Реферат:
Каторга и ссылка в России в XIX- начале XX в.
Введение
1. Ссылка в России
1.1 Ссылка в русском праве
1.2 Ссылка политическая
1.2.1 Енисейская ссылка
2. Роль каторги и ссылки в заселении и освоении Сибири в XIX - начале XX в.
2.1 Уголовная ссылка
2.2 Политические ссыльные
Заключение
Литература
Ссылка - вид уголовного наказания, состоит в удалении осужденного из места его жительства с обязательным поселением в определенной местности.
В зарубежных европейских государствах ссылка в качестве меры уголовного наказания была введена еще в XV-XVI вв. Из Великобритании преступники ссылались в Америку (до 1776 г.) и в Австралию (до 1852 г.), что служило также целям заселения новых территорий. Широкое распространение получила ссылка (релегация) рецидивистов из Франции, откуда их (до 1946 г) ссылали во Французскую Гвиану и Новую Каледонию. Особым видом ссылки во Франции была депортация. В некоторых странах Западной Европы ссылка сохранялась до 1970-х гг.
В России применялись по суду или в административном порядке (административная ссылка), главным образом в отношении лиц, обвинявшихся в политических преступлениях. Сложилась в XVI - XVII вв., наибольшее распространение получила в XIX - начале XX вв.
Ссылка, по законам Российской Империи, удаление преступника из государства в отдаленную местность. Первоначальная ее форма - "выбытие вон из земли", т.е. переселение с места постоянного жительства в другое по указанию царя. Обычно эта мера применялась в отношении населения присоединенных городов (напр. Новгорода, Пскова); со времени царствования Ивана IV она получила широкое распространение, являясь выражением опалы, которой царь подвергал своих ослушников.
Параллельно развивалось и значение ссылки как меры, заменявшей иные наказания, преимущественно смертную казнь.
В XVII в. ссылка уже входит в карательную систему, и Уложение 1648 использует ее весьма широко, присуждая к ней за самые разнообразные деяния.
Ссылка в русском праве понималась в высшей степени своеобразно. Если на Западе государство стремилось к очищению путем ссылки метрополии или к колонизации отдельных провинций, то русское правительство к этим целям присоединяло еще третью: извлечение из личности преступника и его труда наибольшей выгоды для государства. Преступник ссылался и этим очищал город, в котором совершил преступление; уже в самом факте переселения русское право видело достаточное наказание. Но по прибытии на место ссылки преступник оставался на свободе и занимался тем делом, на которое был привлечен. Этим объясняется и большое разнообразие местностей, куда ссылались преступники (малороссийские города, Севск, Сибирь), и чрезвычайная индивидуализация наказания по виду работ. Так, различались: ссылка на пашню, в посад, в службу.
При Петре I получили осуществление идеи Виниуса о создании своего галерного флота и о его снабжении гребцами из числа преступников. Но Петру I рабочие руки нужны были не только на галеры. В С. - Петербург, Гогервин (Балтийский порт), Даурские и Нерчинские рудники, в Оренбургский край - словом, во все места, где нужен был тяжелый труд, направлялись ссыльные. Принудительные работы получили техническое название каторжных (от каторга - гребное судно, галера). Они разделились на корабельные, адмиралтейские, портовые, рудниковые и заводские; при Павле I была осуществлена попытка классифицировать ссыльных по свойству работ.
Наряду с ссылкой на каторжные работы практиковалась и ссылка на поселение. Поселенцам предписывалось выделять землю, давать семена и инструменты, освобождать первое время от податей.
В 1822 при участии М.М. Сперанского[1], были выработаны и приняты "Устав о ссыльных" и "Устав об этапах в сибирских губерниях".
По Уставу о ссыльных поселенцев разделяли на 6 разрядов:
1) временных заводских рабочих,трудившихся наряду с каторжниками;
2) дорожных рабочих;
3) ремесленников;
4) слуг;
5) поселенцев, причислявшихся к деревням старожилов или образовавших новые поселения;
6) не способных к работам.
Т.о., все поселенцы были приурочены к определенным занятиям. Сибирские заводы, рудники, фабрики не в состоянии были вместить то количество ссыльных, какое им доставлялось ежегодно; спрос на них падал вследствие нежелания частных лиц пользоваться услугами уголовных преступников. К тому же уголовные законы долгое время не содержали четких разграничительных понятий о поселении и каторге и их взаимном соотношении. Да и организация управления ссылкой была в высшей степени несовершенна. Некоторое упорядочение внесло лишь Уложение 1845 и позднейшие узаконения.
По законам начала XX в. различались:
1) ссылка на каторжные работы;
2) ссылка на поселение. Оба вида являлись наказанием уголовным, сопровождавшимся лишением прав состояния. До закона от 10 июня 1900 существовала еще ссылка на житье, имевшая несколько степеней в зависимости от места ссылки, сроков заключения и запрещения выезда. Так, имелось пять степеней ссылки на житье в Сибирь:
1) с заключением от 3 до 4 лет и запрещением выезда от 10 до 12 лет;
2) с заключением от 2 до 3 лет и запрещением выезда от 8 до 10 лет;
3) с заключением от 2 до 3 лет;
4) с заключением от года до 2 лет;
5) без заключения.
Место ссылки в первых двух степенях - Иркутская и Енисейская губ., в последних трех - Томская и Тобольская губ.
Ссылка в отдаленные губернии, кроме Сибирских, имела четыре степени:
1) с заключением от года до 2 лет;
2) с заключением от 6 мес. до года;
3) с заключением от 3 до 6 мес.;
4) без заключения.
Во всех степенях ссылка на житье сопровождалась лишением всех особых лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ, следовательно, относилась к группе наказаний исправительных; при этом она применялась лишь к привилегированным, а для непривилегированных заменялась заключением в исправительных отделениях или в тюрьме с лишением тех же прав. Уложение от 22 марта 1903, согласно закону 1900, не содержало ссылки на житье, сохранив каторгу и поселение.
Ссылка на поселение разделялась на 2 степени:
1) в отдаленнейшие места Сибири;
2) в места Сибири, не столь отдаленные. Кроме того, особым родом ссылки осталась ссылка на поселение в Закавказье для раскольников, причем срок их наказания истекал с момента изъявления ими желания присоединиться к Православию; в этом случае они возвращались во внутренние губернии, а при повторном впадении в ересь ссылались в Закавказье уже бесповоротно.
Сибирская ссылка на поселение следовала за: богохуление и кощунство, отвлечение от веры, оскорбление святыни, оказание неуважения к верховной власти, бунт, измену, сопротивление властям, подлог бумаг от имени императора, противозаконные сообщества, оставление отечества, подстрекательство к нападению.
Кроме того, на поселение ссылались все осужденные на каторжные работы по отбытии ими последних; если закон специально не предусматривал изъятий из этого правила, ссылка на поселение была всегда пожизненной.
Относительно способа исполнения наказания Устав о ссыльных содержал следующие правила.
Возглавляло дела по ссылке состоявшее в ведении Министерства юстиции Главное тюремное управление; наблюдение за пересылкой арестантов осуществлялось местными инспекторами по пересылке; Тюменский приказ и находившиеся в крупнейших центрах Сибири экспедиции о ссыльных ведали распределением, пересылкой и устройством арестантов на местах[2]. К месту назначения ссыльные направлялись пешеэтапным порядком, а также по железной дороге, на пароходах и буксируемых ими баржах, на переменных и почтовых лошадях. В Тюменском приказе из общего числа ссыльных выделяли дряхлых, старых и слабосильных, которых определяли в местные богоугодные учреждения или на попечение волостей, все же прочие присоединялись к селениям старожилов. Попытка организовать собственные поселения ссыльных, за исключением колоний скопцов в Якутской обл., не удалась, хотя в 1889 казной было приобретено для этой цели до 60 тыс. десятин удобной земли в Тобольской губ. Средства к жизни поселенцы добывали или собственным трудом, или иждивением сельских обществ, к которым были приписаны, за что последние получали часть арестантского содержания.
В течение первых трех лет поселенцы вовсе освобождались от податей, а в следующие семь лет платили половину. Ссыльные имели право приобретать собственность, недвижимую и движимую, и вступать в брак; женатые и замужние, за которыми их супруги не последовали в ссылку, могли подавать прошения о расторжении брака. Ссыльные могли увольняться на частные золотые прииски. По истечении 10 лет пребывания в Сибири все ссыльнопоселенцы могли причисляться к крестьянству и поселяться во всех сибирских губерниях, если же они вели себя благопристойно и занимались полезным трудом, то 10-летний срок мог быть сокращен до 6 лет. Во время пребывания на поселении к ссыльным применяли особый порядок судопроизводства и особые карательные меры, среди которых центральное место занимали телесные наказания.
На таком же режиме содержались и водворяемые в Сибири бродяги. Русское право, специально предусматривая ссылку на водворение, содержало правило об определении бродяг на особые работы в Сибири.
Описанные виды ссылки имели ту общую черту, что основывались на судебном приговоре. Русское право предусматривало и административную ссылку. Так, высшие органы администрации имели право высылки на основании положения о мерах по охране государственного спокойствия, а также особых положений по управлению Кавказом, Туркестанским краем, Степным генерал-губернаторством, Астраханской и Ставропольской губ. и областями Донской, Терской и Кубанской. Кроме того, крестьянство и мещанство имели право передавать администрации для ссылки лиц порочного поведения или таких, которые были по суду лишены прав и по отбытии наказания не приняты в общество.