— вопросы в закрытой форме (множественный выбор);
— да/нет;
— короткий ответ;
— числовой;
— соответствие;
— случайный вопрос;
— вложенный ответ и др.
Вопросы тестов сохраняются в базе данных и могут повторно использоваться в одном или разных курсах.
На прохождение теста может быть дано несколько попыток. Возможно установить лимит времени на работу с тестом.
Преподаватель может оценить результаты работы с тестом, просто показать правильные ответы на вопросы теста.
1.4 Выбор и обоснование решения поставленной задачи
Для разработки обучающе-тестирующей системы по дисциплине «Управление проектами» была выбрана визуальная среда разработки интерактивных учебных материалов Macromedia Authorware 7.0.
Macromedia Authorware создана компанией Macromedia, известной своими решениями в сфере мультимедиа, веб-дизайна и управления контентом. Создание объектов знаний и законченных интерактивных обучающих курсов в Authorware реализовано с помощью интуитивно понятного наглядного интерфейса, который использует принцип блок-схемы, отражающей очередность выполнения действий, и пиктограмм, которые дизайнер располагает в узлах блок-схемы с помощью мыши. Блок-схема соответствует предполагаемой траектории обучения студента, она нелинейна: может ветвиться и быть закольцована.
Каждой пиктограмме Authorware соответствует своя функция, всего их 14. Среди них следующие функции: вывода изображения на экран, воспроизведения звука, взаимодействия с обучаемым, перехода по условию, вычисления значения переменной и др. Комбинируя их, разработчик может создавать интерактивное приложение, не прибегая к программированию.
В процессе разработки курса можно использовать так называемые объекты знаний (knowledge objects). Это заранее сохраненные программные модули, реализующие специфические учебные функции встроенными средствами Authorware (например, тестирование, отправка данных в систему управления обучением, отправка электронной почты и др.). Большинство из них реализовано в форме мастеров (wizards), настраиваемых пользователем шаг за шагом. В комплект поставки входит небольшая библиотека наиболее востребованных объектов, большинство которых доступны на сайтах, посвященных Authorware. Можно также создавать эти объекты самостоятельно, включая в них, например, шаблоны оформления, что позволит существенно ускорить разработку курсов внутри учебного заведения, сохраняя при этом единый стиль и логику материалов. Грамотная организация создания шаблонов может стать центральным звеном разработки, позволяя легко создавать курсы даже неквалифицированным в области программирования преподавателям.
Macromedia Authorware поддерживает почти все распространенные типы данных мультимедиа. Возможны различные комбинации файлов Shockwave Flash, MP3, QuickTime, AVI; растровых изображений JPEG, GIF, BMP; векторной графики WMF, EPS, CDR; текста RTF и DOC и т.д.
Authorware позволяет хранить мультимедийные материалы отдельно, чтобы разграничить информационное наполнение курса и его логику. Это позволяет легко обновлять приложения, осуществляя принцип актуальности учебных материалов, а их логическое ядро повторно использовать в других проектах. Это особенно важно, поскольку опубликованный однажды курс нельзя открыть в редакторе и изменить, для этого нужно обязательно иметь исходный рабочий файл.
Использование внешних материалов позволяет без приобретения дополнительных лицензий решить проблему общего доступа для лиц, ответственных за обновление контента. Учебный курс создается всего один раз, а затем публикуется для доставки по сетям Интернета, корпоративным интранет-сетям и на компакт-дисках. Технология «публикации одной кнопкой» позволяет разработчику быстро создать сразу несколько версий продукта для разных платформ. В процессе публикации можно определять, стоит ли включать ли данные в тело курса или будут ссылки на внешние ресурсы. Для доставки курсов Authorware через Интернет используется плагин для браузера Authorware Web Player.
Курсы Authorware могут работать также под управлением LMS. Для этого предусмотрен мастер подключения к LMS, отправляющий и получающий данные в соответствии со стандартами ADL, SCORM и AICC. Кроме того, в версии 7.0 к опциям «публикации одной кнопкой» впервые добавлена возможность публикации прямо в LMS, существенно облегчающая развертывание курсов Authorware.
Модуль CourseBuilder for Macromedia Dreamweaver MX обеспечивает быструю разработку интерактивных учебных материалов на базе Dreamweaver версий 4, MX и MX 2004. Расширение разработано Macromedia и рекомендуется компанией для использования в области электронного обучения.
Данное расширение представляет собой набор препрограммированных скриптов, доступ к функциям которых осуществляется в удобном режиме через привычный интерфейс экранных форм Dreamweaver. Таким образом, вместо создания, например, интерфейса «drag-and-drop» вручную с нуля (а это довольно трудоемко, особенно для начинающих) просто создается объект из шаблона с указанием имен картинок, куда их нужно будет перетащить, и определяется дальнейший сценарий.
Поскольку расширение разработано Macromedia, оно содержит традиционно полное описание с тренировочными упражнениями. Работать с расширением понравится как новичкам, так и профессионалам: настроить можно любой элемент, будь то графический шаблон взаимодействия или событие, так как все они записаны в файлах HTML и JavaScript. Кое-что даже описано в документации (например, добавление новых стилей кнопок).
Созданные с помощью связки Dreamveawer-CourseBuilder курсы полностью доступны и переносимы, так как для их воспроизведения не требуется ничего, кроме стандартного браузера версии 4.0 и выше. Поэтому рассматриваемое средство становится единственным выбором в случае, когда необходимо обеспечить интерактивность обучаемым при неизвестной конфигурации оборудования.
Средство веб-дизайна Learning Site for Dreamweaver MX также разработано Macromedia. Из названия можно сделать вывод, что оно предназначено для создания обучающего веб-сайта, но это не совсем так. С его помощью возможна реализация серверного приложения доставки электронных учебных материалов с возможностью отслеживания результатов обучения и записи их в базу данных, а также (что очень важно) администрирования пользователей. Конечно, ему не хватает многих функций «больших» систем, например в нем нельзя создать каталог курсов, но не стоит забывать, что это бесплатное расширение. Кроме того, все операции по созданию обучающего ресурса могут быть выполнены менее чем за пять минут (если, конечно, существуют уже подготовленные учебные материалы).
2 Практическая часть
2.1 Установка общих параметров курса
При запуске Authorware вначале открывается основное окно приложения, а затем на весь экран поверх него выводится диалоговое окно New Project (Создать проект). Это окно обеспечивает доступ к трем мастерам – для создания подсистемы обучения (Application), для построения подсистемы тестирования (Quiz) и для выбора запуска учебника или начала создания нового файла с имеющейся моделью (Accessibility Kit) как показано на рисунке 1. Закройте это окно, щелкнув на кнопке Cancel.
Рисунок 1 – Вид окна приложения после запуска Authorware
В результате перед нами предстанет окно проектирования, содержащее только вертикальную направляющую.
Щелкните мышью на окне проектирования, чтобы активизировать его. При этом станут доступны все разделы основного меню приложения, за исключением Control (Управление). Откройте меню Modify и в каскадном меню File выберите команду Properties. На экране появится диалоговое окно, предназначенное для установки параметров курса.
На вкладке Playback (Воспроизведение) выполните следующие действия (рисунок 2):
— в текстовом поле введите заголовок окна (он «проявиться» только после публикации курса, а в режиме редактирования для окна просмотра используется стандартный заголовок Presentation Windows);
— в поле Color (Цвет) нажимаем на кнопку Background (Фон) и задаем фон окна просмотра;
— в списке Size (Размер) выберите пункт Use Full Screen (Использовать весь экран);
— поставьте флажок Title Bar (Полоса заголовка), данный параметр важен не только с точки зрения внешнего вида конечного продукта, но и с точки зрения удобства работы при редактирования курса; дело в том, что полоса заголовка содержит кнопку закрытия окна, которая зачастую оказывается более удобным средством выхода из режима просмотра;
— убедитесь, что остальные флажки в группе Options сняты.
Рисунок 2 – Параметры курса, установленные на вкладке Playback
На вкладке Interaction (Параметры взаимодействия) нас пока интересуют только параметры, определяющие внешний вид кнопки, которая создается с помощью кадра типа Wait Icon. В дальнейшем для краткости будем называть эту кнопку кнопкой паузы. Кадр этого типа позволяет задержать переход к следующему кадру курса до тех пор, пока пользователь не щелкает на кнопке паузы.
По умолчанию кнопка паузы имеет метку Continue (Продолжить) и по форме аналогична стандартным кнопкам Windows. Заменим исходную метку словом Вперед. Для этого необходимо ввести новую метку в текстовом поле Label (Метка) (рисунок 3). Новая метка будет использоваться для всех кнопок паузы в курсе.
Рисунок 3 – Новая метка кнопки паузы
Чтобы изменить формат кнопки паузы, требуется щелкнуть на кнопочке, расположенной справа от окна Wait Button и в открывшемся диалоговом окне (рисунок 4) выбрать подходящий вариант.
Существенным параметром формата кнопки является шрифт, используемый для вывода метки. Особенно он важен в том случае, если вы применяете кириллицу. Чтобы избежать неприятных сюрпризов после публикации курса, следует выбрать шрифт, поддерживающий кириллицу. Выбираем шрифт Arial CYR.
Рисунок 4 – Диалоговое окно для вывода формата кнопки паузы
Вкладка CMI содержит группу флажков Knowledge Track (Контроль знаний), которые позволяют указать список действий пользователя, подлежащих регистрации. Накопленные данные в последствии могут быть переданы на сервер учебного центра (то есть системе управления обучением).