Смекни!
smekni.com

Использование алгоритмов искусственного интеллекта в процессе построения UFO-моделей (стр. 2 из 9)

1.2 Прикладные методы и технологии искусственного интеллекта

Ранние разработки искусственного интеллекта были ориентированы на создание умных машин, которые копировали поведение человека, однако в настоящее время большинство исследователей и разработчиков искусственного интеллекта преследуют более практичные цели. В число прикладных алгоритмов входят [15]:

– нейронные сети;

– генетические алгоритмы;

– системы, основанные на продукционных правилах;

– нечеткая логика;

– умные агенты;

– алгоритмы муравья.

1.2.1 Нейронные сети

В отношении систем искусственного интеллекта иногда можно услышать следующие критические замечания:

– такие системы слишком "хрупкие" в том смысле, что, встретившись с ситуацией, не предусмотренной разработчиком, они либо формируют сообщения об ошибках, либо дают неправильные результаты (другими словами, эти программы довольно просто можно "поставить в тупик");

– они не способны непрерывно самообучаться, как это делает человек в процессе решения возникающих проблем.

Еще в середине 1980-х годов многие исследователи рекомендовали использовать для преодоления этих и других недостатков нейронные сети.

В самом упрощенном виде нейронную сеть можно рассматривать как способ моделирования в технических системах принципов организации и механизмов функционирования головного мозга человека. Согласно современным представлениям, кора головного мозга человека представляет собой множество взаимосвязанных простейших ячеек – нейронов, количество которых оценивается числом порядка 1010 [16]. Технические системы, в которых предпринимается попытка воспроизвести, пусть и в ограниченных масштабах, подобную структуру (аппаратно или программно), получили наименование нейронные сети.

Нейрон головного мозга получает входные сигналы от множества других нейронов, причем сигналы имеют вид электрических импульсов. Входы нейрона делятся на две категории: возбуждающие и тормозящие. Сигнал, поступивший на возбуждающий вход, повышает возбудимость нейрона, которая при достижении определенного порога приводит к формированию импульса на выходе. Сигнал, поступающий на тормозящий вход, наоборот, снижает возбудимость нейрона. Каждый нейрон характеризуется внутренним состоянием и порогом возбудимости. Если сумма сигналов на возбуждающих и тормозящих входах нейрона превышает этот порог, нейрон формирует выходной сигнал, который поступает на входы связанных с ним других нейронов, т.е. происходит распространение возбуждения по нейронной сети. Типичный нейрон может иметь до 103 связей с другими нейронами [17].

Было обнаружено, что время переключения отдельного нейрона головного мозга составляет порядка нескольких миллисекунд, т.е. процесс переключения идет достаточно медленно. Поэтому исследователи пришли к заключению, что высокую производительность обработки информации в мозге человека можно объяснить только параллельной работой множества относительно медленных нейронов и большим количеством взаимных связей между ними. Именно этим объясняется широкое распространение термина "массовый параллелизм" в литературе, касающейся нейронных сетей.

Независимо от способа реализации, нейронную сеть можно рассматривать как взвешенный ориентированный граф. Узлы в этом графе соответствуют нейронам, а ребра – связям между нейронами. С каждой связью ассоциирован вес (рациональное число) который отображает оценку возбуждающего или тормозящего сигнала, передаваемого по этой связи на вход нейрона-реципиента, когда нейрон-передатчик возбуждается [18].

Поскольку нейронная сеть носит явно выраженный динамический характер, время является одним из основных факторов ее функционирования. При моделировании сети время изменяется дискретно, и состояние сети можно рассматривать как последовательность мгновенных снимков, причем каждое новое состояние зависит только от предыдущего цикла возбуждения нейронов [19].

Для выполнения обработки информации с помощью такой сети необходимо соблюдение определенных соглашений. Для того, чтобы сеть стала активной, она должна получить некоторый входной сигнал. Поэтому некоторые узлы сети играют роль "сенсоров" и их активность зависит от внешних источников информации. Затем возбуждение передается от этих входных узлов к внутренним и таким образом распространяется по сети. Это обычно выполняется посредством установки высокого уровня активности входных узлов, которая поддерживается в течение нескольких циклов возбуждения, а затем уровень активности сбрасывается.

Часть узлов сети используется в качестве выходных, и их состояние активности считывается в конце процесса вычислений. Но часто интерес представляет и состояние всей сети после того, как вычисления закончатся, либо состояние узлов с высоким уровнем активности. В некоторых случаях интерес может представлять наблюдение за процессом установки сети в стабильное состояние, а в других – запись уровня активизации определенных узлов перед тем, как процесс распространения активности завершится [20-24].

В контексте нейронных сетей изучается искусственная жизнь. Например, рассматривается развитие простых организмов в синтетической среде. Только избегая хищников и находя пищу, организмы выживают в среде. Воспроизводство агентов допускается только в том случае, если они выживают и достигают определенного уровня внутренней энергии. Это позволяет получать более здоровое и совершенное потомство. В качестве нейроконтроллеров для агентов выступают многослойные нейронные сети. Простые пищевые цепочки создаются с помощью двух различных типов организмов (хищника и травоядного) [25].

1.2.2 Генетические алгоритмы

Генетические алгоритмы предлагают модель оптимизации, которую можно применять при решении как числовых, так и символических задач. Генетическое программирование используется, например, при создании последовательности инструкций. Подобные последовательности применяются при решении математических задач [26].

Генетические алгоритмы отражают принципы естественного отбора и генетики: выживание наиболее перспективные особей, наследование и мутации. При этом человек не вмешивается в процесс поиска, но может опосредственно влиять на него заданием определенных параметров.

Как и все методы случайного поиска, генетические алгоритмы ориентированы на нахождение не оптимального решения, а на поиск лучшего, чем существующие на данный момент решения. Такой подход эффективен для сложных систем, где зачастую необходимо каким-то образом улучшить текущее решение, а задача поиска оптимального решения не ставится из-за сложности системы и, как следствие, невозможности применения традиционных методов, которые направлены на нахождение оптимальных решений.

Основные отличия генетических алгоритмов от традиционных методов заключаются в следующем [27].

Генетические алгоритмы оперируют с решениями, представленными в виде кодовой строки. И преобразования кодов производятся вне какой-либо связи с их семантикой.

Процесс поиска основан на использовании нескольких точек пространства решений одновременно. Это устраняет возможность нежелательного попадания в локальный экстремум целевой функции, не являющейся унимодальной.

В процессе поиска генетическим алгоритмом используется только информация о допустимых значениях параметров и целевой функции, что приводит к значительному повышению быстродействия.

Для синтеза новых точек генетический алгоритм использует вероятностные правила, а для перехода от одних точек к другим – детерминированные. Такое объединение правил значительно эффективнее, чем их раздельное использование.

При этом в теории генетических алгоритмов используется ряд биологических терминов [28].

Кодовая строка, описывающая возможное решение, и ее структура называются генотипом. Интерпретация кода с позиции решаемой задачи – фенотипом. Например, для предметной области САПР фенотипом будет некоторое проектное решение в виде структурной схемы вычислительного устройства [29-31]. Код также называют хромосомой.

Совокупность хромосом, одновременно используемых генетическим алгоритмом на каждом этапе поиска, называется популяцией. Размер популяции (число хромосом) обычно фиксируется и является одной из характеристик генетического алгоритма. Популяция обновляется созданием новых хромосом и уничтожением старых. Таким образом происходит смена поколений популяций.

Генерация новых хромосом основана на моделировании процесса размножения: пара родителей порождает пару потомков. За генерацию отвечает оператор скрещивания, который в общем случае применяется к каждой родительской паре с некоторой вероятностью. Значение этой вероятности наряду с размером популяции является одной из характеристик генетического алгоритма.

К хромосомам новой популяции применяется оператор мутации. Вероятность применения этого оператора к хромосоме также является параметром генетического алгоритма.

Оператор отбора осуществляет выбор родительских хромосом для порождения потомков, а оператор редукции – выбор хромосом, подлежащих уничтожению. В обоих случаях выбор делается на основании качества хромосомы, которое определяется значением целевой функции на этой хромосоме.

Генетический алгоритм прекращает свою работу в следующих случаях:

– он обработал число поколений, заданных пользователем перед началом работы алгоритма;

– качество всех хромосом превысило значение, заданное пользователем до начала работы алгоритма;

– хромосомы стали однородными до такой степени, что их улучшение от поколения к поколению происходит очень медленно.

В генетических алгоритмах часто используется стратегия элитизма, заключающаяся в переходе лучших хромосом текущей популяции в следующее поколение без изменений. Такой подход обеспечивает поддержание высокого уровня качества популяции.