Методы и средства электронного обучения для создания виртуальных корпоративных университетов
Дипломная работа
В работе рассматриваются вопросы построения виртуального корпоративного университета, и проводится обзор базовых решений в области электронного обучения, а также исследование и анализ возможностей системы дистанционного обучения Sakai.
Приводится концептуальная модель виртуального корпоративного университета, а также базовая модель виртуального отдела, предназначенного для поддержания процесса обучения.
На основе системы Sakai в работе построен макет виртуального корпоративного университета.
Электронное (дистанционное или виртуальное) обучение – это русский аналог устоявшегося в англоязычных странах термина «e-Learning». Несмотря на некоторые вариации в трактовке каждого из этих понятий в различной литературе, в рамках данный работы между ними будет ставиться знак равенства.
При этом под самим понятием электронного обучения будет пониматься подход, призванный облегчить и расширить изучение какого-либо материала, с помощью устройств, основанных на технологиях связи, и ЭВМ. К таким устройствам можно отнести: персональный компьютер, различные носители информации (CD-ROM и т.п.), телевидение, PDA-устройства (карманные компьютеры), мобильные телефоны и т.д. Технология связи допускает использование непосредственно Интернета, электронной почты, форумов для обсуждения различных проблем, и программного обеспечения для коллективного использования [20].
Почему же в настоящее время подобная форма обучения завоевывает все большую популярность?
Объем данных, которым располагает человечество, растет из года в год. Не снижаются и темпы появления новой информации. И для охвата всего багажа имеющихся в распоряжении людей знаний требуется качественный и своевременно поставленный процесс образования.
Классический подход к учебному процессу уже с трудом позволяет справиться с возросшей потребностью человека в информации. Такая форма образования не успевает быстро подготовить квалифицированных специалистов, поддержать внедрение в жизнь новейших научных исследований, а также их дальнейший рост. Эта проблема особенно актуальна при внедрении знаний на большой территории (например, в рамках такой огромной страны как Россия), когда за время, затраченное на подготовку специалистов, сама технология может уже морально устареть.
Одно из решений этой проблемы могут предложить сетевые технологии и средства коммуникации.
Интернет позволяет обеспечить взаимодействие большого числа людей из разных уголков земного шара, а использование специальных сред способно существенно сократить время, необходимое для распространения специфического знания и обучения ему людей. Активное внедрение информационных технологий и концепций глобальной информационной инфраструктуры в систему образования является важным этапом на пути построения информационного общества [36].
Одним из потребителей дистанционного обучения является корпоративный сектор, который все чаще внедряет электронные курсы в программы по повышению квалификации своих сотрудников. Между тем у бизнес-компаний существует своя специфика и требования, которые отличают их от вузовского или школьного образования.
В корпоративной среде электронное обучение должно способствовать созданию условий, в рамках которых знания и опыт могли бы эффективно использоваться при решении поставленных в компании задач. Кроме того, эффективно поставленный процесс образования позволяет сохранить и передать знания внутри организации: обучить новых сотрудников, сохранить знания уволенных работников, повысить квалификацию персонала компании. Минимизация затрат и стандартизация образовательных программ могут не только сократить расходы организации, но и придать ей большую гибкость в условиях постоянно растущей конкуренции. Внедрения систем e-Learning в корпоративной среде могут помочь в решении этих проблем.
Электронное обучение обладает рядом существенных преимуществ:
· Осуществление быстрой передачи знаний между людьми;
· Низкая стоимость обучения, особенно при осуществлении его на большой территории;
· Возможность проводить занятия в удобное для обучаемого время и в удобном месте;
· Обеспечение индивидуального плана занятий при сохранении контакта с преподавателем.
Тем не менее, наличие подобных решений вовсе не означает полный и безоговорочный отказ от всех прошлых достижений и наработок в области образования. К внедрению любой технологии необходимо подходить осторожно, особенно в такой фундаментально сфере человеческой жизни как обучение. Поскольку любая, пусть даже самая хорошая, идея при плохой реализации, может привести к эффекту «мы хотели как лучше, а получилось как всегда».
Понятие «общества знания» было введено в 1969 университетским преподавателем Петером Друкером [38]. В последние годы этот подход начал реализовываться на практике, в том числе и в России. В докладе, подготовленном ЮНЕСКО в 2005 году, под название «К обществам знания» концепция «образование для всех на протяжении всей жизни» занимает ключевое место.
Всеобщее базовое образование остается абсолютным приоритетом. Однако образование для взрослых, которое может показаться не столь актуальным для стран, где потребности в базовом образовании далеко еще не удовлетворены, приобрело решающее значение и стало важнейшим условием развития. Так, ответом на растущую нестабильность рынка труда, прогнозируемую большинством экспертов, может стать концепция образования в течение всей жизни [40].
В этой связи качественное послевузовское образование, в рамках бизнеса, является важной инициативой для поддержания вышеозначенного принципа. Учитывая среднюю продолжительность жизни в России, работа в различных компаниях занимает большую часть времени после получения человеком базового образования. Именно поэтому возможность организации в корпорациях гибкого процесса обучения так необходима.
Основной целью работы является исследование архитектурных и технологических аспектов построения виртуальных корпоративных университетов, а также создание типовой модели корпоративного университета на базе одной из систем управления обучением, бесплатно доступной вместе с исходным кодом.
Для этого предполагается последовательно решить следующие задачи:
o Провести обзор базовых решений и стандартов в области электронного обучения.
o Изучить возможности системы управления обучением Sakai для целей построения на ее основе макета виртуального корпоративного университета.
o Разработать концептуальную модель виртуального корпоративного университета.
o Разработать структуру и состав базового комплекта методического обеспечения виртуального корпоративного университета.
o Спроектировать базовую модель виртуального корпоративного университета, в части поддержки учебного процесса, для предприятий среднего размера
o Реализовать базовую модель виртуального корпоративного университета на основе системы Sakai.
Одним из способов регулирования в сфере информационных технологий, где существует огромное число разработчиков программного обеспечения, является принятие и постепенное развитее различных технологических стандартов. Это позволяет добиться эффективного взаимодействия и продвижение технологии при неодинаковой реализации различными компаниями.
В области информационных технологий существует международная система стандартизации, объединяющая многие десятки специализированных профессиональных организаций, и имеющая большой опыт в создании различных спецификаций [37].
Среди этих организаций в сфере разработки стандартов на информационные обучающие системы ведущая роль принадлежит: аккредитованному IEEE комитету P1484 LTSC по стандартизации обучающих технологий (InstituteofElectricalandElectronicEngineers, Project 1484, LearningTechnologyStandardsCommittee); проекту Европейского союза ARIADNE (AllianceofRemoteInstructionalAuthoringandDistributionNetworksforEurope), имеющему целью стандартизацию инструментов и методологий для производства, управления и многократного использования педагогических элементов, разработанных на основе компьютерных технологий; американскому проекту IMS (Educom'sInstructionalManagementSystems), занимающемуся разработкой технологических спецификаций для развития рынка образования; организации американского министерства обороны ADL (DepartmentofDefenseAdvancedDistributedLearning), занимающейся определением требований к обучающим технологиям. Есть и другие организации, в той или иной мере вовлеченные в процессы разработки стандартов и спецификаций на обучающие системы, построенные на основе информационных технологий [31].
В ноябре 1997 министерство обороны и департамент политики в области науки и технологии администрации президента США объявили о создании инициативной группы ADL. Целью этого проекта являлось развитие стратегии в области модернизации обучения и тренинга, а также для объединения высших учебных заведений и коммерческих предприятий для создания стандартов в сфере e-Learning’а [1].
В январе 2004 года, на основе первых, тестовых, версий стандарта (SCORM 1.0, 1.1, 1.2), ныне не поддерживающихся ADL, была разработана версия SCORM 2004. В июле 2004 стандарт был доработан, и свет увидела вторая редакция SCORM 2004. В июне 2006, в инструкции 1322.26 Министерство обороны США постановило использовать в министерстве стандарт SCORM. А в октябре того же года SCORM 2004 достиг третей редакции.
SCORM – это целое собрание спецификаций и стандартов, объединенных в несколько Технических книг, касающихся в основном трех главных тематик: ContentAggregationModel (CAM) – Модель агрегирования учебных материалов, содержит книги по метаданным на основе IEEELOM 1484.12, структуре контента, на основе разработок AICC, упаковки контента и упорядочивание информации от IMS; Run-timeEnvironment (RTE) – Среда выполнения, включает книги на основе IEEEAPI 1484.11.2 и IEEEDataModel 1484.11.1; и SequencingandNavigation (SN) – Упорядочение и Навигация, на основе разработок IMS.