Смекни!
smekni.com

Меценаты (стр. 8 из 10)

После смерти Павла Михайловича Третьякова в 1898 году, галерея, по его завещанию, отошла в собственность города Москвы. В 1918 году, после Октябрьской революции, по подписанному В.И.Лениным декрету о национализации галереи, она стала называться Государственной Третьяковской галереей.

В период советской власти Третьяковская галерея пополнила свое собрание не только картинами художников 18-19 веков из собраний других коллекционеров, но и произведениями художников советского периода, такими как: Кузьма Петров-Водкин, Юрий Пименов, Семен Чуйков, Аркадий Пластов, Александр Дейнека, творческий союз Кукрыниксы и многие другие.

Обращаясь к ситуации современной России, трудно представить себе человека, который мог бы заняться чем-то подобным. И дело даже не в том, что это, как скажут многие, “не очень-то и нужно”, а в том, что сейчас просто другое время, другие проблемы, другие задачи, которые необходимо решать. Хотя и это утверждение не бесспорно.

В плане культурного наследия, научно-технический прогресс с каждым днем открывает нам все новые и новые формы и результаты деятельности человека в сфере культуры и искусства. И нам, в наше время, необходимо заботится о них, сохранять и приумножать их, в то же время не забывая о прошлом, чтобы оставить своим потомкам наше видение мира, нашу жизнь, как это сделал поистине великий человек - Павел Михайлович Третьяков.

Глава 4.

ЕВРОПЕЙСКИЕ ФОНДЫ,

ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ

КУЛЬТУРУ.

Бизнес и культура могут принести большую пользу, если они будут сотрудничать между собой. Это значит, если коммерческий сектор инвестирует свои средства в культуру, поддерживая инновации в области культуры, то он вносит вклад в развитие цивилизованной жизни на земле. Нынешняя экономическая система взросла на культурной почве, которая развивалась многие столетия. Она дала возможность развитию демократии, рыночных отношений, социального обеспечения и общего благополучия. Культура, таким образом, не предмет роскоши, а необходимость. В тех странах, где развитие культуры было приостановлено, где на первом месте были политические цели, остановилось также и развитие экономики. Таким образом, человечество должно заботиться о всевозможном способствовании развитию культуры и искусства. Особенно важно развитие культуры и искусства на международном уровне - внутренняя политика (не говоря уже о внешней) того или иного государства отражается не только на её гражданах, но и на мировой экономической системе.

Сейчас эта заинтересованность проявляется с двух различных сторон. Во-первых, это проекты интернационального масштаба на уровне правительств. К этому уровню можно отнести регулярные конференции министров культуры стран Европейского Сообщества, на которых определяются главные приоритеты и культурные программы, финансируемые государственными органами, и такие межгосударственные организации как ЮНЕСКО и Европейский Совет. Во-вторых, это независимые частные фонды, которые в последнее время оказывают финансовую поддержку организациям культуры и искусства, а также отдельным художникам.[1]

Если государственные органы преследуют, как правило, политические цели в поддержке того или иного проекта, то частные фонды свободны от подобной политики. Так фонды, учредителем которых является крупная компания, ставят перед собой цель чисто экономического содержания - завоевание новых рынков. Более объективны фонды, учреждённые группой предпринимателей и творцов европейского масштаба. Фонды, таким образом, выступают как нечто среднее между государственной поддержкой и отдельными спонсорами в области культуры. Необходимость их существования можно доказать следующими аргументами:

I. Фонды, как правило, могут работать более гибко, чем государство. Они могут осуществлять работу в качестве первооткрывателей и в случае успеха показать дорогу государственной поддержке. Они могут в прямом смысле “поддерживать” культурные начинания. Так, к примеру, в июле 1990 года “Juergen-Ponto фонд” (ещё до объединения Германии) вместе с Банком Дрездена разработал и начал осуществлять проект по сотрудничеству между 20 архитекторами и градостроителями и 40 студентами из восточной и западной части Германии. Результаты 11 рабочих групп отразились на общественном мнении и имели важное значение для дальнейшей судьбы двух немецких стран.

II. Фонды в основном не связаны с отдельными или групповыми интересами. Перед ними стоят свои уставные цели, не связанные с предвыборными кампаниями или зависимостью от своих акционеров. Это даёт возможность фондам, задача которых - поддерживать творцов, сконцентрироваться в первую очередь на художественных критериях. Конечно, руководство фонда может определить для себя приоритеты в различных областях, но всё равно художественные цели остаются первостепенными, чего не может себе позволить бизнес. Отделы PR при выборе объектов спонсорской поддержки ожидают прежде всего эффективной маркетинговой отдачи, не обращая особого внимания на истинную художественную ценность проекта.

III. Фонды могут осуществлять долгосрочные проекты и преследовать долгосрочные цели. Они не ориентируются, как коммерческие предприниматели, в наше время стремительного роста компьютерных технологий на краткосрочные периоды. Они не ставят перед собой цели, как политики, успеть провести программы до новых выборов. Им не нужно следовать веяниям моды. Таким образом, фонды могут инвестировать средства, результат которых проявится в следующих десятилетиях или даже в следующих поколениях. Это одна из важнейших причин, почему мы нуждаемся в большем количестве фондов в области культуры и, особенно, экологии. Как мы обходимся с окружающим миром, это ведь тоже культурологический вопрос.

IV. Фонд отличается от бизнеса своими целями. Предприниматель может поменять свою стратегию в зависимости от внешних условий, а следовательно и стратегию спонсорской поддержки. Для бизнеса важен не продукт, как результат труда, сам по себе, а доход от предприятия. Другими словами, бизнес может поддерживать, а фонд должен поддерживать культуру.

Фонды являются важным звеном в системе поддержки культурной деятельности. Фонды, вне зависимости от политических и коммерческих интересов, ставят перед обществом важные вопросы. Они стараются привлечь внимание людей к проблемам общечеловеческого масштаба, заставляя поразмыслить над этим. Постановкой вопросов они привлекают деятелей политики, экономики и культуры. И наконец, они инвестируют необходимые средства для осуществления и развития проектов.

Таким образом, поддержка культурных начинаний осуществляется с двух сторон: межгосударственной и частной. В данной работе я хотел бы более подробно остановиться на негосударственных фондах.

NORTHERN TELECOM

Поддерживаются.

Совместные проекты в области исполнительского и изобразительного искусства посредством премии “Northern-Telecom-Arts-Europe”.

Масштаб деятельности.

Великобритания, Франция, Германия, Испания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Италия (с 1995 года)

Описание.

NT - мировой лидер по разработке, производству и распространению телекоммуникационного оборудования и по обслуживанию государственных и частных коммуникационных сетей. Четыре года назад валовой оборот компании составлял лишь 8% (за исключением Северной Америки), сегодня оборот составляет 25% с постоянной тенденцией роста.

Через программу “Northern Telecom Arts Europe” (NTAE) компания поддерживает разнообразные культурные проекты как часть 3-летней программы спонсорства, которая рассчитана на повышение престижа компании и завоевания новых территорий рынка.

Потенциальные кандидаты.

Профессиональные организации в сфере культуры или индивидуальные художники стран, в которых действует эта программа.

Критерии отбора кандидатов.

Проекты должны соответствовать концепции корпоративности, т.е. совместной работе в плане разработки, развития и осуществления проекта.

Проекты должны быть действительно разработаны между двумя или тремя художниками или организациями культуры, из которых как минимум один должен находиться в Великобритании, Франции, Германии, Испании, Нидерландах, Бельгии, Люксембурге и, с 1995 г., в Италии. Другие партнёры могут быть из других стран европейского континента. Предпочтение отдаётся инновационным проектам, которые привлекли бы общественное внимание в большинстве европейских стран.

Каждый художник или творческая организация могут отослать заявку на каждый текущий программный год.

Форма поддержки

Размер пожертвований колеблется, в зависимости от масштаба проекта, от 5.000 до 50.000 фунтов стерлингов. Поддержка может осуществляется не только в плане финансов, но и как помощь в организации маркетинга и рекламы.

В 1995 году NTAE организовал совместно с UNESCO (это был первый раз когда UNESCO сотрудничало с частным сектором) большой семинар свободных художников (творцов) и организаций в сфере культуры с одной стороны и предпринимателей с другой.

Порядок соискания.

Потенциальные кандидаты должны прежде всего обратиться в Spero Comunications Ltd., чтобы получить необходимые анкеты и документы, заполнить их и отослать с данными по срокам. Люди, выславшие материалы, ставятся на контроль и получают регулярно информацию о программе.

Кто принимает решение.

NTAE управляется посредством комитетов. В национальных комитетах работают представители CEREC, NT, и выборные личности из искусства, СМИ и мира производителей. Каждый национальный комитет представляет европейскому комитету NTAE окончательный лист выбранных проектов (по меньшей мере 5 проектов).

В европейском комитете вопрос решают представитель CEREC, исполнительный директор Telecom Europe, представитель Spero Comunications и ведущие специалисты в области культуры и искусства европейского масштаба: Steve Austen - директор нидерландского театрального института, Dragan Klaic - генеральный секретарь Informal European Theatre Meeting Network.