Смекни!
smekni.com

Алгоритмизация и программирование на языке Паскаль (стр. 2 из 2)

Алгоритм выполнения:

Текст программы:

Program lab5_1v8;

Uses

Crt ;

Label

1,2 ;

Const

X1=-1; X2=2; N=11;

var

y,x,dx: Real;

i: Integer;

ch: Char;

vr: Byte;

begin

1:

clrscr;

textcolor (11);

Writeln (' ЦИКЛ С ЗАДАННЫМ ЧИСЛОМ ПОВТОРЕНИЙ');

Writeln ;

Writeln (' Лабораторная работа № 5 (задания 1), 8-ой вариант');

Writeln (' Дано:');

Writeln (' Дана система уравнеий для вычисления значения y,');

Writeln (' /');

Writeln (' | x*(3-x) , -1<= x <0');

Writeln (' y = < 1 , 0<= x <1');

Writeln (' | tg(2x) , 1<= x <=2');

Writeln (' &bsol;');

Writeln (' При выводе значении tg(2x) - х является ГРАДУСОМ!');

Writeln ;

Writeln (' Значениеx = [-1;2].');

Writeln (' Из диапазона x выбирается N значений, которые');

Writeln (' атоматически вычисляются, разбив промежуток на равные части.');

Writeln ;

textcolor (LightGreen);

Writeln ('Выберите вариант вывода значений:');

Writeln (' 1 - вывод всех значений');

Writeln (' 2 - пошаговый режим');

Writeln ('(нажмите соотв. цифру на клавиатуре)');

{Проверяем выбораный режим 49="1", 50="2"}

Ch := ReadKey;

If Ch=#49 then vr:=10

else if Ch=#50 then vr := 1

else goto 1;

clrscr ;

Writeln (' Cистема уравнеий для вычисления значения y,');

Writeln (' /');

Writeln (' | x*(3-x) , -1<= x <0');

Writeln (' y = < 1 , 0<= x <1');

Writeln (' | tg(2x) , 1<= x <=2');

Writeln (' &bsol;');

if vr = 1 then

begin

textcolor (LightRed);

Writeln(' длязавершениянажмите "Esc", дляпродолжениялюбуюклавишу');

Writeln ;

textcolor (LightGreen);

end

else Writeln ;

{-= выводим в табличном значении =-}

Writeln (' ==================');

Writeln (' = n = x = y =');

Writeln (' ==================');

dx := (X2-X1)/(N-1);

x := X1;

For i:=1 to N do

Begin

if x<0 then y := x*(3-x)

else if x<1 then y := 1

else y := (sin(2*x*Pi/180)/cos(2*x*Pi/180));

Writeln (' =',i:3,'=',x:7:2,'=',y:7:2,'=');

x := x+dx;

{проверка для пошагового режима}

if vr < 10 then

begin

Ch := ReadKey;

If Ch=#27 then goto 2;

end;

End;

Writeln (' ==================');

Writeln ;

textcolor (LightRed);

Writeln(' для завершения нажмите "Esc", для повтора любую клавишу');

Writeln ;

textcolor (White);

Ch := ReadKey;

If Ch=#27 then goto 2;

goto 1;

2:

Writeln ('До свидания.');

Writeln ('Работу выполнил:');

Writeln ('К.Виктор гр. ЗРП-118 (210402) 2009г.');

end.

Лабораторная работа 5.2

«Цикл с заданным числом повторений» (For..to..do)

Лабораторное задание

Задание 2. Для заданного х, числа слагаемых или п вычислить следующее.


Алгоритм выполнения:

Текст программы:

Program lab5_2v8;

Uses Crt ;

Label 1,2 ;

var

b,x,s: real;

a: Shortint;

ch: Char;

vr: Byte;

c,zn,zi,i,n : Longint;

begin

1:

clrscr;

textcolor (11);

Writeln (' ЦИКЛСЗАДАННЫМЧИСЛОМПОВТОРЕНИЙ');

Writeln ;

Writeln (' Лабораторная работа ь 5 (задания 2), 8-ой вариант');

Writeln (' Дано:');

Writeln (' Дана последовательность s,');

Writeln ;

Writeln (' x^2 x^4 x^6 x^n');

Writeln (' s = 1 - --- + --- - --- + ... ---');

Writeln (' 2! 4! 6! n!');

Writeln ;

Writeln (' Значение x и n надо ввести с клавиатуры.');

Writeln (' Где: x - не известная x');

Writeln (' n - кол-во решений (дробей)');

Writeln ;

Writeln (' *для примера x,n большими лучше не вводить ');

Writeln (' ограничение и переполнение не учитывается ');

Writeln (' т.к. это выходит за рамки данного задания* ');

Writeln ;

textcolor (LightGreen);

Write ('Введитезанчениехнажмите Enter: ');

Read (x);

Write ('Введитезначенеиn нажмитеEnter: ');

Read (n);

Writeln ;

Writeln ('Выберите вариант вывода значений:');

Writeln (' 1 - вывод итогового значения s');

Writeln (' 2 - вывод значения s, для каждого решения');

Writeln ('(нажмите соотв. цифру на клавиатуре)');

{Проверяем выбораный режим 49="1" vr=10, 50="2" vr=1}

Ch := ReadKey;

If Ch=#49 then vr:=10

else if Ch=#50 then vr := 1

else goto 1;

clrscr ;

if vr = 1 then

begin

textcolor (LightRed);

Writeln ;

Writeln(' длязавершениянажмите "Esc", дляпродолжениялюбуюклавишу');

Writeln ;

textcolor (LightGreen);

end

else Writeln ;

Writeln (' x^2 x^4 x^6 x^n');

Writeln (' s = 1 - --- + --- - --- + ... ---');

Writeln (' 2! 4! 6! n!');

Writeln ;

{-= выводим в табличном значении =-}

Writeln (' ==================');

Writeln (' = решение = s при x = ', x:6:5);

Writeln (' ==================');

s := 1;

For i:=1 to n do

Begin

{проверяем на чётность и соответственно добавляем знак}

if odd(i) then a := -1 else a := 1;

{находим степень с}

c := 2*i;

{вычисляем факториал знаменателя - zn (n!)}

zn := 1; {zn - факториал в знаменателе}

For zi:=1 to c do zn := zn * zi;

{находим дробь - b = x^c / zn

!ПРИМЕЧАНИЕ так как отрицательное число под знаком логарифма приведёт к ошибке, дополнительно при вычислении избавляемся от знака "-". В нашём конкретном случае это не будет ошибкой т.к. при нашем задании степень ЧЕТНАЯ т.е. при любом значении x оно всегда будет чётное. Поэтому смело можно применять abs.}

b := exp(c*ln(abs(x)))/zn;

{находим результат s = s+a*b (= 1 - (x^n/n!) + .. - ..}

s := s+a*b ;

{проверка дял пошагового режима}

if vr < 10 then

begin

Writeln (' =',i:7,'=',s:7:5,' x^',c,'=',b*zn:7:5,' ',c,'!=',zn);

Ch := ReadKey;

If Ch=#27 then goto 2;

end;

End;

if vr = 10 then Writeln (' =',i:7,'=',s:7:5);

Writeln (' ==================');

Writeln ;

textcolor (LightRed);

Writeln(' для завершения нажмите "Esc", для повтора любую клавишу');

Writeln ;

textcolor (White);

Ch := ReadKey;

If Ch=#27 then goto 2;

goto 1;

2:

Writeln ('До свидания.');

Writeln ('Работу выполнил:');

Writeln ('К.Виктор гр. ЗРП-118 (210402) 2009г.');

end.

Лабораторная работа 10

«Графические средства» (модуль - Graph)

Лабораторное задание

Пользуясь, по возможности, процедурами: Bar, Bar3D, Line, Ellipse, FloodFill, написать программу рисования на экране Вашей фамилии.

Текстпрограммы:

Program lab10v8;

Uses

Crt, Graph;

Label

1,2 ;

var

ch: Char;

GraphDriver, GraphMode : Integer;

dx, dy,dy2,dx2: Integer;

Color : Byte;

begin

1:

clrscr;

textcolor (11);

Writeln (' ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА');

Writeln ;

Writeln (' Лабораторная работа ь 10');

Writeln ;

Writeln (' Вывести на экран фамилию в графическом режиме.');

Writeln ;

textcolor (LightRed);

Writeln(' для завершения нажмите "Esc", для продолжения любую клавишу');

Writeln ;

textcolor (White);

Ch := ReadKey;

If Ch=#27 then goto 2;

GraphDriver := Detect;

GraphMode := 0; {640x480x16}

InitGraph (GraphDriver, GraphMode, 'C:&bsol;Pascal&bsol;Bp&bsol;Bgi');

if GraphResult <> grOk then Halt (1);

{начинаем рисовать}

dx := GetMaxXdiv 40;

dy := GetMaxY div 35;

dx2 := dx div 2;

dy2 := dy div 2;

Color := White;

SetColor (Color);

SetFillStyle (1,Color);

{Cкобки}

Bar (2*dx,2*dy,6*dx,3*dy);

Bar (2*dx,2*dy,3*dx,6*dy);

Bar (35*dx,10*dy,36*dx,13*dy);

Bar (32*dx,14*dy,36*dx,13*dy);

{-----}

{К}

SetFillStyle (7,green);

Line (4*dx,11*dy,4*dx,4*dy);

Line (4*dx,4*dy,5*dx,4*dy);

Line (5*dx,4*dy,5*dx,7*dy);

Line (5*dx,7*dy,7*dx,4*dy);

Line (8*dx,4*dy,7*dx,4*dy);

Line (8*dx,4*dy,5*dx+dx2,8*dy);

Line (5*dx+dx2,8*dy,8*dx,11*dy);

Line (8*dx,11*dy,7*dx,11*dy);

Line (7*dx,11*dy,5*dx,9*dy);

Line (5*dx,9*dy,5*dx,11*dy);

Line (5*dx,11*dy,4*dx,11*dy);

FloodFill { PutPixel} (5*dx,8*dy,Color);

{У}

SetFillStyle (2,Yellow);

Line (10*dx,6*dy,9*dx,6*dy);

Line (11*dx,9*dy,10*dx,6*dy);

Line (12*dx,6*dy,11*dx,9*dy);

Line (13*dx,6*dy,12*dx,6*dy);

Line (11*dx,11*dy,13*dx,6*dy);

Line (9*dx,11*dy,11*dx,11*dy);

Line (9*dx,11*dy,9*dx,10*dy);

Line (9*dx,10*dy,10*dx+dx2,10*dy);

Line (9*dx,6*dy,10*dx+dx2,10*dy);

FloodFill { PutPixel} (10*dx,8*dy,Color);

{З}

SetFillStyle (5,White);

Line (14*dx,7*dy,13*dx+dx2,6*dy+dx2);

Line (13*dx+dx2,6*dy+dx2,14*dx+dx2,5*dy+dx2);

Line (14*dx+dx2,5*dy+dy2,15*dx+dx2,5*dy+dy2);

Line (15*dx+dx2,5*dy+dy2,16*dx+dx2,6*dy+dy2);

Line (16*dx+dx2,6*dy+dy2,16*dx+dx2,7*dy+dy2);

Line (16*dx+dx2,7*dy+dy2,15*dx,8*dy+dy2);

Line (15*dx,8*dy+dy2,16*dx+dx2,9*dy);

Line (16*dx+dx2,9*dy,16*dx+dx2,10*dy+dy2);

Line (16*dx+dx2,10*dy+dy2,16*dx,11*dy);

Line (16*dx,11*dy,13*dx+dx2,11*dy);

Line (13*dx+dx2,11*dy,13*dx,10*dy+dy2);

Line (13*dx,10*dy+dy2,13*dx+dx2,10*dy);

Line (13*dx+dx2,10*dy,14*dx,10*dy+dy2);

Line (14*dx,10*dy+dy2,15*dx+dx2,10*dy+dy2);

Line (15*dx+dx2,10*dy+dy2,15*dx+dx2,9*dy+dy2);

Line (15*dx+dx2,9*dy+dy2,14*dx+dx2,9*dy);

Line (14*dx+dx2,9*dy,14*dx,8*dy+dy2);

Line (14*dx,8*dy+dy2,14*dx+dx2,8*dy);

Line (14*dx+dx2,8*dy,15*dx+dx2,7*dy+dy2);

Line (15*dx+dx2,7*dy+dy2,15*dx+dx2,6*dy+dy2);

Line (15*dx+dx2,6*dy+dy2,14*dx+dx2,6*dy+dy2);

Line (14*dx+dx2,6*dy+dy2,14*dx,7*dy);

FloodFill { PutPixel} (15*dx,9*dy,Color);

{Ю}

SetFillStyle (9,Magenta);

Line (17*dx,5*dy,18*dx,5*dy);

Line (18*dx,5*dy,18*dx,8*dy);

Line (19*dx,8*dy,18*dx,8*dy);

Line (19*dx,8*dy,19*dx,9*dy);

Line (18*dx,9*dy,19*dx,9*dy);

Line (18*dx,11*dy,18*dx,9*dy);

Line (17*dx,11*dy,18*dx,11*dy);

Line (17*dx,5*dy,17*dx,11*dy);

{Circle (20*dx,8*dy,7); }

FillEllipse (20*dx,8*dy,15,40);

FloodFill {PutPixel} (20*dx,8*dy,Color);

FloodFill {PutPixel} (18*dx,8*dy+dy2,Color);

{К}

SetFillStyle (9,Red);

Line (22*dx,5*dy,23*dx,5*dy);

Line (23*dx,5*dy,23*dx,7*dy);

Line (23*dx,7*dy,24*dx,5*dy);

Line (24*dx,5*dy,25*dx,5*dy);

Line (25*dx,5*dy,24*dx,8*dy);

Line (24*dx,8*dy,25*dx,11*dy);

Line (25*dx,11*dy,24*dx,11*dy);

Line (24*dx,11*dy,23*dx,9*dy);

Line (23*dx,9*dy,23*dx,11*dy);

Line (22*dx,11*dy,23*dx,11*dy);

Line (22*dx,5*dy,22*dx,11*dy);

FloodFill { PutPixel} (23*dx,8*dy,Color);

{О}

SetFillStyle (6,Blue);

Circle (27*dx,8*dy,10);

FillEllipse (27*dx,8*dy,20,40);

FloodFill { PutPixel} (27*dx,7*dy,Color);

{В}

SetFillStyle (4,Green);

Line (30*dx,5*dy,30*dx,11*dy);

Circle (31*dx+dx2,6*dy,7);

Circle (31*dx+dx2,9*dy,9);

Arc (31*dx, 6*dy+dy2, 330, 125, 25);

Arc (31*dx+dx2, 9*dy+dy2, 225, 64, 30);

FloodFill {PutPixel} (32*dx,10*dy,Color);

ReadKey;

CloseGraph;

2:

Writeln ('До свидания.');

Writeln ('Работу выполнил:');

Writeln ('К.Виктор гр. ЗРП-118 (210402) 2009г.');

end.

Результат выводимый на дисплей:



Список используемой литературы:

1. Алгоритмизация и программирование на языке паскаль. Методические указания к лабораторным работам. Омск 2005. Составитель Осипов Вадим Евгеньевич

2. Сухарёв М. Turbo Pascal 7.0, теория и практика программирования. – СПб: Наука и Техника, 2003. – 576 стр. с ил. Под редакцией М.В. Финкова ISBN 5-94387-062-8