Смекни!
smekni.com

Разработка информационно-поисковой системы "Результаты соревнований" на языке программирования Паскаль (стр. 1 из 3)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

УО «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Курсовой проект

по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования»

на тему: Разработка информационно-поисковой системы «Результаты соревнований» на языке программирования Паскаль

Исполнитель: Бондарев А.Ю.

Руководитель: Царева К.О.

Гомель 2010


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СИМВОЛЬНЫЙ И СТРОКОВЫЙ ТИП ДАННЫХ

1.1 Тип данных Char

1.2 Тип данных String

2. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВОЙ СИСТЕМЫ «РЕЗУЛЬТАТЫ СОРЕВНОВАНИЙ» НА ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ

2.1 Постановка задачи

2.2 Описание алгоритма задачи

2.3 Практическая часть выполнения задачи на языке программирования Паскаль

2.4 Результаты работы программы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Язык программирования Паскаль предлагает богатую среду программирования, которая делает разработку программ более производительной и более приятной. Паскаль также легок в обращении, в нем легко и просто можно писать программы. Именно поэтому я выбрал именно его для данной курсовой работы. Паскаль хорош тем, что в нем можно создавать прикладные программы, работающие в реальном времени.

Необходимо создать программу «Результаты соревнований» на языке программирования Паскаль. Программа должна выполнять следующие действия: создание файла, просмотр содержимого файла которое выводится в виде таблицы, дополнение файла новыми записями, поиск и сортировка по любому указанному полю, удаление любой строки файла. Для реализации этой работы я буду использовать язык программирования Паскаль.

Для удобства и простоты использования, программа будет реализована в виде меню. Используя клавиатуру, можно будет выбирать необходимые действия. С помощью Паскаля я попытаюсь сделать мою программу проще и удобнее для пользователя.


1. СИМВОЛЬНЫЙ И СТРОКОВЫЙ ТИП ДАННЫХ

1.1 Тип данных Char

Базовый тип данных - Char. Переменная типа Char может хранить всего один символ, один из набора 256 символов. Каждый символ имеет свой код. Символы можно сравнивать между собой на равенство и на определение, какой больше или меньше, тогда компьютер опять же сравнивает не сами символы, а их коды.

Приблизительно таблицу символов можно описать примерно так. В начале идут различные служебные управляющие символы, которые не имеют графического представления. Например, это символы табуляции, возврата каретки, перевода строки и т.п. Потом идут знаки препинания «!», «?», «.» и т.п. Далее идут цифры «1», «2»,«3» и т.д. Следующими идут литеры английского алфавита «A», «B», «C»,..., «Z», «a», «b», «c»,..., «z». Завершают таблицу литеры русского алфавита: «А», «Б», «В»,..., «Я», «а», «б», «в»,..., «я».

Разные системы могут по-разному интерпретировать коды по причине, того что они руководствуются разными таблицами символов. WindowsCodePage 1251 (Cyrillic) - таблица символов для кириллицы в системах Microsoft Windows. Это означает что в системе Windows каждый символ с определенным кодом будет интерпретироваться одинаково для всех программ, если они конечно не реализуют какую-то свою, специфическую обработку символов.

Для типа данных Char определены также две операции - получение кода символа из переменной типа Char и преобразование кода символа в значение типа Char. Эти операции реализованы двумя функциями стандартной библиотеки - Ord и Chr.

Функция Ord принимает один параметр типа Char а возвращает значение типа Byte которое и представляет собой код символа. Функция Chr делает все с точностью наоборот - принимает значение типа Byte а возвращает значение типа Char [3,с.122-124].

1.2 Тип данных String

программирование паскаль регистр символьный

Переменная типа String представляет собой последовательность символов - строку. Мы можем определять длину строки, можем добавлять к строке другие строки и символы, можем заменять произвольные части строки на другие строки и символы, можем удалять части строки.

Подпрограммы

Многие операции над строками выполняются с помощью различных подпрограмм. Подпрограмма - кусочек программного кода, который имеет идентификатор и может быть вызван по нему для выполнения какой-либо задачи. Зачастую подпрограмма требует передать ей какие-нибудь параметры. В качестве параметров используется либо выражение, либо идентификатор чего-либо. Например, идентификатор переменной или константы. Подпрограммы подразделяются на процедуры и функции. Разница между ними лишь в наличии возвращаемого результата. Функции возвращают результат своего выполнения, а процедуры не возвращают никакого результата, только выполняют какое-то действие. Процедуры вызываются следующим образом:

Имя процедуры (Параметр 1, Параметр 2, ..., Параметр N);

Вызов функции может быть использован внутри какого-либо выражения. Также вызов функции может быть использован в операторе присваивания, чтобы присвоить какой-нибудь переменной результат выполнения функции.

Имя переменной: Имя функции (Параметр 1, Параметр 2, ..., Параметр N)[5,с.15-17].

Присваивание значения строке, получение содержимого строки

Строковой переменной может быть присвоено значение, как и любой другой переменной. Единственное ограничение состоит в том, что тип значения должен быть String или Char

Получение длины строки

Для определения длины строки в символах используется функция стандартной библиотеки Length. Функция Length получает на вход один единственный параметр, идентификатор строковой переменной или выражение строкового типа. Результат функции, количество символов в строке, имеет тип Integer.

Формат вызова: Length(идентификатор переменной или выражение типа String) [1,с.163-168].

Получение и установка отдельного символа строки

К символам строки можно обращаться по их индексу (позиции в строке). Индекс первого символа строки «1». Индекс последнего символа строки будет равен результату вызова функции Length, которой в качестве параметра будет передана строка. Обратите внимание на то, что индекс первого символа «1», а не «0» как обычно делается в различных структурах данных, которые могут содержать много элементов. При попытке обращения к символу с индексом меньше «0» или больше Length возникает ошибка времени выполнения.

Формат обращения к символу строки: S[I], S - идентификатор строковой переменной, а I - индекс символа.

Выражение вида S[I], S - идентификатор строковой переменной, возвращает результат типа Char.

Слияние двух строк (конкатенация)

Строки можно складывать как числовые переменные, используя оператор «+». Результатом сложения является более длинная строка, включающая в себя содержимое обеих строк в порядке их употребления в операции сложения. Также существует функция Concat которая выполняет в точности то же действие что и «+».

Формат операции конкатенации двух строк:

A+B илиConcat(A,B),

где A - идентификатор одной строки или строковое выражение, а B - идентификатор другой строки или строковое выражение [2,с.48-52].

Вставка одной строки внутрь другой

Вставка строки выполняется процедурой Insert. Процедура получает на вход три параметра: строку, которую нужно вставить, строку в которую должна быть произведена вставка и позицию, в которой должна быть произведена вставка. Формат вызова:

Insert(Source,Target,Position), где Source - строка которая будет вставлена, Target - идентификатор строковой переменной в которую вставляют содержимое Source, Position - позиция, начиная с которой будет вставлено содержимое Source в Target.

Если Position меньше 1, то процедура принимает его равным 1.

Если Position больше чем Length(Target), то содержимое Source добавляется к Target с конца.

Если Source является пустой строкой, то Insert ничего не делает [5,с.22-26].

Удаление части строки

Часть строки может быть удалена с помощью процедуры Delete. Формат вызова процедуры Delete: Delete(Target,Index,Count), где Target - идентификатор строковой переменной, из которой удаляются символы, Index - позиция, начиная с которой производится удаление, Count - количество удаляемых символов.

Если Index меньше 1 или больше чем Length(Target), то ничего из Target не удаляется.

Если Count указывает больше символов чем есть начиная с Index, то удаляются символы от Index и до конца строки. Если Count меньше 1, то ничего не удаляется. [4,с.89-92].

Изменение регистра символов

Каждый символ, представляющий собой букву, имеет регистр - верхний или нижний. Например, буква «а» может быть заглавной «А» и прописной «а». Заметим что «А» и «а» являются различными символами. Про заглавные буквы говорят, что они имеют верхний регистр. Про прописные буквы говорят, что они имеют нижний регистр. В некоторых случаях нужно преобразовать отдельную строку или символ в верхний или нижний регистр. Это делают функции UpCase, UpperCase, LoCase, LowerCase.

Сравнение строк на равенство или больше/меньше

Строки можно сравнивать между собой как если бы они были числами. Возможны следующие операции сравнения:

= -сравнение строк на предмет равенства

<> -сравнение строк на предмет неравенства

< -сравнение на «меньше»

> -сравнение на «больше»

<= -сравнение на «меньше или равно»

>= -сравнение на «больше или равно»

Результатом сравнения является значение типа Boolean, которое может быть только одним из двух - TRUE (Истина) и FALSE (Ложь).

Сравнение на предмет неравенства: производится сравнение на предмет равенства, затем результат «переворачивается вверх ногами». Вместо TRUE возвращается FALSE и наоборот.

Сравнение на «меньше»: поочередно сравниваются коды символов, стоящих на соответствующих позициях. Если одна из строк больше не имеет символов, или символ, стоящий в соответствующей позиции имеет меньший код, то считается что эта строка «меньше».

Сравнение на «больше»: поочередно сравниваются коды символов, стоящих на соответствующих позициях. Если одна из строк еще имеет символы, в то время как другая больше не имеет символов, или символ, стоящий в соответствующей позиции имеет больший код, то считается что первая строка «больше».