— канал с наклонными шлюзами и регулируемым уровнем воды;
— гидравлические ворота с механизмами, позволяющими автоматически регулировать уровень давления, предупреждать отливы и приливы с помощью необходимых перемещений судна, основываясь на законах Архимеда;
— драги для очистки отмелей и песка в портах и каналах;
— опыты с уменьшенными моделями для изучения принципов гидравлики по отношению к кораблям, каналам, плотинам, подводным лодкам и т. д.;
— создание канала, соединяющего Флоренцию с морем, во время войны с Пизой в 1500 году. Хотя такие деятели, как Макиавелли, посчитали это возможным и работы были начаты, вскоре все было заброшено из-за некомпетентности строителей и несовершенства технологий, которые не позволили эффективно применить идеи Леонардо. И помимо прочего — из-за правителей, весьма далеких от понимания этих колоссальных проектов. Политическая и социальная нестабильность городов и государств лишала возможностей и перспектив… Римская Империя пала более чем за тысячу лет до этого!
— роющие машины, способные сделать ров шириной 18 и глубиной 6 метров, с расширяющимся и вращающимся ковшом. Эта машина соединялась с необычным краном, который перемещал землю, по мере того как она выбиралась с поверхности;
— лыжи и опоры для рук для хождения по воде;
— различные типы приспособлений для дыхания под водой;
— специальные перчатки для плавания и подводные очки;
— очень прочные металлические скафандры для водолазов;
— спасательные круги, подобные современным;
— корабли, способные подниматься и опускаться по воле человека. Подводные лодки, по форме напоминающие рыбу;
— движущиеся по воде машины различного типа, включая винтовые;
— водокачка с черпаками, движущимися под действием груза и веса самой воды.
Машины для полета
Согласно достаточно достоверным данным, механики Сиракуз, Родоса и Александрии и т.д. проводили удачные эксперименты по полетам машин тяжелее воздуха. Китайцы, египтяне и некоторые народы древней Америки использовали планеры, и мы знаем, что китайцы и индусы применяли их в военных целях, запуская некоторые типы воздушных змеев с людьми на высоту до 1000 метров.
Однако во тьме Средних веков эти возможности в Средиземноморье были забыты. И должен был придти Леонардо, чтобы они возродились, причем в гораздо большем масштабе, более серьезном и превосходящем наши знания (даже если оставить в стороне «вимана», летающие колесницы, которые древние книги Индии приписывают жителям Атлантиды и которые создавались ими почти миллион лет назад).
В 1503—1506 гг. Леонардо посвятил себя изучению полета и анатомии птиц. Он всегда учился у природы, избегая всякого антропоцентрического фанатизма.
Его работы:
— исследования сочленения крыльев;
— род дельтовидного крыла, способного летать, хотя и недостаточно совершенного;
— вращающиеся крылья, похожие на современные лопасти пропеллера, которые могут, не меняя скорости движения, держаться в воздухе на заданной высоте;
— орнитоптер для вертикального полета;
— аэродинамическая кабина летающей машины для защиты человека, который ею управляет;
— орнитоптер с рулем управления для горизонтального полета;
— платформа для взлета и посадки орнитоптеров (имеющая нечто от современных геликоптеров и автожиров);
— исследования падающих листьев и применение изученного при создании парашютов;
— гидроскоп и анемометр для предупреждения неблагоприятных условий полета;
— инклинометр — форма гироскопа, применяемого при полете;
— различные типы парашютов, способные выдержать вес человека или нескольких человек или каких-то эквивалентных объемов.
Несмотря на то что все эти аппараты были весьма впечатляющими и, хотя бы теоретически, совершенно пригодными для своих целей, почти все они остались неосуществленными, ибо Леонардо натолкнулся на те же трудности, с какими сталкивались инженеры и механики эллинистической и романской эпох: отсутствие мощного и легкого мотора, не устающего при работе. Эта проблема была решена только в начале XX века, с появлением двигателей внутреннего сгорания карбюраторного типа.
Другие машины, изобретенные Леонардо:
— механизм для поддержания постоянной скорости движения;
— подъемная платформа, подобная тем, которые применяются сегодня в лифтах;
— множество типов трансмиссионных передач, некоторые из которых до сих пор остаются непревзойденными; в современных велосипедах используется цепная передача Леонардо;
— множество вариантов зубчатых колес и блоков для подъема грузов;
— модель велосипеда, а также самодвижущаяся повозка с четырьмя колесами, похожая на современный автомобиль;
— промышленные машины, регулируемые качающимися маятникам и гирями, вращающимися с большой скоростью согласно заданным программам;
— пресс с регулирующими механизмами;
— зубчатые колеса с анкером для часов с гирями;
— различные типы стальных рессор; пружины и системы эластичных пружин;
— высокоточные машины для обработки астрономических линз и зеркал;
— коробка переключения скоростей; точный одометр для измерения расстояний;
— домкрат для поднятия больших тяжестей;
— машины для витья канатов; автоматические молоты для ковки, подъемные краны;
— ручные и гидравлические подъемники; подъемники с противовесом;
— параболический циркуль;
— многочисленные исследования «божественной пропорции» и демонстрация невозможности вечного движения;
— текстильные станки;
— машины для движения декораций «огромных, как горы»;
— типографские машины;
— отражатели;
— полуавтоматические сельскохозяйственные машины.
Совершенно невозможно, и мы настаиваем на этом, охватить все работы Леонардо. Однако описанного достаточно, чтобы дать представление об этом универсальном гении, которого нельзя сравнить ни с кем из живших в его времена.
Несколько месяцев назад мы размышляли перед его знаменитой «Тайной вечерей», изумляясь ее перспективе и сожалея о том, что Маэстро, изобретатель от Бога, не ограничил себя рамками живописи своей эпохи, поскольку фреска постоянно разрушается. А кроме того, бомба весом в две тонны, сброшенная союзниками во время Второй мировой войны и взорвавшая церковь, где находится фреска, причинила ей вред, несмотря на то что ее закрывало большое количество мешков с землей.
Наряду с величием фигуры самого Леонардо существует и его собственный «гигантизм», разрушивший многие из его творений, ибо он работал с материалами, красками и техниками, которые еще не применялись в его время.
Сочетая в себе качества ученого и ясновидящего, в старости Леонардо сделал странный рисунок — «Конец мира», который тогда не был понят. Сегодня он приводит нас в ужас: это очертания огромного гриба, вырастающего из взорванного города.
Удивляющий, любимый и ненавидимый многими сильными мира сего, приняв от короля Франции Франциска Первого предложенную помощь и защиту, он покинул Италию и уехал во Францию в 1516 году. Это был уже старик с благородной осанкой, сотрясаемый внутренними бурями и яростно работавший до самого конца. Его автопортрет этого периода поражает: человек, сделавший шаг к сверхчеловеку, полубог, почти постоянно живший в ином измерении. Леонардо оставил свое физическое тело 2 мая 1519 года в Клу, местечке близ замка Амбуаз на Луаре. Он был похоронен в аббатстве Сан-Флорентин, однако останки его исчезли во время религиозных войн XVI века, когда его склеп был разграблен, а кости выброшены извечными фанатиками.
Но его работы и титанический дух продолжают потрясать мир — наш мир, загрязненный и не умеющий создавать гармоничные машины, которые не отравляют природу… Как те, о которых мечтал Леонардо.