Множество людей на протяжении истории человечества жили в полном уединении: святые, отшельники, факиры.
Мистическая бесстрастность, практикуемая аскетами, удалившимися от мира, существует лишь в развитых религиозных группах. Это состояние неподвижного транса, приводящее к экстазу.
Мистическая бесстрастность пришла на смену буйному трансу в тех группах, где важную роль играли кастрация и ее заменители.
Святость - это высшая форма транса. Йог сменил шамана.
В то время как транс присущ культам, отправляемым на открытом воздухе, мистическая бесстрастность требует замкнутого помещения, например пещеры.
Транс дервишей, африканских колдунов или шаманов, поднявшись на более высокую ступень и очистившись, стал со временем атрибутом христианского святого.
Вполне вероятно, что кастрированный священник, замкнутое святилище и мистическая бесстрастность появились примерно в одно и то же время. Уже в эту эпоху человечество повернулось спиной к колдунам, тотемам и буйному трансу на открытом воздухе.
В Южной Америке индейцы Гранады запирали на несколько лет в темном помещении детей, которые должны были позже занять руководящее положение в племени. Если случалось так, что эти дети в силу каких бы то ни было обстоятельств видели во время своего заточения солнечный свет, они теряли в тот же момент все свои права.
Наследник трона Боготы с шестнадцатилетнего возраста жил в храме в полном уединении, вдали от женщин.
Наследник в царстве Сагамосо, прежде чем занять престол, находился в течение семи лет в храме столицы в полной темноте.
Великий Инка в Перу должен был в течение месяца не видеть солнца.
В африканском племени лоанго девушек, достигших половой зрелости, запирают в изолированных хижинах. Они не должны касаться земли ни одной из частей своего тела.
В племенах, обитающих по берегам озера Ньяса, девушка после первой менструации удаляется в затемненный дом. Ей запрещено зажигать свет.
В Восточной Африке в племени вафиони девушка должна прожить год в большой хижине, в специальном помещении. Она не имеет права обрезать себе волосы или прикасаться к еде: ее кормят женщины.
Однако по ночам она выходит из хижины и танцует с молодыми людьми.
У кониаков, одного из эскимосских племен Аляски, девушек, достигших половой зрелости, запирают в маленьких хижинах, где они должны в течение шести месяцев стоять на четвереньках.
Персидский царь на открытом воздухе всегда находился либо на лошади, либо в колеснице, а во дворце ходил по коврам.
Царь Сиама всегда перемещался в носилках с золотым троном.
Царей Уганды также носили на носилках либо возили в колеснице.
Царя и царицу Таити, никогда не касавшихся земли, во время путешествий всегда сопровождали несколько пар специально подобранных носильщиков, которые меняли друг друга.
В 1970 году король Бельгии нанес официальный визит в бывшее Бельгийское Конго. Его принимал президент, и из кинорепортажа, посвященного этому приему, видно, что они сидят друг против друга в парадных креслах, которые держат носильщики.
Все это пережитки ритуала отказа от контакта с землей, который был весьма распространен в древности.
В отчете о поездке в Японию, опубликованном в 1649 году в Амстердаме, Карон пишет: "Микадо не может подвергаться воздействию свежего воздуха и солнечного света. Он не стрижет ни волосы, ни ногти и не бреет бороду. Моют его во время сна. Он должен сидеть по нескольку часов подряд не шевелясь, даже не моргая".
В Гвинее, в Шарк-Пойнте, царь-жрец Кукулу живет один в лесу. Он не имеет права касаться женщины, покидать свое жилище и не может даже подняться со своего стула, на котором спит.
Частью ритуала заточения обычно является отказ от стрижки волос и ногтей.
В некоторых примитивных общинах колдунам запрещается мыться.
Поскольку вырывание ногтей и отсечение фаланг пальцев также являются ритуалами, как эпиляция и бритье, совершенно очевидно, что это две группы противоположных ритуалов.
Такие ритуалы, как отказ от контакта с землей, заточение, темнота, сопровождаются самобичеванием или контактом с кусающимися муравьями.
Существует множество сказок и легенд, в которых фигурируют запреты видеть солнце, шевелиться, касаться земли и т.д.
Ритуал заточения очень часто сопровождается ограничениями в отношении пищи.
К подобной практике прибегали йоги, а также аскеты Ближнего Востока, которые передали ее христианству по наследству.
Булланд, специализировавшийся на изучении наиболее древних традиций, упоминает обычай, который, по всей видимости, интересует только его одного.
Миграции в доисторическую эпоху были одним из основных занятий племен, и осуществлялись они отнюдь не наугад: высший жрец определял цель, а вождь вел за собой людей.
Так вот, согласно Булланду, руководитель мигра-, ции отмечал ее конечный пункт тем, что приказывал соорудить в определенном месте ограду и уединялся за ней, обрекая себя на неподвижность.
Еще относительно недавно в некоторых индейских племенах девушку, достигшую половой зрелости, изолировали и подвергали строгому и длительному посту.
Она оставалась в изоляции до тех пор, пока не обретала полномочия гадалки.
Тогда ее запирали в хижине, и вокруг нее собирались все жители деревни. Стены хижины сотрясались под ударами ветра. Наступал момент, когда можно было задавать вопросы девственной пророчице.
Индейский колдун танцует и входит в транс только в хижине, которая при этом ходит ходуном. В колдовской практике североамериканских индейцев хижина играет важную роль: ее расположение, интерьер и экстерьер подчиняются определенным правилам. Колдун освящает хижину, обходя вокруг нее, произнося магические заклинания, потрясая тамбурином и звоня в колокольчики.
У туземцев Панамского перешейка колдуны (пава-ни) запираются в своих хижинах и делают необходимые приготовления. Неожиданно изнутри раздаются жуткие вопли, сопровождаемые криками птиц и других животных, стуком камней, ударами барабана... Пот стекает ручьями с колдуна, когда он выходит через несколько часов наружу.
Поскольку неизвестно, что происходило в хижине, можно только догадываться, в каком состоянии пребывал колдун: в трансе, подобно йогу, или экстазе, подобно шаману? Отсутствие публики и теснота хижины не благоприятствуют разнузданному буйству. Тем не менее весьма сомнительно, чтобы индейский колдун мог оставаться неподвижным. Не имеет ли место в данном случае нечто среднее между трансом и экстазом?
Список использованной литературы:
1. Марсиро Ж. История сексуальных ритуалов М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. -320 с ISBN 5-232-00878-1.