Обработка звука бывает разноплановой и зависит от целей, которые преследуете пользователь. Это может быть подавление шумов, наложение звуковых фильтров, добавление реверберации или дилей, выведение на передний план определённых частот.
Наиболее необходимой и практически повсеместно используемой процедурой является подавление шумов. Шумы могут быть как внешними, случайно записанными на микрофон фоновыми звуками в помещении с плохой звукоизоляцией, так и внутрисистемными, возникшими вследствие плохого экранирования шнуров и прочего звукозаписывающего оборудования. Шумы имеют свои частоты, диапазон которых сравнительно узок. Это позволяет подавлять их путём простой эквализации, то есть – убирать частоты, на которых больше всего шума и меньше всего нужных звуков. Запись, на которой шумы занимают сравнительно небольшой диапазон, не соприкасающийся с диапазоном других звуков, считается чистой. Запись, на которой шумы звучат почти на всех частотах, считается грязной, так как их практически невозможно подавить без ущерба для нужных звуков.
Реверберация считается вторым по востребованности шагом в обработке звука. Реверберация – это постепенное затухание звука, например, в большом помещении с хорошей акустикой. При небольшой продолжительности она добавляет вокалу или сольным инструментам глубину и выразительность звучания, поэтому её используют довольно часто. В отличие от простого эха, которое просто повторяет звук несколько раз, при этом, затихая, реверберация прогрессивно меняет соотношение частот повторяемого звука, что может создавать самые разнообразные эффекты.
После реверберации по популярности, пожалуй, стоят дилей-эффекты. Или попросту задержки звука. Это может быть как обычное эхо любой частоты затухания, так и более изысканные дилеи. Особенно дилей может понадобиться при обработке моно-звука и превращении его в псевдостерео. Для этого производится совсем незначительная задержка звука в одном из каналов. При этом одному каналу желательно добавить немного «сухости» (средних частот). Тогда бывший моно-звук начинает звучать в разных каналах и чуть-чуть по-разному, что и создаёт эффект стерео.
Если прибавить немного высоких и средних частот и совсем не использовать реверберации и дилея, то создаётся популярный в последнее время «эффект присутствия», как будто вокалист поёт прямо в вашей комнате.
Фильтры – это эквализационные схемы, которые накладываются на записанный звук. Фильтры бывают статические и динамические. Статические фильтры просто убирают некоторые частоты трека, добавляя другие, а динамические постоянно меняют соотношение частот по определённой круговой схеме, из-за чего звук кажется «плавающим».
Выбор программы звуковой обработки во многом зависит от вкусов пользователя. Однако все программы для редактирования и обработки звука имеют весьма похожий пользовательский интерфейс, так что если вы освоили работу с описанной здесь программой, легко сможете освоить и другие звуковые программы.
Литература
1. Горюнов В.А., Обработка и монтаж аудиозаписей с использованием Audacity: учебное пособие/В.А. Горюнов, А.Н.Стась.- М., 2008.- 40с.
2. Цифровой звук: [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа: http://audacity.ru/p1aa1.html
3. Обработка звука: [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа: http://vooch.narod.ru/read/obrabotka_zvuka.htm
4. Подборка материалов по программам для обработки звука: [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа: http://cjcity.ru/news/all/edit-soft.php
5. Frequently Asked Questions (Часто Задаваемые Вопросы) по электронному созданию и обработке звука: [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа: http://websound.ru/articles/theory/soundfaq.htm
6. Audacity: [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа: http://Audacity.sourceforge.net/
7. Audacity: [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Audacity
8. Звук: [Электронный ресурс]: статья. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Звук