Особое внимание следует уделить оцениванию методического уровня организации учебного программного средства. Поскольку продукты электронной индустрии подобного рода предназначены для обеспечения сопровождения учебно-воспитательного процесса, необходимо, чтобы они имели дидактическую ценность, чтобы в них использовались прогрессивные методики изложения учебного материала, отображались современные методы и приемы его представления.
В процессе проведения экспертизы на методическом уровне должен оцениваться весь дидактический инструментарий программного продукта, его воспитательная значимость, демонстрационные и «обучающие» возможности. Также необходимо анализировать соответствие представляемого учебного материала целям и перспективам обучения, вековым особенностям пользователей, уровню развития у них необходимых умений и навыков. Должно оцениваться наличие внепрограммных и межпредметных связей, связи теории с практикой, обеспечение мотивации учебной деятельности, актуализации опорных знаний, закрепления пройденного материала, проверки знаний пользователей. Нужно также оценивать программную реализацию механизмов стимулирования познавательной активности, индивидуализации и дифференциации обучения, возможности фиксации достижений пользователей, предоставления им помощи требуемого уровня и объема, информирования о продвижении в достижении учебных целей, о характере ошибок. В перечень критериев следует также включить оценку оригинальности и нестандартности подходов в изложении учебного материала.
Растровый редактор, используя графические изображения, позволяет на визуальном уровне и на уровне интуиции проводить воспитательный процесс обучающихся. При этом материалы, предоставляемые преподавателем или выбранные и используемые в процессе обучения, не должны содержать «непотребной» информации (насилие, пошлость, вульгарность) и не должны уязвлять самолюбие самого подростка. При этом правильный подбор педагогом фотоматериала может дать возможность ребенку задуматься о жизни, стать более гуманным, или просто улучшить настроение в конце учебного дня.
При преподавании растровых редакторов нужно оценивать педагогическую целесообразность разработки электронного программного средства в целом, темп и порционность подачи в нем информации, дружественность и мультидизайность интерфейса, информационное и художественное наполнение экранной страницы, адекватность использования всех способов представления информации, цветовое и стилевое оформление фона, текстового материала, качество и идентичность используемых изображений, моделей, анимации, видеозаписей, ненавязчивость звукового сопровождения, возможность отключения пользователем звуков и динамических объектов второстепенной важности.
Необходимо также проводить экспертное оценивание программной реализации интерактивного режима работы с продуктом, механизма обратной связи, уровня активности и комфортности пользователя при работе с ним.
Перечисленные критерии оценивания качества электронных средств учебного назначения позволяют провести комплексную экспертизу, в которой будут учитываться все интересующие пользователей и преподавателей характеристики педагогических программных средств.
На основании изложенного выше можно заключить, что психолого-педагогические особенности процесса обучения учащихся растровому редактору в школьном курсе информатики заключаются в возможности использования визуальных образов в воспитательных целях, а неправильно подобранный учебный материал может, наоборот, отрицательно повлиять на мировоззрение учащегося или вызвать отсутствие интереса к обучению.
Прежде чем рассматривать вопросы, которые необходимо осветить при изучении растрового редактора AdobePhotoshop необходимо отметить, что ни в коем случае не следует сразу обучать детей данному графическому редактору. До этого они должны изучить некоторые базовые темы по информатике, приобрести некоторые навыки работы на компьютере, изучить виды компьютерной графики, встроенную панель рисования в Word, растровый редактор Paint.
Вот перечень тем, предшествующих изучению программы Adobe Photoshop:
1) техника безопасности при работе с компьютером;
2) информатика (как учебный предмет и как наука);
3) устройство ЭВМ, назначение основных устройств;
4) основы работы в Windows;
5) графический редактор Paint.
Эти темы рассматриваются в более ранних курсах информатики, но должны быть кратко повторены до начала изучения программы Adobe Photoshop. До изучения программы учащиеся должны получить необходимую теоретическую и практическую базу, для того, чтобы им легче было изучать новую тему.
Цели обучения графическому редактору Adobe Photoshop.
1. Формирование умений в области компьютерной графики:
- познакомить с основными базовыми понятиями и терминами компьютерной графики;
- познакомить учащихся с видами графики;
- познакомить с основными принципами создания изображений и построения композиций.
2. Формирование практических умений в области компьютерной графики:
- сформировать навыки работы с графическими растровыми изображениями в Adobe PhotoShop;
- научить работать с текстовыми эффектами, текстурами, имитировать природные явления в изображении;
- сформировать навыки работы с фильтрами;
- показать практическое применение Adobe PhotoShop, используя основы фотокоррекции;
- сформировать умения работы с цветом изображения;
- рассмотреть применение компьютерной графики в различных графических программах.
По окончании изучения данного раздела учащиеся должны знать:
1. Преимущества и недостатки векторной и растровой графики.
2. Форматы графических файлов.
3. Функции палитр.
4. Назначение различных графических программ.
5. Правила работы с цветом, цветовые модели, характеристики цветовых изображений.
6. Основные параметры (характеристики) изображения.
7. Виды контуров, масок, слоев.
8. Группы фильтров графического изображения
По окончании изучения данного раздела учащиеся должны уметь:
1. Запускать редактор Adobe Photoshop и пользоваться его инструментами.
2. Выделять изображения, используя различные способы выделения.
3. Рисовать с помощью различных инструментов.
4. Управлять режимами изображений.
5. Выполнять корректировку цветов.
6. Создавать контуры изображения.
7. Трансформировать изображения.
8. Изменять изображения за счет использования фильтров.
9. Настраивать, создавать и использовать кисти.
10. Работать со слоями.
11. Применять фильтры.
12. Работать с текстом.
13. Выполнять фотомонтаж.
Указанным требованиям соответствует следующий перечень вопросов, который необходимо рассмотреть при обучении графическому редактору Adobe Photoshop.
1. Виды компьютерной графики
Виды графики: растровая графика, векторная графика. Преимущество и недостатки компьютерной графики. Форматы графических файлов.
2. Знакомство с Adobe PhotoShop
Назначение Adobe Photoshop; интерфейс программы Adobe Photoshop.
3. Инструменты выделения
Способы выделения. Модификация выделенных областей. Перемещение. Кадрирование.
4. Цветовые модели в Adobe Photoshop
Способы выбора и изменения цвета. Настройка изображения.
5. Инструменты для рисования
Режимы рисования.
6. Трансформация
Использование инструментов трансформации.
7. Фильтры
Группы фильтров. Применение различных фильтров.
8. Слои
Создание нового слоя, дублирование, удаление, свойства, эффекты, расположение, перемещение, объединение слоев, невидимый слой, создание плоского изображения, эффекты (стили) слоя.
9. Реставрирование фотографий
Восстановление выцветших, растрескавшихся фотографий. Удаление пятна с фотографий. Клонирование образца. Простые приемы ретуши. Использование инструментов.
10. Работа с текстом
Создание текста. Форматирование текста. Параметры текста.
11. Фотомонтаж
Объединение двух и более изображений для создания сюрреалистических изображений.
12. Создание итогового изображения
Создание итогового изображения с помощью программы Adobe PhotoShop на свободную тему.
Программа PhotoShopпредставляет собой мощную программу по обработке растровой графики, устойчивую к действиям пользователя. Данное свойство позволяет использовать графический редактор, как в профессиональной деятельности, так и в игровом процессе. Алгоритм работы большинства функций позволяет просмотреть конечный результат выполнения функции еще на этапе задания параметров.
При изучении компьютерной графики вообще и графических редакторов в частности желательно использовать методы обучения, стимулирующие самостоятельную работу и стремление к самостоятельному изучению материала. Расчленение сложного задания на ряд простых с последующим обсуждением результатов их выполнения, взаимная заинтересованность в результатах труда позволяют решать многие педагогические задачи. Если возможно, следует отказаться от выставления конкретных оценок и вести зачетную систему оценок.
При любом методе осуществления учебного процесса, появляется необходимость контроля усвоения материала. Специфика разработанной методики состоит в первую очередь в том, что дает практические навыки в освоении программы, которые обучаемый может получить самостоятельно под контролем преподавателя.