В мае 1955 года руководители социалистических стран Европы (кроме Югославии) подписали договор о дружбе, сотрудничестве и военной помощи, и в дипломатический словарь вошло новое понятие "Организация Варшавского Договора". При ОВД создавалось Объединенное военное командование, а также Политический Консультативный Комитет, в работе которого должны были периодически принимать участие главы коммунистических партий и правительств стран Договора.
Хрущев принимает высокого гостя в Москве - премьер-министра Индии Д. Неру и его дочь Индиру Ганди. После переговоров в Кремле Д. Неру и И. Булганин подписали Заявление о развитии экономических и культурных связей между СССР и Индией. Тем же летом Москва так же торжественно встречала Хо Ши Мина - руководителя партии и правительства Демократической Республики Вьетнам.
Начали изменяться отношения СССР со странами Запада. Во второй половине июля в Женеве состоялась встреча глав государств СССР, США, Англии и Франции. СССР был представлен Хрущевым, Булганиным и Жуковым, США - Д. Эйзенхауэром и Д. Даллесом, Великобритания - А. Иденом и Г. Макмилланом, Франция - Э. Фором и А. Пинэ. Эта была первая встреча после Потсдамской конференции 1945 года, хотя никаких конкретных соглашений не было подписано.
Начали восстанавливаться экономические и культурные связи между СССР и США. По инициативе Хрущева представительная советская делегация выехала в США и Канаду для ознакомления с американскими методами ведения сельского хозяйства.
В ноябре 1955 года Хрущев и Булганин вылетели с ответным визитом в Индию.
ОТ ХХ СЪЕЗДА К ИЮНЬСКОМУ ПЛЕНУМУ
Извещение о созыве очередного ХХ съезда КПСС появилось в печати еще в июле 1955 года. Съезд должен был утвердить директивы к шестому пятилетнему плану, а также заслушать отчет ЦК КПСС.
Реабилитации, начавшиеся еще в 1953-1954 годах, продолжались и в 1955 году, но шли очень медленно. При обсуждении проекта Отчетного доклада ЦК Хрущев предложил включить в него специальный раздел о культе личности и его последствиях. Это предложение Президиум ЦК отверг по настоянию Молотова, Маленкова и Ворошилова.
ХХ съезд КПСС открылся 14 февраля 1956 года.[5] По предложению открывшего съезд Н. Хрущева делегаты почтили вставанием память сразу трех деятелей коммунистического движения: И. В. Сталина, Клемента Готвальда, Кюнти Тонуда. Ни в докладе, ни в первых выступлениях делегатов не содержалось никаких восхвалений в адрес Сталина.
Однако мысль серьезно и широко поставить на съезде вопрос о Сталине не оставляла Хрущева, и Хрущев пошел осознанно на риск, и мы можем быть только благодарны ему за это.
Потрясенные делегаты и немногие гости молча слушали этот доклад, лишь изредка прерывая Хрущева возгласами изумления и возмущения. Хрущев говорил о массовых незаконных репрессиях, санкционированных Сталиным, он говорил о конфликте между Лениным и Сталиным в последние месяцы жизни Ленина и о предложении последнего сместить Сталина с поста Генсека. Хрущев говорил о многих сомнительных обстоятельствах убийства Кирова и недвусмысленно намекал на возможную причастность Сталина к этому убийству. Хрущев говорил о грубых просчетах Сталина в предвоенный период, о его растерянности в первые дни войны и фактически дезертирстве со своих постов именно в эти первые дни. На Сталина докладчик возлагал ответственность за поражения Красной Армии в 1941-42 гг. и оккупацию громадных территорий Советского Союза, а также за глубокий кризис советского сельского хозяйства, за грубые ошибки в советской внешней политике
Прений по докладу не было. В постановлении, опубликованном лишь несколько месяцев спустя, съезд одобрял доклад Н. С. Хрущева и поручал ЦК КПСС “последовательно осуществить мероприятия, обеспечивающие полное преодоление чуждого марксизму-ленинизму культа личности, ликвидацию его последствий во всех областях партийной, государственной и идеологической работы”.
Вечером 25 февраля в Кремль были приглашены делегации коммунистических партий. Делегациям дали возможность ознакомиться с докладом Хрущева, предупредив о его “закрытом” характере. Все экземпляры доклада возвращались в ЦК КПСС, но уже через несколько недель Госдепартамент США распространил полный текст доклада Хрущева в переводе на английский язык.
Чаще высказывается мнение, что выступление Хрущева на съезде было решающим эпизодом в борьбе за власть в партии. Своим докладом Хрущев выбил почву из-под ног вчерашних “вождей”. Оказавшись во главе партии, Хрущев был озабочен не только хозяйственными делами, но и восстановлением доброго имени своих давних соратников. Хрущев вошел и останется в истории в первую очередь благодаря ХХ съезду, и поэтому ему не помешало то замалчивание его деятельности и заслуг, которое продолжалось в СССР более 20 лет. Слухи о том, что на съезде партии Хрущев сделал доклад о преступлениях и ошибках Сталина, быстро распространились в стране.
Прежний порядок реабилитации отменили. По предложению Хрущева было создано более 90 специальных комиссий, которые имели право рассматривать дела заключенных непосредственно на местах. Комиссии временно наделялись правами Президиума Верховного Совета и могли производить реабилитацию, помилование, снижение сроков заключения. Получили свободу даже оставшиеся в живых члены партий меньшевиков, анархистов, социалистов-революционеров, которые находились в тюрьмах, лагерях и ссылке часто по 25-30 лет.
Деятельность комиссий при ЦК КПСС продолжалась и после реабилитаций. Проводилось расследование обвинений, предъявленных в годы войны целым народностям СССР. Но эта работа шла медленно.
Год ХХ съезда был чрезвычайно сложным с точки зрения внешней политики страны. В это время наметились первые трещины в отношениях между СССР и КНР.
В апреле 1956 года Хрущев и Булганин предприняли первый государственный визит в одну из крупных стран Запада. Это была недавняя “владычица морей” Великобритания. Визит не предполагал никакого соглашения, он был объявлен просто визитом доброй воли. Кроме Лондона Хрущев и Булганин побывали и в других крупных городах. На одном из обедов, устроенных в честь советских руководителей, место рядом с Хрущевым занял У. Черчилль, совсем недавно оставивший пост премьер-министра. Хрущев и Черчилль оживленно беседовали около полутора часов.
В мае 1956 года в Москве находилась французская правительственная делегация во главе с премьер-министром Ги Молле. Все эти встречи не смогли, однако, улучшить отношения Франции и Англии и с СССР. Как раз летом 1956 года Египет, возглавляемый Гамалем Абделем Насером, национализировал Суэцкий канал. Эта акция, поддержанная Советским Союзом, вызвала напряженность в отношениях СССР с западными странами.
Весной и летом 1956 года Москва встречала руководителей Кореи во главе с Ким Ир Сеном, руководителей Камбоджи во главе с Кородомом Сиануком, шаха Ирана Реза Пехлеви, премьера ГДР Отто Гротеволя, генерального секретаря ООН Дага Хаммаршельда. Особенно торжественно приветствовали в Москве президента Индонезии Сукарно. Несмотря на демократические события в социалистических странах именно после 1956 года произошло существенное изменение многих важнейших принципов, регулировавших ранее отношения между СССР. Степень свободы социалистических стран в решении внутренних и внешних проблем значительно возросла.
В 1957 году продолжалась реабилитация людей и групп, обвинения против которых не были отменены в 1956 году; были восстановлены добрые имена Тухачевского, Якира, Уборевича. В 1957 году Хрущев внес на рассмотрение в ЦК КПСС предложение о коренном изменении в структуре и характере управления народным хозяйством СССР. Предлагалось ликвидировать многие отраслевые министерства и поручить управление заводами и фабриками совнархозам. Идея совнархозов, не популярная среди министерств, показалась весьма привлекательной для секретарей обкомов и ЦК компартий. С весны 1957 года началось интенсивное внедрение в жизнь новой системы управления.
5 июня 1957 года Хрущев и Булганин отбыли в Финляндию с официальным визитом. Это отсутствие Хрущева в столице использовали Молотов, Маленков и Каганович для подготовки заседания Президиума ЦК КПСС с вопросом о смещении Хрущева с поста Первого секретаря.[6]
Главное обвинение, которое высказывалось полностью и являлось наиболее важным для противников Хрущева, состояло в том, что он подорвал авторитет КПСС в международном коммунистическом движении. Речь, по сути дела, шла о пересмотре решений ХХ съезда КПСС.
В конечном итоге Президиум ЦК КПСС вынес решение о смещении Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Но тот, поддержанный своими сторонниками. отказался подчиниться решению Президиума. Он потребовал созыва Пленума, но Президиум отверг это требование.
Его противники не учли одного: Хрущева поддерживала и армия, и КГБ. Он продолжал оставаться главой Секретариата ЦК, то есть всего рабочего аппарата ЦК партии, и именно в руках Хрущева сохранялась в эти решающие дни реальная власть в стране и партии. Стало очевидным, что сговор против Хрущева потерпел провал, и Президиум был вынужден согласиться на созыв Пленума.
Подавляющее большинство участников открывшегося Пленума безоговорочно поддержали Хрущева. В сложившихся условиях оппозиция решила выступить с покаянными речами, после которых большая часть оппозиции была снята со своих высоких постов, уволена на пенсию или переведена с понижением.
Летом 1957 года Г. Жуков получил приглашение от И. Броз Тито посетить Югославию и принял это приглашение. Он выехал в Югославию в конце сентября. Неожиданно Жуков был отозван из поездки, прилетел в Москву и поспешно попал на Пленум ЦК КПСС. Текущее состояние партийно-политической системы работы в армии и на флоте Пленум признал неудовлетворительным, а ответственность за это возложили на Жукова. Его обвинили, в частности, в пренебрежительном отношении к партийно-политическим работникам и насаждении в военных округах культа своей личности. Пленум принял решение вывести Жукова из состава Президиума ЦК, и из ЦК КПСС и “подыскать ему другую работу”. Но Жуков не стал выполнять никакой новой работы и вскоре вышел в отставку в возрасте шестидесяти одного года.