Рисунок 3.3 Алгоритм работы блока ввода-вывода.
В данном блоке производится проверка введенных пользователем данных на корректность, т.е. определяется, является ли введенная информация корректной командой симулируемой системы или нет. Подобная проверка происходит путем считывания ожидаемого корректного ввода из файла сценария и сравнения с данными, введенными пользователем. В случае корректности ввода управление передается в зависимости от режима работы симулятора, при работе в режиме обучения - блоку ввода, при работе в режиме контроля знаний – блоку распознавания введенной переменной.
Алгоритм работы блока проверки правильности ввода приведен на рисунке 3.4. Функция parse() является функцией, извлекающей из текстовой переменной ввода первый набор символов до пробела, т.е. команду.Рисунок 3.4 Алгоритм блока распознавания переменной
Данный блок отвечает за запись информации об ошибке в лог-файл. В данный файл записывается некорректная информация, введенная пользователем. При работе симулятора в режиме контроля знаний содержимое данного файла выводится по окончании упражнения на экран. Алгоритм работы данного блока приведен на рисунке 3.5
Рисунок 3.5 Алгоритм работы блока записи ошибки
В блоке исполнения команды происходит вывод на экран информации, соответствующей корректному выполнению введенной команды на реальной операционной системе. После вывода на экран результатов производится проверка, выполнено ли поставленное в упражнении задание. Если в файле сценария дальнейшие команды отсутствуют, то выводится сообщение о том, что упражнение выполнено. Если симулятор работает в режиме контроля знаний, то на экран также выводится информация об ошибках, допущенных пользователем. Если же в файле сценария еще есть дальнейшие команды для ввода, т.е. поставленное в упражнении задние не выполнено, то управление передается блоку ввода для ввода новой команды пользователем. На рисунке 3.6 приведен алгоритм данного блока.
Рисунок 3.6 Алгоритм блока исполнения команд
сетевой безопасность симулятор файл
При запуске симулятора существует два режима работы - в режиме обучения и в режиме контроля знаний. При запуске симулятора в режиме контроля знаний на экран выводится задание, которое требуется выполнить обучаемому. При вводе данных идет проверка на корректность путем сравнения данных ввода с данными из файла сценария, если введенная команда неверна, то данный ввод заносится в лог-файл с ошибками. После выполнения задания информация об ошибках выводится на экран.
При запуске симулятора в режиме обучения на экран выводится задание, которому посвящено соответствующее упражнение. Обучаемому последовательно выводятся на экран команды, требуемые для правильного прохождения упражнения. Данные команды считываются последовательно из файла сценария. В случае некорректного ввода команды обучаемому предлагается ввести команду еще раз и перехода к следующей команде не происходит. После выполнения задания на экран выводится информация об успешном прохождении упражнения.
Для разработки симулятора был создан тестовый стенд, приближенный по конфигурации к симулируемой системе. Однако так как полной идентичности добиться не удастся, то приведем схему стенда на рисунке 3.7.
Как можно заметить, стенд отличается от реальной сети ФНС наличием лишь одного сервера, исполняющего все роли, выполняемые ОС UNIX в ФНС.
Настройка авторизации пользователей
Задача: Изменить информацию о пользователе, существующем в системе, заблокировать учетную запись
Реализация:
Вывод имен всех пользователей в системе
pwusershow –a
Изменение требуемой информации у пользователя tuser
сhpasstuser
Блокировка учетной записи tuser
pwlocktuser
Выход из системы
exit
Попытка входа под заблокированной учетной записью:
tuser
test
Вход в систему под учетной записью root:
root
P@ssw0rd
Разблокировка учетной записи tuser
pwunlocktuser
Выход из системы
exit
Вход с учетной записью tuser, чтобы убедится в ее разблокировании
tuser
test
В результате анализа среды разработки было выбрано решение AdobeCaptivate 4, как наиболее подходящее для создания симулятора. Процесс создания симулятора можно представить в виде следующих этапов:
1. Создание списка команд для реализации решения конкретной задачи
2. Произведение захвата экрана виртуальной машины с установленной ОС FreeBSD во время выполнения созданного списка команд при помощи AdobeCaptivate
3. Создание проекта в AdobeCaptivate, проверка слайдов на допущенные при выполнении ошибки, корректировка времени перехода между слайдами
4. Создание полей ввода в слайдах, подсказок и предупреждений пользователю