Смекни!
smekni.com

Проектирование компилятора (стр. 3 из 4)

Любой КА может быть задан с помощью пяти параметров: M(Q,∑,δ,qo,F),

где:

Q - конечное множество состояний автомата;

∑ - конечное множество допустимых входных символов (входной алфавит КА);

δ - заданное отображение множества Q*∑ во множество подмножеств P(Q)δ: Q*∑→ P(Q) (иногда δ называют функцией переходов автомата);

q0 Q - начальное состояние автомата;

F Q. - множество заключительных состояний автомата.

Другим способом описания КА является граф переходов – графическое представление множества состояний и функции переходов КА. Граф переходов КА – это нагруженный однонаправленный граф, в котором вершины представляют состояния КА, дуги отображают переходы из одного состояния в другое, а символы нагрузки (пометки) дуг соответствуют функции перехода КА. Если функция перехода КА предусматривает переход из состояния q в q' по нескольким символам, то между ними строится одна дуга, которая помечается всеми символами, по которым происходит переход из q в q'.

Недетерминированный КА неудобен для анализа цепочек, так как в нем могут встречаться состояния, допускающие неоднозначность, то есть такие, из которых выходит две или более дуги, помеченные одним и тем же символом. Очевидно, что программирование работы такого КА - нетривиальная задача. Для простого программирования функционирования КА M(Q,∑,δ,qo,F) он должен быть детерминированным - в каждом из возможных состояний этого КА для любого входного символа функция перехода должна содержать не более одного состояния.

Доказано, что любой недетерминированный КА может быть преобразован в детерминированный КА так, чтобы их языки совпадали (говорят, что эти КА эквивалентны).

Кроме преобразования в детерминированный КА любой КА может быть минимизирован - для него может быть построен эквивалентный ему детерминированный КА с минимально возможным количеством состояний.

Можно написать функцию, отражающую функционирование любого детерминированного КА. Чтобы запрограммировать такую функцию, достаточно иметь переменную, которая бы отображала текущее состояние КА, а переходы из одного состояния в другое на основе символов входной цепочки могут быть построены с помощью операторов выбора. Работа функции должна продолжаться до тех пор, пока не будет достигнут конец входной цепочки. Для вычисления результата функции необходимо по ее завершении проанализировать состояние КА. Если это одно из конечных состояний, то функция выполнена успешно и входная цепочка принимается, если нет, то входная цепочка не принадлежит заданному языку.

Однако в общем случае задача лексического анализатора шире, чем просто проверка цепочки символов лексемы на соответствие ее входному языку. Он должен правильно определить конец лексемы (об этом было сказано выше) и выполнить те или иные действия по запоминанию распознанной лексемы (занесение ее в таблицу лексем). Набор выполняемых действий определяется реализацией компилятора. Обычно эти действия выполняются сразу же при обнаружении конца распознаваемой лексемы.

Во входном тексте лексемы не ограничены специальными символами. Определение границ лексем — это выделение тех строк в общем потоке входных символов, для которых надо выполнять распознавание. Если границы лексем всегда определяются (а выше было принято именно такое соглашение), то их можно определить по заданным терминальным символам и по символам начала следующей лексемы. Терминальные символы - это пробелы, знаки операций, символы комментариев, а также разделители (запятые, точки е запятой и др.). Набор таких терминальных символов может варьироваться в зависимости от входного языка. Важно отметить, что знаки операций сами также являются лексемами и необходимо не пропустить их при распознавании текста.

Таким образом, алгоритм работы простейшего сканера можно описать так:

□ просматривается входной поток символов программы на исходном языке до обнаружения очередного символа, ограничивающего лексему;

□ для выбранной части входного потока выполняется функция распознавания лексемы;

□ при успешном распознавании информация о выделенной лексеме заносится в таблицу лексем, и алгоритм возвращается к первому этапу;

□ при неуспешном распознавании выдается сообщение об ошибке, а дальнейшие действия зависят от реализации сканера: либо его выполнение прекращается, либо делается попытка распознать следующую лексему (идет возврат к первому этапу алгоритма).

Работа программы-сканера продолжается до тех пор, пока не будут просмотрены все символы программы на исходном языке из входного потока.


Заключение

В результате выполнения курсовой работы для заданного входного языка были построены отдельные части компилятора.

В первой части работы была разработана программа, которая получает на входе набор идентификаторов, организует таблицу идентификаторов методом упорядоченного списка и методом простого рехэширования с помощью произведения, позволяет осуществить многократный поиск идентификатора в этих таблицах.

Во второй части работы была написана программа, которая выполняет лексический анализ входного текста и порождает таблицу лексем с указанием их типов и значений.

Отдельные части компилятора, разработанные в данной курсовой работе, дают представление о технике и методах, лежащих в основе построения компиляторов.

Список использованной литературы

1. Кампапиец Р.II. Манькоп Е.В., Филатов Н.Е. Системное программирование. Основы построения трансляторов: Учеб. пособие для высших и средних учебных заведений. – СПб.: КОРОНА Принт, 2000. – 256 с.

2. Системное программное обеспечение: Учебник для вузов/ А.Ю. Молчанов- СПб.: Питер, 2003.- 396 с.

3. http://trubetskoy1.narod.ru/index.html


Приложение 1

Задание:

Организовать таблицу идентификатором с помощью простого рехеширования с помощью произведения.

Код программы:

unit Unit1;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, ComCtrls, StdCtrls, ExtCtrls, Grids;

type

TForm1 = class(TForm)

OpenDialog1: TOpenDialog;

Panel1: TPanel;

GroupBox1: TGroupBox;

Button1: TButton;

Memo2: TMemo;

Button2: TButton;

Edit1: TEdit;

GroupBox2: TGroupBox;

StringGrid1: TStringGrid;

Label1: TLabel;

procedure Button1Click(Sender: TObject);

procedure FormCreate(Sender: TObject);

procedure Button2Click(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

const

hash_min=Ord('0')+Ord('0')+Ord('0');

HASH_MAX= Ord('z')+Ord('z')+Ord('z');

REHASH1 = 127;

REHASH2 =223;

var

Form1: TForm1;

lengtM:integer;

sName:string ;

Find,NumSTR:integer;

implementation

function VarHash(const sName:string):longint;

var

i:integer;

begin

for i:=1 to length(sname) do

begin

Result:=(Ord(sName[i])+Ord(sName[(Length(sName)+i) div 2]) * i{HASH_MIN}) mod (HASH_MAX - HASH_MIN+i) + HASH_MiN;

if Result < HASH_MIN then Result := HASH_MIN;

end;

end;

{$R *.dfm}

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var

fName,str:string;

i:integer;

begin

form1.OpenDialog1.Execute;

fname:=form1.OpenDialog1.FileName;

form1.Memo2.Lines.loadfromfile(fName);

form1.StringGrid1.RowCount:=memo2.Lines.Count+1;

NumSTR:=memo2.Lines.Count+1;

for i:=0 to NumSTR do

begin

//Заполнение таблицы идентификаторов

str:=memo2.Lines.Strings[i];

form1.StringGrid1.Cells[2,i+1]:=(str);

stringgrid1.Cells[0,i+1]:=inttostr(i);

stringgrid1.Cells[1,i+1]:=Inttostr(VarHash(str));

end;

end;

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);

begin

with stringgrid1 do

begin

ColCount:=3;

RowCount:=3;

cells[0,0]:='#Функции';

stringgrid1.ColWidths[1]:=110;

cells[1,0]:='Значение Функции';

stringgrid1.ColWidths[2]:=100;

cells[2,0]:='Строка';

end;

end;

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

var i,n:integer;

begin

find:=0;

n:=VArHAsh(form1.Edit1.Text);

begin

for i:=1 to numstr do

if (strtoint(stringgrid1.Cells[1,i])=n) and (edit1.Text=stringgrid1.Cells[2,i])

then

begin

Find:=Find+1;

form1.Label1.Caption:='Найдено Элементов - '+inttostr(Find);

showmessage('Элемент '+stringgrid1.Cells[2,i]+' найден'+chr(13)+'Найдено Элементов - '+inttostr(Find));

end;

end;

end;

end.

Результат выполнения:


Приложение 2

Задание:

Организовать таблицу идентификатором с помощью бинарного дерева.

Код программы:

Результат выполнения:

Приложение 3

Задание:

Создать лексический анализатор арифметических выражений.

Код программы:

unit Program2;

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, StdCtrls, XPMan, ComCtrls, Buttons, Grids;

type

TForm1 = class(TForm)

Memo1: TMemo;

Button1: TButton;

ListBox1: TListBox;

Button2: TButton;

PageControl1: TPageControl;

TabSheet1: TTabSheet;

TabSheet2: TTabSheet;

GroupBox1: TGroupBox;

Edit1: TEdit;

Button3: TButton;

Button4: TButton;

OpenDialog1: TOpenDialog;

Button5: TButton;

Button6: TButton;

StringGrid1: TStringGrid;

StringGrid2: TStringGrid;

procedure Button1Click(Sender: TObject);

procedure Button2Click(Sender: TObject);

procedure Button3Click(Sender: TObject);

procedure Button4Click(Sender: TObject);

procedure Button5Click(Sender: TObject);

procedure FormCreate(Sender: TObject);

procedure Button6Click(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

Form1: TForm1;

implementation

{$R *.dfm}

//====================================

function StringToWords(T: string; Mode: Short; List: Tstrings = nil): integer;

var

i, z: integer;

s: string;

c: Char;

procedure Check;

begin

if (s > '') and (List <> nil) then

begin

List.Add(S);

z := z + 1;

end

else if (s > '') and (List = nil) then z := z + 1;

s := '';

end;

begin

i := 0;

z := 0;

s := '';

if t > '' then

begin

while i <= Length(t) + 1 do

begin

c := t[i];

case Mode of

0: {русские и английские слова}

if (c in ['a'..'z']) or (c in ['A'..'Z']) or (c in ['а'..'я']) or

(c in ['А'..'Я']) and (c <> ' ') then

s := s + c

else

Check;

1: {только русские слова}

if (c in ['а'..'я']) or (c in ['А'..'Я']) and (c <> ' ') then

s := s + c

else

Check;

2: {только английские слова}

if (c in ['a'..'z']) or (c in ['A'..'Z']) or (c in ['0'..'9']) or