Смекни!
smekni.com

Интегральная атака против блочного симметричного шифра Crypton (стр. 6 из 11)

Операции шифрования и расшифрования можно описать так:

Y = E(X), X = D(Y)(1.16)

Для взаимной однозначности необходимо, чтобы DE было единичным преобразованием. В этом разделе будет предполагать наличие у отправителя и получателя общего секретного ключа Z. (На самом деле ключи у них не обязательно одинаковые, но знание одного ключа, например шифрования, позволяет легко вычислить другой. Поэтому рассматриваемые криптоалгоритмы иногда называют симметричными, или одноключевыми. Соответственно, и криптография, занимающаяся изучением таких алгоритмов, называется одноключевой). Данная схема применяется в том случае, если абоненты сети доверяют друг другу.

Ниже показано, как с помощью одноключевой криптографии решаются вопросы имитозащиты и опознавания (секретность обеспечивается очевидным образом). Подлинность и целостность сообщения обеспечиваются его криптографическим преобразованием, выполняемым с помощью секретного ключа. Например, если отправитель передаст сразу и открытый (не требующий засекречивания), и зашифрованный тексты, то это позволит получателю, знающему ключ, утверждать, что текст при передаче по каналу связи не был изменен, если результат расшифрования шифрограммы совпадает с открытым текстом. Действительно, случайное совпадение соответствующих друг другу открытого текста и шифрограммы — практически невозможное событие. Эту пару мог составить лишь отправитель, знающий секретный ключ. Отсюда следует и подлинность сообщения (отправитель отождествляется с владельцем ключа). В действительности нет необходимости передавать всю шифрограмму, достаточно передать лишь ее часть, называемую имитовставкой, которая должна зависеть от всего открытого текста. Тогда получатель может на основании полученного текста и ключа вычислить свою имитовставку и проверить ее соответствие полученной.

Для опознавания пользователя используется следующий диалог. Проверяющий вырабатывает случайный текст и посылает опознаваемому для шифрования. Опознаваемый шифрует этот текст и возвращает проверяющему. Тот проверяет соответствие шифрограммы тексту. Правильный ответ может составить только владелец секретного ключа, который отождествляется с законным пользователем. Очевидно, что прослушивающий диалог нарушитель не сможет правильно зашифровать новый текст и назваться пользователем. (Исключением является аналогия известного жульничества, примененного при игре в шахматы по почте, когда нарушитель просто транслирует ответы и запросы подлинным проверяющему и проверяемому, ведя диалог одновременно с каждым из них). Принципиальное отличие данной системы от опознавания по паролю, где подслушивание позволяет узнать секретный пароль и в дальнейшем воспользоваться этим, заключается в том, что здесь по каналу связи секретная информация не передается. Ясно, что и стойкость шифрования, и имитостойкость, и стойкость опознавания могут быть обеспечены, если положенное в основу криптопреобразование является стойким в смысле раскрытия ключа.

Уровень стойкости зависит от возможностей криптоаналитика и от пользователя. Так, различают криптоанализ на основе только шифрованного текста, когда криптоаналитик располагает только набором шифрограмм и не знает открытых текстов, и криптоанализ на основе открытого текста, когда криптоаналитик знает и открытие, и соответствующие шифрованные тексты. Поскольку криптоалгоритм обычно должен быть достаточно универсальным, естественным представляется требование, чтобы стойкость ключа не зависела от распределени вероятностей источника сообщений. В общем случае источник сообщений может вырабатывать "удобные" для нарушителя сообщения, которые могут стать ему известными. В этом случае говорят о криптоанализе на основе специально выбранных открытых текстов. Очевидно, что стойкость ключа по отношению к анализу на основе выбранных текстов не может превышать стойкости по отношению к анализу на основе открытых текстов, а она, в свою очередь, не может превышать стойкости по отношению к анализу на основе шифрованных текстов. Иногда разработчиком СЗИ допускается даже, что враждебный криптоаналитик может иметь доступ к криптосистеме, то есть быть "своим".

Обычно криптоалгоритмы разрабатывают так, чтобы они были стойкими по отношению к криптоанализу на основе специально выбранных открытых текстов.

Понятие "наилучшего алгоритма" раскрытия ключа в определении стойкости неконструктивно и допускает субъективное толкование (для кого- то из разработчиков наилучшим алгоритмом может быть простой перебор ключей). По-видимому, ни для одного из используемых криптоалгоритмов не определен наилучший алгоритм раскрытия ключа, то есть задача нахождени наилучшего алгоритма является чрезвычайно сложной. Поэтому на практике для оценки стойкости пользуются наилучшим известным или найденным в ходе исследований алгоритмом раскрытия. Таким образом, на практике никто не может помешать способному криптоаналитику снизить оценку стойкости, придумав новый, более эффективный метод анализа.

Создание новых эффективных методов раскрытия ключа или иного метода ослабления криптоалгоритма может давать осведомленным лицам большие возможности по нанесению ущерба пользователям, применяющим данный криптоалгоритм. Публикация или замалчивание этих сведений определяются степенью открытости общества. Рядовой пользователь системы бессилен помешать нарушителю в раскрытии его ключей.

Из изложенного следует, что понятие "наилучшего известного" алгоритма неабсолютно: завтра может появиться новый более эффективный алгоритм раскрытия, который приведет к недопустимому снижению стойкости криптоалгоритма. С развитием математики и средств вычислительной техники стойкость криптоалгоритма может только уменьшаться. Для уменьшения возможного ущерба, вызванного несвоевременной заменой криптоалгоритма, потерявшего свою стойкость, желательна периодическая перепроверка стойкости криптоалгоритма. Для снижения вероятности непредсказуемого "обвала" вновь разработанного криптоалгоритма необходимо проведение криптографических исследований.

Из рассмотренного выше следует, что понятие стойкости криптосистемы многогранно. Стойкость зависит не только от разработчика, но и от особенностей использования данного криптоалгоритма в системе управлении или связи, от физической реализации криптоалгоритма, а также от будущих успехов математики и вычислительной техники. Ведь криптосистема может эксплуатировать много лет, а необходимость сохранять в секрете в течение длительного времени переданную ранее по открытым каналам связи информацию может сделать необходимым прогнозировать развитие науки и техники на десятилетия.

Последние десятилетие характеризуется резким увеличением числа открытых работ по всем вопросам криптологии, а криптоанализ становится одной из наиболее активно развивающихся областей исследований. Многие криптосистемы, стойкость которых не вызывала особых сомнений, оказались успешно раскрытыми. При этом разработан большой арсенал математических методов, представляющих прямой интерес для криптоаналитика.

В начале 1970-х гг. была известна только классическая одноключевая криптография, но число открытых работ по этой тематике было весьма скромным. Отсутствие интереса к ней можно объяснить целым рядом причин. Во-первых, острой потребности в криптосистемах коммерческого назначения, по-видимому, еще не ощущалось. Во-вторых, большой объем закрытых исследований по криптографии обескураживал многих ученых, которым, естественно, хотелось получить новые результаты. И наконец, может быть, самый важный фактор заключается в том, что криптоанализ как научная дисциплина фактически по-прежнему представлял собой большой набор разрозненных "трюков", не объединенных стройной математической концепцией.

В 1970-х гг. ситуация радикально изменилась. Во-первых, с развитием сетей связи и повсеместным вторжением ЭВМ необходимость в криптографической защите данных стала осознаваться все более широкими слоями общества. Во-вторых, изобретение Диффи и Хелманном криптографии с открытым ключом создало благоприятную почву для удовлетворения коммерческих потребностей в секретности, устранив такой существенный недостаток классической криптографии, как сложность распространения ключей. По существу, это изобретение гальванизировало научное сообщество, открыв качественно новую неисследованную область, которая к тому же обещала возможность широкого внедрения новых результатов быстро развивающейся теории вычислительной сложности для разработки конкретных систем с простым математическим описанием. Ожидалось, что стойкость таких систем будет надежно опираться на неразрешимость в реальном времени многих хорошо известных задач и что, может быть, со временем удастся доказать принципиальную нераскрываемость некоторых криптосистем.

Но надежды на достижение доказуемой стойкости посредством сведения задач криптографии к хорошо известным математическим задачам не оправдалась, а, скорее, наоборот. Именно то обстоятельство, что любую задачу отыскани способа раскрытия некоторой конкретной криптосистемы можно переформулировать как привлекательную математическую задачу, при решении которой удается использовать многие методы той же теории сложности, теории чисел и алгебры, привело к раскрытию многих криптосистем. На сегодняшний день классическая лента однократного использования остается единственной, безусловно, стойкой системой шифрования.

Идеальное доказательство стойкости некоторой криптосистемы с открытым ключом могло бы состоять в доказательстве того факта, что любой алгоритм раскрытия этой системы, обладающий не пренебрежимо малой вероятностью ее раскрытия, связан с неприемлемо большим объемом вычислений. И хотя ни одна из известных систем с открытым ключом не удовлетворяет этому сильному критерию стойкости, ситуацию не следует рассматривать как абсолютно безнадежную. Было разработано много систем, в отношении которых доказано, что их стойкость эквивалентна сложности решения некоторых важных задач, которые почти всеми рассматриваются как крайне сложные, таких, например, как известная задача разложения целых чисел. (Многие из раскрытых криптосистем были получены в результате ослабления этих предположительно стойких систем с целью достижения большого быстродействия.) Кроме того, результаты широких исследований, проводившихся в течение последних десяти лет как в самой криптографии, так и в общей теории вычислительной сложности, позволяют современному криптоаналитику гораздо глубже понять, что же делает его системы нестойкими.