Кыргызско-Российский Славянский Университет
Кафедра Философии науки
Атомистская и христианская этика: единство и различие
Курсовая работа студента
I курса философского отделения
Гуманитарного факультета
Ефремова Дмитрия Олеговича
Научный руководитель:
Бишкек
2010
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Этическая проблематика в античности и основные варианты ее решения
2. Общая характеристика атомистской этики
2.1 Основные представители и особенности их учения
2.2 Место эпикуреизма в атомистской этике
3. Формирование христианской философии и христианской этики: их взаимоотношение
4. Отношение христианской идеологии к эпикуреизму: исторические аспекты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы моей курсовой работы заключается в возможности на конкретном примере увидеть взаимоотношение христианской идеологии с философскими учениями о морали.
Возникновение и распространение раннего христианства происходило в условиях углублявшегося кризиса античной цивилизации и упадка ее ценностей: гражданской этики, следовательно, христианское учение нуждалась в мощной идеологической базе, способной прийти на смену прежней. Понимая это, первые христианские философы попытались интегрировать этику языческой древности в структуру христианских ценностей. Преимущественной точкой опоры в решении данной задачи первоначально становится традиция Платона, затем отдается предпочтение еще нескольким античным авторам. Таким образом, христианская этика стала переосмыслением творений языческих авторов в свете учения Христа. Основной ошибкой античных философов, по мнению христиан, была попытка найти в себе и собственным разумом обосновать то, что делается Богом и только в нем находит свое оправдание: они постигали божественный порядок, не понимая, что он — божественный. То есть христианская философия представляет собой реформирование и улучшение естественного закона философов.
Но после становления христианства, как одного из основных этических учений средневековья, множеству античных течений был присвоен статус ереси. атомистский христианский этика эпикуреизм
Атомистская этика так же была подвержена жесткой критики со стороны церкви. И именно заинтересованность в том, какое влияние было оказано атомизмом на христианство, и каково было отношение христианской идеологии к этики атомистов, стало основной причиной выбора мной данной темы.
Атомизм достаточно обширное учение, оно развивалось и дорабатывалось разными людьми. Основными представителями данного учения стали Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар. Но в этике преуспел, прежде всего, Эпикур. Его этическое учение приобрело большую популярность в Греции и Римской империи. Существование Левкиппа подвергнуто сомнению, и нам известно лишь одно его сочинение «Большой мирострой», не дошедшее до нас. Об этике Демокрита трудно что-либо сказать, мы имеем о ней лишь небольшое представление, так как до нас дошли лишь обрывки его трудов, а Лукреций Кар стал последователем Эпикура. Следовательно, под атомистской этикой мы будем понимать, прежде всего, эпикурейскую. И именно на ее примере рассмотрим соотношение двух этических учений – христианства и атомизма.
Главная цель моей курсовой работы: выявить единство и различие христианской и атомистской этики.
Основные задачи, которые я ставлю перед собой это:
1. Изучить историю возникновения и формирования этики атомистов и христиан.
2. Дать краткую характеристику этих течений.
3. Рассмотреть отношение христианской церкви к эпикуреизму на разных исторических этапах.
Объект исследования моей работы это христианская и атомистская этика.
Предмет исследования: история зарождения и формирования этических учений атомистов и христиан и их общая характеристика.
1. Этическая проблематика в античности и основные варианты ее решения
Этика (греч. ethika, от ethos – обычай) – философская наука, объектом которой является мораль. Этика – одна из древнейших теоретических дисциплин, возникшая как часть философии в период становление рабовладельческого общества. Для обозначения учения о нравственности термин «Этика» был введён Аристотелем. Этика теоретически должна была решать практические нравственные проблемы, которые возникали перед человеком в жизни (как должно поступать, что следует считать добром и что злом и т.д.). Поэтому, уже начиная с древности Этику, было принято считать «практической философией» в отличие от «чисто теоретического» знания о мире. В Этике постепенно начали различать два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек (нормативная этика), и собственно теоретические вопросы о происхождение и сущности морали. До появления и развития Этики моральные представления людей формировались стихийно и выступали перед ними как неизвестно кем сформулированные законы, происхождение которых теоретики пытались объяснить задним числом (приписывали их авторство богу или выводили из естественной «природы человека»). С возникновением научной теории развития общества, раскрывающей, в частности, и законы развития морали, Этика стала способной научно обосновывать нравственные принципы, доказывать разумность одних и подвергать рациональной критике другие. Она получила возможность помогать людям сознательно и целенаправленно вырабатывать те моральные представления, которые отвечают их историческим потребностям.
Если мораль, как житейскую мудрость общественных законодателей, следует признать существовавшей в самой глубокой древности, то мораль, как философскую теорию, можно констатировать только после Сократа. Основная черта этики Сократа, тесно связанная с его взглядом на роль понятий, состоит в отождествлении нравственной доблести со знанием. По Сократу, деятельность человека всецело определяется его понятиями о доблести, о благе и вытекающими из этих понятий целями. Поэтому никто не может заблуждаться или дурно поступать по доброй воле: нет человека, который, зная, что он может сделать нечто лучшее сравнительно с тем, что он делает, стал бы, напротив, делать худшее. Таким образом, Сократ сводил всякое дурное действие всецело к простому незнанию или заблуждению, а мудрость — к совершенному знанию. «Этот этический рационализм Сократа был предметом удивления уже у древних: Аристотель отмечал, что Сократ превратил добродетели в понятия, в науки или познания особого рода. Учение Сократа о знании как усмотрении общего посредством понятий было развито учеником Сократа Платоном в его теории «видов», или «идей»»[1].
Платон целиком воспринял и детально разработал основное положение Сократа о тождестве знания и добродетели. В воззрениях Платона на понятие блага можно отметить несколько переходных стадий. Реалистическое понимание блага, присущее в значительной степени Сократу, не осталось чуждым и Платону. Средоточием его является идеалистическое понимание блага. Платон приходит к признанию самой справедливости душевным благом, а несправедливость признает своего рода болезнью, то есть злом. Таким образом, в понятии справедливости, отождествлённой с благом, это последнее понятие приобретает ясный идеалистический смысл. Поскольку в благе признается ещё гедоническое содержание, оно принимает трансцендентный характер загробного блаженства. По существу весь идеализм у Платона и представляет собой этику. Благо — высшее начало в мире идей. Благо и Бог — понятия равнозначащие. В понятии Бога Этика Платона получает своё конечное завершение.
Можно сказать без преувеличения, что философия Платона, восходящая от реальных и частных принципов к самому общему идеальному, служит историческим прологом всего дальнейшего развития Этики, по крайней мере, в основных его моментах.
2. Общая характеристика атомистской этики
Атомистская этика вытекает из атомизма – учение о «…"бесконечном числе тел невидимых по причине их малости". Эти тела неделимы, и потому они - "атомы", т.е. по-гречески то, что не делится»[2]. Атомисты подтвердили невозможность существования небытия, так как все появляется из соединения атомов, и исчезает в случае их распада. «Все вместе атомы образуют бытие в его полноте, различимы же между собой лишь по форме, или геометрической фигуре, а в качестве таковых поддерживают тождественность бытия в себе и для себя»[3]. Но такой революционный онтологический взгляд на мир в этическом плане имел недостаток тем, «что дискредитировал чувственный опыт, ставил под сомнение и ценность познания природы в ее многообразии, и ценность добродетели как конкретного пути к совершенству»[4].
Но, не смотря на это, атомистская этика была развита и дала возможности для более адекватного познания морали. Они связаны с тем, что атомистическое учение о бытии предполагает конкретное изучение мира в многообразии его проявлений, так как атомы различаются между собой формой, порядком и положением, и идея единства мира органически увязывалась с его множественностью и изменчивостью.
Постулировав атомы как последние кирпичики, из которых строится все здание космоса, они одновременно исходят из того, что многообразию мира соответствует многообразие причин, каждая из которых должна быть познана в их специфическом содержании. «Многообразие мира не дефект, а вполне законное его состояние, укорененное в бытии. Применительно к этике это означало необходимость познания морали, как особой реальности»[5].
Согласно атомистской этике душа и ум состоят из привилегированных атомов, обладающих сферической формой, гладких, легко воспламеняющихся. Однако более важной является опосредованная связь, вытекающая из заключенной в атомизме общеметодологической установки на конкретно-научный анализ конкретных явлений, а тем самым и морали.