Приведем только две цитаты: О.Э.Мандельштам. "Из каждой строчки стихов Блока о России на нас глядят Костомаров, Соловьев и Ключевский, именно Ключевский, добрый гений, домашний дух - покровитель русской культуры, с которым не страшны никакие бедствия, никакие испытания."
А.А.Блок. "Да будет 41-я лекция Ключевского нашей настольной книгой - для русских людей как можно большего круга."
Образ В.О.Ключевского - один из центральных, ключевых персонологических образов образов в системе представлений, сложившихся в русской культуре конца ХIХ-начала ХХ в., о смысле жизни и дела ученого-историка как свидетеля исторического бытия, его "трудах и днях", о содержательности единства научного и художественного слова в историческом познании.
При всей противоречивости, двойственности явного и сокрытого, именно образ В.О.Ключевского, постоянно воспроизводимый, транслируемый; многократно подвергающийся в бесконечных зеркалах отечественной культуры конца ХIХ-ХХ в., различного рода мифологизациям (и столь же часто де- и ре-мифологизации); развившийся уже в первые десятилетия ХХ столетия в сложнейшее культо-семиотическое образование. "В.О.Ключевский в глазах современников и последующих поколений" (здесь вполне применимо предложенное М.К.Мамардашвили, для подобных многосложных идеологических структур, понятие "форма превращенное" - наряду с подобными же образованиями, сопровождающими память о Н.М.Карамзине, С.М.Соловьеве, П.И.Бартеневе, Ф.И.Буслаеве, А.С.Лаппо-Данилевском, С.Ф.Платонове и некоторых других историках ХIХ-ХХ вв. - оказался одним из важнейших источников формирования и бытования нормативных и ценностных представлений о типе русского историка, исследующего отечественную историю.
Образ В.О.Ключевского - наряду с образом Н.М.Карамзина - стал одним из необходимых начал объединяющей соразмерности в том длительном споре-диалоге (явном и неявном) научного, художественного и философского историзма, который велся в России на протяжении ХIХ-ХХ вв.
Заключение
Творчество В.О. Ключевского представляет интерес не только как яркая страница истории отечественной исторической науки, но и как явление русской и мировой культуры.
Ключевский был убежден, что "человеческая личность, людское общество и природа страны... основные исторические силы". Жизнь человечества "в ее развитии и результатах" - суть исторического процесса. Познать этот процесс, - считал Ключевский, - возможно через историческую личность народа и человеческую личность. Смысл истории - в народном самосознании. Глубокое знание исторических источников и фольклора, владение мастерством исторического портрета, афористичный стиль сделали Ключевского одним из наиболее читаемых и чтимых историков конца XIX - нач. XX в.
Знаменитый "Курс русской истории" Василия Ключевского, который считается вершиной его творчества, замечателен не только как научный труд. Книга читается как художественное произведение благодаря особому, очень образному языку исторической прозы Ключевского. Задачей произведения автор считал не только изложение и осмысление исторических сведений, но и создание портрета нации, изучение исторической личности русского народа.
В своем «Курсе русской истории» Ключевский, в отличие от многих других историков, предшествующих и современников, дал историческую характеристику страны не по царствованиям великих князей и царей, а наметил периодизацию, исходя из главных моментов определяющих, по его мнению, развитие исторического процесса: в его труде очень много интересного материала, свидетельствующего о роли экономического и политического фактора в развитии страны и все это в тесной связи с географическими, природными условиями существования, расселения и развития народа.
Творчество Ключевского и сегодня сохраняет большое значение и не только как свидетельство достижений русской исторической науки второй половины XIX – начала XX века, но и как богатейшее наследие, помогающее нам лучше понять историю России.
Литература
А.П. Шикман. Деятели отечественной истории. Биографический справочник.- М., 1997.
М.В. Нечкина. Василий Осипович Ключевский.-М., 1974.
Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2—3,- М., 1960.
В. И. Астахов. В. О. Ключевский — выдающийся представитель буржуазной историографии пореформенного периода, в кн.: Курс лекций по русской историографии, ч. 2, Хар., 1962.
А. А. Зимин. Формирование исторических взглядов В. О. Ключевского в 60-е гг. XIX в., в сборнике: Исторические записки, т. 69, М., 1961.
Р. А. Киреева. В. О. Ключевский как историк русской исторической науки.- М., 1966.
Э. Г. Чумаченко. В. О. Ключевский — источниковед, М., 1970.