В последнее время отдельные исследователи26 (М. К. Козыбаев, А. К. Бисембаев), исходя из массовости движения, выдвижения общенациональных лозунгов в ходе восстания, создания отдельных элементов института власти восставшими (например, факты избрания ханов), выдвинули тезис о том, что события 1916 г. необходимо расценивать как национально-освободительную революцию, одну из первых революций такого типа, происходивших в колониях царской России. Тезис интересный, но этот сюжет истории восстания 1916 г. требует специального исследования, равно, как ныне забытый тезис, высказанный А. В. Пястковским еще в 1960 г., о том, что восстание 1916 г. в Средней Азии и Казахстане несомненно было одним из звеньев все разгоравшейся революционной борьбы колониальных народов (Китая, Персии, Южно-Американского союза и др.) против империалистического ига27.
§ 5. Февральская революция в Казахстане
Экономическая разруха и поражения русских войск на фронтах, рост рабочего и аграрного движения в стране, в том числе и восстания коренного населения Средней Азии и Казахстана в 1916 г., несмотря на их поражения, свидетельствовали о том, что Россия находится на грани революционного кризиса, когда демократические силы, в том числе и рабочий класс и крестьянство, готовились к решающему штурму против царизма.
В феврале 1917 г. в России победила буржуазно-демократическая революция, свергнувшая ненавистный народу царизм. Весть о февральских событиях в Петрограде быстро долетела до Казахстана. Многочисленные митинги и демонстрации рабочих и других трудящихся, приветствовавших свержение царизма, происходили в начале марта во всех крупных городах и на железнодорожных станциях Казахстана.
В первое время после Февральской революции трудовое население края еще верило во Временное правительство и надеялось, что оно сможет дать народу мир, крестьянам — землю, а рабочим — 8-часовой рабочий день. Значительная часть рабочих питала надежду на Временное правительство, некоторые из них состояли в гражданских и исполнительных комитетах — органах Временного правительства28. Среди железнодорожников были сильны оборонческие настроения, некоторые ратовали за «победу там (т. е. на войне.— М. Л.), свободу — здесь»29. Однако мартовские демонстрации и митинги послужили началом создания Советов рабочих депутатов в городах и на железнодорожных линиях края. Так, в Оренбурге, Ташкенте и Омске 1—3 марта прошли выборы в Советы и состоялись первые их заседания30. В марте 1917 г. Советы рабочих депутатов возникли в Перовске, Казалинске, Челкаре, Актюбинске, Уральске, Петропавловске и других городах, расположенных на железнодорожных линиях31. Железнодорожники, как правило, были одними из инициаторов создания Советов и представляли в них революционные элементы. Например, Актюбинский Совет рабочих депутатов, сообщая об организации в. Актюбинске Совета рабочих депутатов, подчеркивал, что железнодорожники, как самые «сознательные, составляют необходимый составной элемент» исполнительного комитета Совета32.
Многие Советы рабочих депутатов вскоре объединились с Советами солдатских депутатов. Так было в Петропавловске, Семипалатинске, Перовске и других городах. На ст. Казалинск с самого начала возник объединенный Совет — Совет рабочих и солдатских депутатов33.
Главным своеобразием Февральской революции было то, что в стране образовалось двоевластие, буржуазное Временное правительство и Советы рабочих и солдатских депутатов. Реальной основой для создания органов политической власти буржуазии в центре и на местах явились Государственная дума, городские думы и различные комитеты. Временное правительство от власти устранило военных губернаторов, генерал-губернаторов и чиновников колониальной администрации. Вместо них появились областные комиссары, гражданский исполнительный комитет, коалиционный комитет и др. В волостях, аулах и селах оставались те же волостные и аульные управители, сельские старосты и станичные атаманы.
Временное правительство во главе областей поставило бывших царских чиновников-колонизаторов, а также представителей казахской национальной интеллигенции. Так, А. Букейханов был назначен комиссаром Временного правительства Тургайской области, а М. Тынышпаев — комиссаром Семиреченской области.
Местные органы Временного правительства в Казахстане сформировались в марте — апреле 1917 г. В Семипалатинске из представителей городской думы, офицерства, членов биржевого комитета и кулацкого союза кооперативов был сформирован Семипалатинский исполком общественных организаций и армии, в Петропавловске, Усть-Каменогорске — коалиционный исполнительный комитет общественной безопасности и др.
В Казахстане были образованы и национальные казахские областные и уездные комитеты во главе с казахской интеллигенцией. В областях и уездах были созданы казачьи комитеты, органы власти эксплуататорской верхушки казачьих станиц Сибирского, Оренбургского, Уральского- и Семиреченского казачьих войск, которые поддерживали Временное правительство. Татарские, узбекские и уйгурские купцы объединялись в мусульманские, татарские и другие комитеты. Так, 7 марта 1917г. в Верном был образован общемусульманский комитет — Курултай во главе с 3. Тазетдиновым.
В этот период казахская учащаяся молодежь учебных заведений Омска, Оренбурга, Ташкента, Семипалатинска и др. образовала молодежные кружки, организации, которые первое время занимались культурно-просветительской деятельностью. В 1915—1917 гг. были созданы молодежные организации «Еркин дала» (Свободная степь) в Оренбурге, «Бирлик» (Единство) в Омске, «Жас казак» (Молодой казах) в Уральске, «Умит» (Надежда) в Троицке и др. городах, около 20 кружков и группировок, которые распространяли листовки, стихи на злободневные темы, устраивали вечера, дискуссии и т. д. Они не имели определенной программы, по социальному составу были неоднородны, однако они искренне желали освободить казахский народ от национально-колониального гнета царизма, требовали просвещения своего народа, стремились пробудить в сознании трудящихся идеи национальной консолидации, свободы и независимости.
Среди этих группировок и кружков наиболее радикальным и с революционной программой действий являлся организованный в Аулие-Атинском уезде Тураром Рыскуловым «Революционный союз казахской молодежи». В его состав входила передовая казахская интеллигенция, вышедшая из средних и малоимущих слоев казахско-гого населения.
В своей программе союз казахской молодежи, анализируя общес-твенно-политичесую жизнь Казахстана при Временном правительстве, отмечал, что «Февральская революция... передала власть в руки
того же царского чиновничества и местного русского кулачества. Местный комитет Временного правительства, состоявший из этих элементов, вместо равноправного отношения к казахскому населению поставил своей задачей угнетение и истребление казахского населения»14. Основную задачу Революционный союз видел в борьбе с Временным правительством, засилием кулачества на местах, в борьбе против волостных, старшин и баев, сторонников Временного правительства и усилении агитации и просвещения среди масс казахского населения.
Март 1917 г. был месяцем выхода местных социал-демократов из подполья и развертывания работы среди железнодорожников, городских рабочих и других слоев трудящихся. Работой местных социал-демократов руководили большевики Ташкента, Оренбурга и Омска. Ядро социал-демократичесих организаций этих административных центров, как и прежде, составаляли железнодорожники, в первую очередь рабочие и мастеровые из депо35. Организации РСДРП в Перовске, Казалинске, Актюбинске, Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, Шымкенте и других городах и на железнодорожных станциях Казахстана были объединенными: в них состояли как большевики, так и меньшевики.
Организаторами группы большевиков на ст. Казалинск были кадровые рабочие депо Р. П. Новицкий, В. И. Чекурнов и др. Эта группа имела сильное влияние в Совете рабочих и солдатских депутатов.
В Перовской объединенной организации РСДРП сложилась также сильная большевистская группа во главе с членом РСДРП с 1906 г., слесарем депо А. В. Червяковым. Ее ядро составляли рабочие депо ст. Перовск (В. В. Агапов, Н. В. Виторский, С. П. Килячков, Я. С. Крышев и др.)36.
Наиболее крупная большевистская группа действовала в Оренбургской объединенной организации РСДРП. В состав группы входили главным образом рабочие железнодорожных мастерских идепо ст. Оренбург. Возглавляли ее железнодорожники А. А. Коростелев, П. А. Кобозев и Д. П. Саликов37.
Столь же крупной была группа большевиков и в Ташкентской объединенной организации РСДРП во главе с рабочим Н. В. Шумиловым. Только в начале марта в эту организацию вступило около 2000 человек. Значительную часть большевиков ташкентской организации составляли рабочие Главных железнодорожных мастерских Среднеазиатской железной дороги и Бородинских мастерских Ташкентской железной дороги (Ф. И. Колосов, Д. И. Манжара, А. Я. Першин, братья Казаковы, В. С. Ляпин, И. В. Серов и др.) .
Омская объединенная организация РСДРП уже к середине апреля 1917 г. насчитывала в своих рядах около 1000 членов, издавала еженедельную газету «Рабочий».
В Уральской объединенной организации РСДРП в апреле 1917 г. также образовалась большевистская группа во главе с машинистом паровоза Н. А. Покатиловым. Она имела большое влияние на железнодорожников Покровско-Уральского участка Рязанско-Уральской железной дороги39.