления: окна, кнопки, списки и т.д.

Окно формы - представляет собой проект Windows– окна будущей программы. Вначале это окно содержит только стандартные для Windowsинтерфейсные элементы – кнопки вызова системного меню, максимизации, минимизации, закрытия окна, полосу заголовка и очерчивающую рамку. Вся рабочая область окна пуста. Программист при разработке проекта извлекает необходимые компоненты и размещает их на поле формы, заполняя его интерфейсными элементами.

Окно Инспектора Объектов. Любой размещаемый на форме компонент характеризуется некоторым набором параметров: размером, цветом и т.д. Часть параметров программист может изменять. Для изменения параметров предназначено окно Инспектора Объектов. Окно содержит две страницы – Properties(Свойства) и Events(События). Страница Propertiesслужит для установки нужных свойств компонента, страница Eventsпозволяет определить реакцию компонента на то или иное событие. Совокупность свойств отображает видимую строну компонента, совокупность событий его поведенческую сторону: будет ли компонент реагировать на щелчок мыши или нажатие клавиши и т.д.

Каждая страница окна Инспектора Объектов представляет собой двухколонную таблицу, левая колонка содержит название свойства или события, правая - конкретное значение свойства или имя подпрограммы, обрабатывающей соответствующее событие. Строки выбираются щелчком мыши. Если слева от имени свойства указан знак «+» (сложное свойство), то для раскрытия списка значений данного свойства следует щелкнуть мышью по символу «+».

Щелчок мышью на правой колонке строки таблицы активизирует указанное в ней значение свойства, при этом в правом конце может появиться или кнопка с многоточием, или кнопка со стрелкой. Щелчок по кнопке с многоточием приводит к появлению на экране диалогового окна, с помощью которого устанавливается значение сложного свойства, щелчок по кнопке со стрелкой ведет к раскрытию списка возможных значений свойства.

Программирование в Delphi

Процесс создания Delphi- программы разбивается на две фазы: фазу конструирования формы и фазу кодирования. Конструирование формы осуществляется с помощью выбора компонентов из палитры и размещения их на форме.

Размещениекомпонента

1. Выбратькомпонент из палитры компонентов(щелкнутьпонемумышью);

2. Щелкнуть мышью по точке рабочего пространства формы, где должен располагаться левый верхний угол компонента.

Чтобы придать компоненту нужные свойства, используется страница PropertiesИнспектора Объектов. Чтобы присвоить какое-либо свойствокомпонентупрограммно,необходимо выполнитьоператорприсваивания. Влевойчасти операторадолжно бытьуказаносоставное имя, а справа – значение.

<имя компонента>.<имя свойства>:=<значение>

Реакция на события

Чтобы компонент мог откликаться на то или иное событие, программист должен создать фрагмент программы, который называется обработчиком события и указать его имя на странице EventsИнспектора Объектов. Этот фрагмент должен представлять собой последовательность операторов, в которой программист указывает, что именно должна делать программа в ответ на то или иное событие.

Обработчик события оформляется в виде процедуры, имеющей составное имя. Чтобы заставить Delphiсамостоятельно сделать заготовку для процедуры обработчика того или иного события необходимо дважды щелкнуть в правой части строки соответствующего события на странице Events.

Пример.Разработать программу, которая бы по нажатой кнопке выводила на экран сообщение ”Моя первая программа на Delphi”.