Смекни!
smekni.com

Интеграция информационных технологий в системе государственного управления (стр. 8 из 12)

Сейчас мы находимся в начале пути. Перераспределение форм деловой активности и рыночных ниш приводит к парадоксальным результатам. Ведущие игроки «старой» экономики приобретают новые бизнесы, стремясь к универсализму функций и сервисов. Игроки новой экономики выходят на традиционные рынки. Все это ведет к появлению конгломератов, сочетающих в себе все возможные сектора и функции. Microsoft занялся продажами недвижимости. Нефтяные компании инвестируют в Internet-порталы, а консультационные фирмы покупают акции разработчиков программного обеспечения. Но параллельно начались процессы деления: появились заявления о создании на месте одной компании двух фирм, специализирующихся в разных областях.

Все эти примеры свидетельствуют о начале драматических процессов перераспределения и ожесточенной конкурентной борьбе за «место под солнцем» в новой экономике. Итогом же станет появление специализированных фирм, которые будут стремиться к монополии в своем секторе.

Экономика, основанная на знаниях, настоятельно потребует такой специализации. Все большее распространение будет приобретать аутсорсинг – передача сторонней фирме неосновных деловых процессов компании. Экономической основой этого станет стремление к снижению издержек и необходимость концентрации в организации только профильных данных, информации и знаний.

Сократить издержки позволяет исключение из штата непрофильных работников: снижается фонд зарплаты и, соответственно, налоги; уменьшаются затраты на содержание рабочих мест, административные издержки, минимизируются необеспеченные риски, связанные с низкой квалификацией непрофильных работников. Наконец, исчезают внутренние противоречия в коллективе: например, главный бухгалтер или руководитель PR-отдела получает гораздо больше менеджера по продажам или разработчика новой техники, приносящих фирме основные деньги.

Сосредоточение в организации только профильной информации также снижает издержки – как прямые, так и косвенные: облегчается поиск, сокращаются расходы на распределение доступа и повышенную безопасность зоны бухгалтерского учета и т.п.

Аутсорсинг позволяет усилить специализацию всех игроков рынка. Любая фирма, организация, предприятие, орган государственного управления получает возможность сосредоточиться на своем основном деловом процессе: производстве высокотехнологичных «расширенных продуктов» по индивидуальным запросам потребителей, производстве знаний, производстве новых «безумных» идей (достаточно «безумных», чтобы стать основой новых отраслей).

Уже сейчас многие фирмы пользуются услугами аутсорсинга. Его основные области – бухгалтерский учет, обслуживание корпоративной информационной системы, поддержка веб-сайтов, маркетинговые исследования, обработка и систематизация входящей информации. На очереди – стратегическое планирование, PR, сбыт, юридическое сопровождение всей деятельности фирмы.

Уже в первом десятилетии XXI века аналитики предсказывают лавинообразный рост количества специализированных предприятий, которые будут обслуживать во многих компаниях только один деловой процесс. Как только предложение на рынке начнет превышать спрос, появляется возможность выбора, что, в свою очередь, резко поднимет качество аутсорсинга. Чем организация больше, тем скорее нужно избавиться от всех непрофильных фигур и структур. Выигрыш – в улучшении управляемости и снижении расходов.

Аутсорсинг дает возможность поручить выполнение отдельных деловых процессов профессионалам, чьи корпоративные знания сфокусированы именно на этом секторе бизнес-услуг. А самой компании – целенаправленно увеличивать свой интеллектуальный капитал в ключевой сфере деятельности. Уже сейчас на этот путь встают даже знаменитые промышленные гиганты: General Motors, Ford и DaimlerChrysler создали общую электронную систему закупок комплектующих.

Информация и знания – плоть и кровь новой экономики. Ее лидеры – организации, где быстрее всех и лучше всех обрабатывают информацию и обмениваются знаниями.

Думай глобально – действуй локально

Конкурентное преимущество в новой экономике будет определять наличие уникальных товаров. Товаром являются продукты, технологии, бизнес-идеи, модели организации деловых процессов, аудитория потребителей. Один из важнейших факторов конкуренции – время. Устойчивость позиции компании зависит от максимального сокращения периода от появления идеи до внедрения товара на рынок при одновременном наращивании производительности труда, повышении гибкости производства, снижении всех видов издержек.

Локально действовать – значит сосредоточить все ресурсы фирмы на приоритетном направлении, где организация может захватить лидерство. Новая экономика в этом смысле не изобретает ничего особенного по сравнению со старой. Лидерами всегда становились фирмы, целенаправленно внедрявшие новый продукт, новую управленческую идею, новый способ организации труда, новую услугу: фордовский конвейер, микрочипы Intel, экспресс-доставка DHL… Ключевое отличие новой экономики – в содержании инноваций и в их узкой направленности на нужды конкретного потребителя. В новой экономике высокий темп изменений диктует спрос прежде всего на идеи. Сама идея, чтобы обеспечить лидерство, должна быть предельно локальной: конкретная технология, услуга, управленческая модель.

Глобально мыслить – значит планировать внедрение своего эксклюзивного товара (идеи, продукта, услуги) в как можно большем количестве отраслей, регионов, процессов.

В новой экономике формируются глобальные стандарты. Технологии и процессы становятся универсальными. Конвергенция становится ведущей тенденцией. Именно поэтому локальные эксклюзивные решения столь быстро распространяются.

В новой экономике стираются границы между предприятиями. Каждый товар фактически объединяет в одну интегрированную цепочку поставок все предприятия, задействованные в его разработке, производстве, доставке потребителю и постпродажном сервисе. Введение технологической или бизнес-новации в любом звене автоматически ведет к их распространению по всей цепи.

Все эти изменения влекут за собой и смену поведения инвесторов. Раньше они оценивали, прежде всего, прибыльность компании. Сейчас их приоритет – обладание уникальными технологиями или трудновоспроизводимыми бизнес-моделями. Инвесторы оценивают интеллектуальный капитал. Вторая составляющая инвестиционной привлекательности компании – большое число приверженных потребителей и возможность быстрого роста их числа.

Новая инвестиционная парадигма уже сейчас «обкатывается» на Internet-компаниях, полностью ведущих свой бизнес в виртуальном пространстве. Инвесторы оценивают нацеленность на аудиторию. Деньги будут вкладывать и в проекты, которые охватывают максимальную аудиторию, и, напротив, в те, которые сосредоточены на удовлетворении разнообразных потребностей узкоспециализированной аудитории (за счет разнообразия предлагаемых продуктов и сервисов). Аудитория – фетиш новой экономики. При налаженном бизнесе в любой из областей компания может с минимальными затратами освоить новую сферу деятельности. Электронная среда становится главным фактором рыночной экспансии.

«В большинстве случаев необходимость вхождения в новую бизнес-среду определяют тип бизнеса и амбиции его владельца. Скажем, предприниматель разрабатывает концепцию быстрого питания и переносит эту технологию на целую сеть, достигая масштабов международной корпорации (как, например, Telepizza). Такая экспансия сегодня невозможна без Internet. В Internet в той или иной степени будут «погружены» все бизнесы.»

Леонид Богуславский, управляющий партнер PriceWaterhouseCoopers

Поскольку все большее количество фирм станут переводить свои деловые процессы в Internet, данная модель инвестиционного поведения станет преобладающей. И в борьбе за привлечение финансовых ресурсов победит не тот, кто крупнее, у кого больше финансовых возможностей, а тот, кто обладает наибольшим интеллектуальным капиталом. В результате сменится и модель конкуренции: микро-фирмы, способные генерировать инновации, смогут на равных конкурировать с огромными корпорациями. Теперь можно продать пользующийся спросом товар любым заказчикам в любое время и в любом месте. Наступает время больших игр для маленьких компаний.

Экономика, управляемая потребителем

В центре новой экономики – потребитель. Не тот, массовый, на которого ориентировался Генри Форд, говоривший: «Автомобиль может быть любого цвета, если этот цвет черный». Не тот, распределенный по сегментам, которого описывали все ведущие маркетологи второй половины ХХ века. Потребитель новой экономики – это конкретный единичный клиент.

Именно ориентацией на удовлетворение дифференцированных индивидуальных потребностей, в конечном счете, и обусловлены все остальные принципы новой экономики.

Американский покупатель уже не хочет иметь стандартные джинсы Levi's. Он желает получить джинсы, подогнанные именно по его фигуре, росту, с тем набором аксессуаров и того цвета, которые ему необходимы. Японский автовладелец больше не покупает «Тойоту» у дилера – на конвейере завода собирают модель специально по его индивидуальному заказу. Даже российского человека уже не удовлетворяет типовая квартира – он хочет, чтобы она была спланирована под его конкретные нужды.