Среди фабрично-заводских рабочих местные жители, как правило, имели подавляющее большинство. На железнодорожном транспорте, требовавшем более высокого квалифицированного уровня и технических навыков, подавляющее большинство рабочих составляли русские. Среди поденных и временных рабочих железных дорог было большое число представителей местныхнациональностей. Так, в июле 1917 г. на участке ст. Тугуз — ст. Сапак Оренбургско-Ташкен-тской ж. д. из 467 железнодорожников был 381 рабочий, из них 47 проц. составляли казахи. Из 248 поденщиков казахов было 173 человека, т. е. 70%. Это были в основном низкооплачиваемые ремонтные рабочие, грузчики, возчики и различные чернорабочие10. В целом, в 1917 г. из 30 тыс. железнодорожников края казахи составляли 5—б тыс. человек или около 20 проц.
Другим передовым отрядом местных рабочих являлись рабочие горной и горнозаводской промышленности с более высокой концентрацией рабочих и наличием постоянных кадров, чем в обрабатывающей промышленности. Еще в 1887 г. Зайсанский уездный начальник по поводу одной забастовки писал, что в ней участвовали «горнорабочие киргизы», а возглавляли ее «русские мастеровые». При этом он подчеркивал, что «горнорабочие киргизы Усть-Каменогорского и Зайсанского уездов занимаются приисковыми работами более 10 лет, люди опытные, многие говорят по-русски»".
Положение промышленных рабочих края, в условиях отсутствия фабричной инспекции и контроля за деятельностью предпринимателей, было значительно тяжелее, чем в промышленно развитых районах России. Рабочий день устанавливался по произволу хозяев предприятий и доходил на нефтепромыслах Эмбы до 12, на золотых приисках — до 10—12, на соляных — до 14—16 ч. Для подавляющего большинства железнодорожников официально установлен 12-часовой рабочий день, работать же приходилось еще больше. При низкой заработной плате рабочих России в целом на промышленных предприятиях края платили в 3—4 раза меньше, чем в центральных районах страны". Мизерная зарплата рабочих еще больше урезывалась произвольными штрафами, обманом и обсчетом при выдаче части зарплаты продуктами и товарами и т. д.
Примитивные орудия труда (клин, кайло и лопата) на горных предприятиях, отсутствие элементарных мер безопасности труда приводили к массовому травматизму, с частыми случаями увечья и смерти. Большинство рабочих не имели жилья, лишь около 40% ютились в жалких лачугах, землянках и бараках, поэтому при отсутствии медицинского обслуживания и санитарно-гигиенических условий среди рабочих и их семей часто возникали эпидемии и инфекционные заболевания.
В особо тяжелом положении находились казахские рабочие, по отношению к которым применялась открытая дискриминация. За равноценную работу казахские рабочие получали значительно меньше, чем русские". Все это: низкая зарплата, многочисленные штрафы, обмер, обсчет и другие виды произвола властей и хозяев, тяжелые жилищно-бытовые условия труда толкали рабочих на борьбу за улучшение своего экономического и политического положения.
§ 2. Участие населения края в Российской революции 1905—1907 гг.
Первая буржуазно-демократическая революция в России дала толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, разви
тию в крае национально-освободительного, рабочего, аграрного и других форм движения против колониального, Социального и других видов угнетения. Отношение различных слоев населения края к событиям 1905—1907гг. в России было неоднозначным. Из-за низкого уровня экономического, социального и политического развития края по сравнению с другими несколько шире развивалось рабочее движение, поднявшееся в годы революции на качественно новую ступень. В нем принимали активное участие промышленные и городские рабочие. Аграрноедвижение было представлено в основном трудовыми слоями казахского аула, переселенческой деревни и казачьих станиц. Национально-освободительное движение объединяло различные слои казахского аула, начиная от широких масс коренного населения в лице сельскохозяйственных батраков и бедноты до зарождавшейся буржуазии, национальной интеллигенции, феодальных кругов и мусульманского духовенства.
Рабочее движение в Казахстане в 1905—1907 гг. вступило в новый этап своего развития. В эти годы произошел ряд крупных политических и экономических выступлений рабочих, тесно связанных с общим ходом революционных процессов в России: забастовки на Успенском медном руднике в декабре 1905 г., Спасском медеплавильном заводе, в Карагандинских копях и на Успенском руднике в июне 1907 г., на предприятиях Семипалатинска, Уральска, Актюбинска, Верного, Кустаная и других городов.
Наибольшего размаха забастовки и стачки рабочих в Казахстане получили на железнодорожном транспорте. В годы революции на линиях края неоднократно прекращалось движение поездов, железнодорожники явочным порядком вводили 8-часовой рабочий день, добивались ряда уступок со стороны администрации, создавали профсоюзы, брали в свои руки руководство станциями, участками, а иногда целыми дорогами; организовывали боевые дружины и т. д. Возникшие в период высшего подъема революции в октябре-декабре 1905 г. железнодорожные комитеты Перовска, Петропавловска, Уральска и других станций края, наравне с Советами рабочих депутатов «фактически являлись зачатками новой революционной власти»13.
Первая российская революция 1905—1907 гг. способствовала возникновению в крае первых групп и организаций РСДРП. Большую роль в этом сыграли Сибирский, Астраханский, Самарский, Саратовский комитеты РСДРП, действовавшие в непосредственной близости к Казахстану. Особое значение имел «Сибирский социал-демократический Союз», возникший в 1904 г., в особенности его Омская организация, которая проводила большую пропагандистскую работу и среди трудящихся, в первую очередь рабочих Петропавловска, Кокчетава и других северо-восточных районов Казахстана, а также Семиречья.
Первым марксистским кружком самообразования в Казахстане был кружок в Атбасаре, организованный ссыльным рабочим с Урала А. Д. Ушаковым в 1896 г. В начале XX в. марксистские кружки возникли в Акмолинске, Петропавловске, Уральске, Кустанае, Семипалатинске, Верном и других городах края14.
Постепенно марксистские кружки Казахстана от изучения и пропаганды революционных идей переходили к политической агитации и практическим выступлениям. В первые месяцы революции на базе ранее существовавших марксистских кружков оформились организации РСДРП в Перовске и Уральске, социал-демократические группы в Петропавловске, Казалинске и Туркестане, а несколько позднее в Акмолинске, Кокчетаве, Актюбинске, Павлодаре и других городах края. В 1906 г. оформилась организация РСДРП и в Семипалатинске.
С событиями революции 1905—1907 гг. связано и начало профсоюзного движения в крае. Одним из первых был создан профсоюз железнодорожников в Уральске (ноябрь 1905 г.), во главе которого стояли Н. Смуров (впоследствии один из командиров Чапаевской дивизии), Н. А. Покатилов и Н. И. Ульянов. В Уральске действовал также ряд профсоюзных организаций, среди которых наиболее сплоченным и боевым после железнодорожного являлся профсоюз типографских рабочих.
Наиболее крупным был профсоюз железнодорожников Оренбург-ско-Ташкентской железной дороги, который в 1906 г. объединял б тыс. человек, т. е. 40,8% всех рабочих и служащих линии.
Своебразной профсоюзной организацией горняков Казахстана был Русско-Киргизский союз на Успенском руднике. В целом по Казахстану, по приблизительным подсчетам, в годы первой российской революции действовало 20—25 профсоюзов рабочих и служащих, объединявших всего 3,5% от их общей численности15.
Это говорит не только о слабости рабочего движения в крае, что обусловливалось малочисленностью местных рабочих, их низкой концентрацией по предприятиям и сезонностью производственной деятельности, но и о социально-экономической отсталости края, где подавляющую часть населения составляли казахские шаруа и переселенческое крестьянство.
Аграрное движение в Казахстане, получившее некоторое развитие в условиях первой буржуазно-демократической революции, в целом оставалось слабым и не вышло за рамки отдельных разрозненных крестьянскихвыступлений. Эти стихийные акты протеста против произвола баев — феодалов и представителей колониальных органов в основном ограничивались избиением хозяев, представителей власти, отказом от уплаты налогов и выполнения повинностей, угоном их скота, потравой посевов и т. д. Так, например, казахские шаруа из Арганатинской волости Лепсинского уезда Семиреченской области в количестве 200 чел. в начале 1905 г. убили волостного правителя, избили сопровождавших его стражников и баев16. Летом 1905 г. происходили волнения казахской бедноты в Семипалатинской, Тур-гайской, Уральской и Сыр-Дарьинской областях.
В ноябре 1905 г. во многих казахских аулах происходили многолюдные собрания, на которых обсуждались положения царского манифеста 17 октября и нужды шаруа. Многолюдная демонстрация состоялась 15 ноября 1905 г. в г. Каркаралинске, в которой совместно с рабочими, крестьянами-переселенцами и солдатами участвовала большая группа верховых казахских джигитов из аулов и волостей этого уезда .
Крестьянские выступления происходили и в уйгурских и дунган-ских кишлаках Семиречья, беднота которых протестовала против захвата крупными феодалами общинного землевладения, а также
против царских чиновников. Волнения прошли и среди недавно переселившихся из центральный губерний русских крестьян, беднейшей части казачества и солдат отдельных гарнизонов.
В борьбе казахских шаруа против социального гнета значительное место заняла петиционная кампания, т. е. подача жалоб и прошений в вышестоящие правительственные инстанции вплоть до царя — «акпадши». Эти петиции, многочисленные и разнообразные как по содержанию, так и по происхождению, не только характеризуют еще сохранившуюся у казахских крестьян веру в справедливость царя, но являются своеобразной формой протеста против произвола, выразившегося в изъятии у коренного населения плодородных земель, пастбищ и лугов, против непосильных налогов, повинностей и других злоупотреблений. Особо следует отметить обращение казахских крестьян к русскому народу «От киргиз — русским», которое было в феврале 1907 г. опубликовано в газетах «Оренбургский край», «Уральский дневник» (на татарском языке в г. Оренбурге). В нем подчеркивалась гибельность колонизаторской политики царизма не только для казахского населения, но и для всей трудовой России. Это обращение показывает политическое пробуждение казахских шаруа, их стремление к совместной с русскими рабочими и крестьянами борьбе против угнетения.