Смекни!
smekni.com

Программа воспроизведения произвольного звукового файла с использованием звукового адаптера (формат - wav) (стр. 3 из 4)

порт 81h: страничный адрес для канала 2 (биты 3-0 = биты 19-16 адреса)

порт 82h страничный адрес для канала 3 (биты 3-0 = биты 19-16 адреса)

порт 83h: страничный адрес для канала 1 (биты 3-0 = биты 19-16 адреса)

порт 87h: страничный адрес для канала 0 (биты 3-0 = биты 19-16 адреса)

порт 89h: страничный адрес для канала 6 (биты 7-0 = биты 23-17 адреса)

порт 8Аh: страничный адрес для канала 7 (биты 7-0 = биты 23-17 адреса)

порт 8Bh: страничный адрес для канала 5 (биты 7-0 = биты 23-17 адреса)

Страничный адрес определяет начало 64/128-килобайтного участка памяти, с которым будет работать данный канал, поэтому при передаче данных через DMA обязательно надо следить за тем, чтобы не было выхода за границы этого участка, то есть чтобы не было попытки пересечения адреса 1000h:0, 2000h:0, 3000h:0 для первого DMA или 2000h:0, 4000h:0, 6000h:0 для второго.

Младшие 16 бит адреса записывают в следующие порты:

00h: биты 15-0 адреса блока данных для канала 0

01h: счетчик переданных байт канала 0

02h - 03 h: аналогично для канала 1

04h - 05h: аналогично для канала 2

06h - 07h: аналогично для канала 3

(для этих портов используются две операции чтения/записи - сначала передаются

биты 7-0, затем биты 15-8)

0C0h: биты 8-1 адреса блока данных для канала 4 (бит 0 адреса всегда равен нулю)

0C1h: биты 16-9 адреса блока данных для канала4

0С2 h: младший байт счетчика переданных слов канала 4

0C3h: старший байт счетчика переданных слов канала 4

0C4h - 0C7h: аналогично для канала 5

0C8h - 0CBh: аналогично для канала 5

0CCh - 0CFh: аналогично для канала 5

(эти порты рассчитаны на чтение/запись целыми словами)

Каждый из указанных двух DMА-контроллеров также имеет собственный набор управляющих регистров - регистры первого контроллера адресуются через порты 08h - 0Fh, а второго - через 0D0 - 0DFh:

порт 08h/0D0h для чтения: регистр состояния DMA

бит 7, 6, 5, 4: установлен запрос на DMA на канале 3/7, 2/6, 1/5, 0/4

бит 3, 2, 1, 0; закончился DMA на канале 3/7, 2/6, 1/5, 0/4

порт 08h/D0h для записи: регистр команд DMA (устанавливается BIOS)

бит 7: сигнал DACK использует высокий уровень

бит 6: сигнал DREQ использует высокий уровень

бит 5: 1/0: расширенный/задержанный цикл записи

бит 4: 1/0: приоритеты сменяются циклически/фиксировано

бит 3: сжатие во времени

бит 2: DMА-контроллер отключен

бит 1: разрешен захват канала 0 (для режима память-память)

бит 0: включен режим память-память (канал 0 - канал 1)

порт O9h/0D2h для записи: регистр запроса DMA

бит 2: 1/0: установка/сброс запроса на DMA

биты 1-0: номер канала (00, 01, 10, 11 - 0/4, 1/5, 2/6, 3/7)

порт 0Ah/0D4h для записи: регистр маски канала DMA

бит 2: 1/0: установка/сброс маскирующего бита

биты 1-0: номер канала (00, 01, 10, И - 0/4, 1/5, 2/6, 3/7)

порт 0Bh/OD6h для записи: регистр режима DMA

биты 7-6:

00 - передача по запросу

01 - одиночная передача (используется для звука)

10 - блочная передача (используется для дисков)

11 - канал занят для каскадирования

бит 5: 1/0: адреса уменьшаются/увеличиваются

бит 4: режим автоинициализации

биты 3-2:

00 - проверка

01 - запись

10 - чтение

биты 1-0: номер канала (00, 01, 10, 11 - 0/4, 1/5, 2/6, 3/7)

порт 0Ch/0D8k для записи: сброс переключателя младший/старший байт

Для чтения/записи 16-биткых значений из/в 8-битные порты 00h-08h. Очередной байт, переданный в эти порты, будет считаться младшим, а следующий за ним - старшим.

порт 0Dh/0DAh для записи: сброс контроллера DMA

Любая запись сюда приводит к полному сбросу DMA-контроллера, так что его надо инициализировать заново.

порт 0Dh/0DAh для чтения: последний переданный байт/слово.

порт 0Eh/0DCh для записи: любая запись снимает маскирующие биты со всех каналов

порт 0Fh/0DEh для записи: регистр маски всех каналов:

биты 3-0: маскирующие биты каналов 3/7, 2/6, 1/5, 0/4

Чаще всего внешнее устройство само инициализирует передачу данных, и все, что необходимо сделать программе, - это записать адрес начала буфера в порты, соответствующие используемому каналу, длину передаваемого блока данных минус один в регистр счетчика нужного канала, установить режим работы канала и снять маскирующий бит.

Описаниефункции Open_file

open_file proc near

mov ax, 3D00h ;Выполнить функцию DOS 3Dh: AH=3Dh, установим

режим доступа AL=00 – открыть для чтения

mov dx, offset filename ;Заносим в dx смещение filename и

теперь в DS:DX –полный адрес ASCIZ-

строки с именем файла

int 21h ;Передать управление операц. системе и открыть

файл для чтения

jc error_exit ; если не удалось открыть файл, перейти на

метку error_exit

mov bx, ax ; заносим идентификатор файла в BX,

необходимо для команды 42h

mov ax, 4200h ;Команда для перемещения указателя чтения/записи AH=42h,

AL=0 – от начала файла

mov cx, 0 ; CX:DX - новое значение указателя

mov dx, 38h ; по этому адресу начинаются данные в tada.wav

int 21h ; переместим файловый указатель

mov ah, 3Fh ; Чтение из файла AH=3Fh

mov cx, 27459 ; считать 27459 байтов в файле tada.wav

push ds ;заносим считанные данные в стек

mov dx, ds

and dx, 0F000h ; выровняем буфер на границу 4K-страницы

add dx, 1000h ; складываем dx и 1000h, необход. для DMA

mov ds, dx

mov dx, 0 ; DS:DX - адрес буфера

int 21h ; чтение файла

pop ds ; выгрузить из стека данные в ds

ret

error_exit: ; если не удалось открыть файл

mov ah, 9 ; AH=09h

mov dx, offset notopenmsg ; DS:DX = адрес сообщения об

; ошибке

int 21h ; вывод строки на экран

int 20h ; конец программы

notopenmsg db 'Could not open file', 0Dh, 0Ah ; сообщение об

; ошибке

db 'Exiting', 0Dh, 0Ah, '$'

open_file endp

Для компиляции будем использовать компилятор и линковщик Tasm и Tlink соответственно:

tasm /m wavdma.asm

tlink /t /x wavdma.obj

Код исходной программы(начало)

В этом примере задействован обычный DMA-режим работы, в котором звуковая плата проигрывает участок данных, вызывает прерывание и, пока обработчик прерывания подготавливает новый буфер данных, программирует DMA и звуковую плату для продолжения воспроизведения, проходит некоторое время, что может звучать как щелчок. Этого можно избежать, если воспользоваться режимом автоинициалиэации, позволяющим обойтись без остановок во время воспроизведения.

FILESPEC equ 'C:\WINDOWS\MEDIA\TADA.WAV'

SBPORT equ 220h

SBIRQ equ 5 ; только IRQ0-IRQ7

.model tiny

.code

.186

org 100h ; COM-программа

start:

call dsp_reset ; инициализация DSP

jc no_blaster

mov bl, 0D1h ; команда 0D1h

call dsp_write ; включитьзвук

call open_file ; прочитатьфайлвбуфер

call hook_sbirq ; перехватитьпрерывание

mov bl, 40h ; команда 40h

call dsp_write ; установка скорости передачи

mov bl, 0B2h ; константа для 11025Hz/Stereo

call dsp_write

call program_dma ; начнём DMA-передачуданных

main_loop: ; основнойцикл

cmp byte ptr finished_flag, 0

je main_loop ; выходкогдабайт finished_flag = 1

call restore_sbirq ; восстановитьпрерывание

no_blaster:

ret

old_sbirq dd ? ; адрес старого обработчика

finished_flag db 0 ; флаг окончания работы

filename db FILESPEC, 0 ; имя файла

; обработчик прерывания звуковой карты

; устанавливает флаг finished_flag в 1

sbirq_handler proc far

push ax

mov byte ptr cs:finished_flag, 1 ; установитьфлаг

mov al, 20h ; послать команду EOI

Код исходной программы(продолжение)

out 20h, al ; в контроллер прерываний

pop ax

iret

sbirq_handler endp

; процедура dsp_reset

; сброс и инициализация DSP

dsp_reset proc near

mov dx, SBPORT+6 ; порт 226h - регистрсброса DSP

mov al, 1 ; запись в него единицы запускает инициализацию

out dx, al

mov cx, 40 ; небольшая пауза

dsploop:

in al, dx

loop dsploop

mov al, 0 ; запись нуля завершает инициализацию

out dx, al ; теперь DSP готов к работе

add dx, 8 ; порт 22Eh - бит 7 при чтении указывает на

занятость

mov cx, 100 ; буфера записи DSP

check_port:

in al, dx ; прочитаем состояние буфера записи

and al, 80h ; если бит 7 ноль

jz port_not_ready ; порт ещё не готов

sub dx, 4 ; иначе: порт 22Ah - чтение данных из DSP

in al, dx

add dx, 4 ; портснова 22Eh

cmp al, 0AAh ; проверим, что DSP возвращает 0AAh при

; чтении - это сигнал его готовности к

; работе

je good_reset

port_not_ready:

loop check_port ; повторить проверку на 0AAh 100 раз

bad_reset:

stc ; если Sound Blaster неоткликается

ret ; вернуться с CF=1

good_reset:

clc ; если инициализация прошла успешно

ret ; вернуться с CF=0

dsp_reset endp

; процедура dsp_write

; посылает байт из BL в DSP

dsp_write proc near

mov dx, SBPORT+0Ch ; порт 22Ch - вводданных/команд DSP

write_loop: ; подождём готовности буфера записи DSP

in al, dx ; прочитаем порт 22Ch

Код исходной программы(продолжение)

and al, 80h ; и проверим бит 7

jnz write_loop ; если он не ноль - подождём ещё

mov al, bl ; иначе:

out dx, al ; пошлём данные

ret

dsp_write endp

; процедура hook_sbirq

; перехватывает прерывание звуковой карты и разрешает его

hook_sbirq proc near

mov ax, 3508h+SBIRQ ; AH=35h, AL=номер прерывания

int 21h ; получим адрес старого обработчика

mov word ptr old_sbirq, bx ; и сохраним его

mov word ptr old_sbirq+2, es

mov ax, 2508h+SBIRQ ; AH=25h, AL=номерпрерывания

mov dx, offset sbirq_handler ; установимновыйобработчик

int 21h

mov cl, 1

shl cl, SBIRQ

not cl ; построим битовую маску

in al, 21h ; прочитаем OCW1

and al, cl ; разрешим прерывание

out 21h, al ; запишем OCW1

ret

hook_sbirq endp

; процедура restore_sbirq

; восстановим обработчик и запретим прерывание

restore_sbirq proc near

mov ax, 3508h+SBIRQ ; AH=25h AL=номер прерывания

lds dx, dword ptr old_sbirq

int 21h ; восстановим обработчик

mov cl, 1

shl cl, SBIRQ ; построим битовую маску

in al, 21h ; прочитаем OCW1

or al, cl ; запретим прерывание

out 21h, al ; запишем OCW1

ret

restore_sbirq endp

; процедура open_file

; открывает файл filename и копирует звуковые данные из него, ;считая что это - tada.wav, в буфер buffer

open_file proc near

mov ax, 3D00h ; AH=3Dh AL=00

mov dx, offset filename ; DS:DX - ASCIZ-строкасименемфайла

int 21h ; открыть файл для чтения

jc error_exit ; если не удалось открыть файл - выйти

mov bx, ax ; идентификатор файла в BX

Код исходной программы(продолжение)

mov ax, 4200h ; AH=42h, AL=0

mov cx, 0 ; CX:DX - новое значение указателя

mov dx, 38h ; по этому адресу начинаются данные в tada.wav

int 21h ; переместим файловый указатель

mov ah, 3Fh ; AH=3Fh

mov cx, 27459 ; это - длина данных в файле tada.wav

push ds

mov dx, ds

and dx, 0F000h ; выровняем буфер на границу 4K-страницы