Курсовая работа по дисциплине: «Объектно-ориентированное программирование»
Выполнил Студент 4-го курса гр. 07АСУ
Российский Государственный Социальный Университет филиал в г. Сочи
г. Сочи 2011
Delphi - это греческий горд, где жил дельфийский оракул. И этим именем был назван новый программный продукт с феноменальными характеристиками.
Delphi - это комбинация нескольких важнейших технологий:
Высокопроизводительный компилятор в машинный код
Объектно - ориентированная модель компонент
Визуальное (а, следовательно, и скоростное) построение приложений из программных прототипов
Масштабируемые средства для построения баз данных
Компилятор, встроенный в Delphi, обеспечивает высокую производительность, необходимую для для построения приложений в архитектуре «клиент - сервер». Этот компилятор является самым быстрым в на стоящее время в мире, его скорость компиляции составляет свыше ста двадцати тысяч строк в минуту на компьютере 486 DX33.
Он предлагает легкость разработки и быстрое время проверки готового программного блока, характерного для языков четвертого поколения (4GL) и в тоже время обеспечивает качество кода, характерного для компилятора 3GL. Кроме того, Delphi обеспечивает быструю разработку без необходимости писать вставки на Си или ручного написания кода (хотя это возможно).
В процессе построения приложения разработчик выбирает их палитры компонент, делающие крупные мазки кистью. Еще до компиляции он видит результаты свой работы - после подключения к источнику данных их можно видеть отображенными на форме, можно перемещаться по данным, представлять их в том или ином виде. В этом смысле проектирование в Delphi мало чем отличается от проектирования в проектирующей среде, однако после выполнения компиляции мы получим код , который исполняется в десять - двадцать раз быстрее, чем то же самое сделанное при помощи интерпретатора. В Delphi компиляция производится непосредственно в родной машинный код, в то время как существуют компиляторы, превращающие программу в так называемый р - код, который затем интерпретируется виртуальной р - машиной. Это не может не сказаться на фактическом быстродействии готового приложения.
Первая версия появилась в мае 1995 года, когда еще не существовала Windows 95. Эта единственная версия, работающая от управления 16-разрядной Windows 3.1. В ней впервые была опробована новая модель объектов, заимствованная из различных объектно-ориентированных языков, и главным образом из языка С++. Эта модель оказалась настолько революционной, что существовавшая в то время в поздних Turbo Pascal объекты стали не нужные (их возможности полностью проглотила новая модель), а сама новая модель получила название класса.
Класса активно используют динамическую память в связи, с чем несколько изменилась нотация языка, а сам язык был назван Object Pascal. По сравнению с Turbo Pascal в него были внесены, существенны дополнения и изменения, в том числе здесь и далее перечисляются лишь наиболее важные, с моей точки зрения, изменения:
1. Введены открытые массивы и конструкторы для передачи массивов переменной длины;
2. Введена внутренняя для функций переменная RESOLT и разрешено игнорировать разрешения функции результат;
3. Сняты ограничения на тип возвращаемого функции результатов (этот тип может быть любым, за исключение объектов старого типа);
4. Введен механизм обработки исключительности ситуации.
Библиотека компонентов первой версии самого начала показала основную направленность вновь разработанной системы: программирование баз данных. С этой целью первая из все последующую Delphi снабжаются специальным инструментом доступа к данным BDE (Borland Database Engine - машина баз данных корпорации Borland), а также сервером баз данных Inter Base (этот сервер производится филиалом Borland - компании Inter Base Soft were Corporation) и соответствующими средствами конфигурации сервера, его контроля и связи с ним.
Палитра компонента состоит из 9 страниц и содержит 79 компонентов. В качестве дополнительных утилит поставлялись система генерации отчетов ReportSmiteh v.2.5. и входящая в её состав автономно запускаемая утилита ReportSmiteh Run Timer Viewer, утилита доступа к данным Database Desktop v.5.1. и утилита конфигурации BDE - Database Engine Configuration v.2.5.
Кроме того, утилита WinSighte и Win Specter предназначались для упрощения отладки разрабатываемых программ среди 16-разрядных OC Windows3.x.
Среда Delphi - это сложный механизм, обеспечивающий высокоэффективную работу программиста. Визуально она реализуется несколькими одновременно открытыми окнами на экране. Окна могут перемещаться по экрану, частично или полностью перекрывая друг друга, что обычно вызывает у пользователя, привыкшего к относительной «строгости» среды текстового процессора Word или табличного процессора Excel, ощущение пройдет, и вы научитесь быстро отыскивать нужное окно, чтобы изменить те или иные функциональные свойства создаваемой вами программы, ибо каждое окно несет в себе некоторую функциональность предназначенную для решения задач. При запуске программы вы увидите шесть окон: главное окно, окно дерево объектов, окно инспекторов объекта, окно браузера, окно формы, окно кода программы.
Чтобы упорядочить окна вам придется в ручную изменить их положение и размеры, обычно окно кода программы перекрыто окном формы. Чтобы найти окно кода нужно нажать клавишу F12, повторное нажатие F12вновь активизирует окно формы - эта клавиша работает как двоичный переключатель, попеременно показывая окно формы или окно кода программы. При запуске Delphi поверх всех окон появится окно, с помощью этого окна вы сможете получить доступ к Web - страницам корпорации Inprise для просмотра самой свежей информации о корпорации и ее программных продуктах.
Главное окно осуществляет основные функции управления проектом создаваемой программы. Это окно всегда присутствует на экране и занимает его самую верхнюю часть, даже в максимальном состоянии его размеры и положения не отличаются от обычных. Оно содержит все необходимые средства для управления проектом, все опции главного меню представляют собой заголовки, открывающие доступ к выпадающим меню второго уровня.
Все компоненты главного окна располагаются на специальных панельках, в левой части которых имеются кнопки управления, позволяющие с помощь мыши перетаскивать панельки с помещенными на них элементами. Любую панельку кроме главного меню можно убрать из окна сделать ее невидимой или «пустить плавать» по экрану в отдельном окне. Для этого нужно лишь «стащить» панельку с помощью мыши за кнопку из пределов главного окна. Для изменения состава показываемых на панели кнопок нужно предварительно щелкнуть по ней правой кнопкой мыши. В появившемся после этого окне вспомогательного меню перечислены названия всех панелей и указан их статус (отмеченные флажками панельки видны в главном окне; ели отметку убрать панелька исчезнет). После выбора Customize (настройка) появится окно настройки. Теперь можно «стаскиваться» с панелек ненужные кнопки, выбирать из списка в окне Commands (закладка) нужные кнопки и перетаскивать их на экран.
Пиктографические кнопки.
Пиктографические кнопки открывают быстрый доступ к наиболее важным опциям главного меню. По функциональному признаку они разделены на семь групп. Каждая группа занимает отдельную панельку. В следующей таблице описаны команды, реализуемые стандартным набором пиктографических кнопок.
Начиная с версии 5, главное окно обогатилось тремя новыми интерфейсными элементами, указанными в группе Desktops предыдущей таблицы. С помощью этих инструментов программист может подготовить несколько вариантов расположения остальных окон Delphi и сохранить их в настроенном файле.
Обычно выбираются две или три основные конфигурации окон: для режима разработки форм, для кодирования и для отладки. При разработке формы на экране должна быть видна сама форма, Дерево объектов и Инспектор объектов. Настроив соответствующие размеры и положение этих окон, такую настройку можно сохранить под именем, например Design Desk. Для режима кодирования обычно нужно только максимально распахнутое на экран окно кода с браузером Code Explorer и пристыкованное к нему окно Дерева объектов. Настроив соответствующие размеры и положения этих окон, такую настройку можно сохранить под именем, например, DesignDesck. Для режима кодирования обычно нужно только максимально распахнутое на экране окно кода с браузером Code Explorer и пристыкованное к нему окно Дерева объектов. Такую конфигурацию можно сохранить под именем Code - Decks. Наконец, в отладочном режиме е окну кода желательно «прицепить» некоторые отладочные окна, как Watches (окно наблюдения за переменными / выражениями) и Breakpoints (окно создания / настройки точек контрольного останова). Такую конфигурацию можно сохранить под именем DebugDesk, например. Теперь при переходе к тому или иному режиму достаточно раскрыть список и выбрать из него нужную настойку. Если предварительно указать с помощью кнопки настойку для отладочного режима, эта настройка появиться автоматически, как только среда перейдет в режим отладки.
Палитра компонентов - это главное богатство программы. Она занимает правую часть главного окна и имеет закладки, обеспечивающее быстрый поиск нужного компонента. Под компонентом понимается некий функциональный элемент, содержащий определённые свойства и размещаемый программистом в окне формы. С помощью компонентов создаётся каркас программы, во всяком случае - её видимые на экране внешние проявления: окна, кнопки, списки выбора.
Как и панель компонентов может настаиваться.
Для этого используется специальный редактор, окно которого появляется на экране после щелчка правой кнопки мыши на любой пиктограмме в палитре компонентов и выбора опции Properties (свойства).