Из доклада Курской уездной земской управы: « Ещё осенью минувшего 1890г. предвиделось опасение, что урожай озимых хлебов, по случаю бывшей в августе и сентябре месяцах засухи и позднего сева, может быть неудовлетворителен. Опасение это, к сожалению, в текущем 1891г. оправдалось. Холодная с ветрами зима и весна, недостаток влаги в течение мая и июня, вредно повлияло на рост озимых и яровых хлебов; на последние, в виду плохого состояния озимей, население уезда возлагало надежды, но надежды эти не осуществились. По собранным Управой сведениям, оказалось, что из числа посеянной крестьянами на надельной земле 6441 десятин и на арендной и покупной 6990 десятин, а также ещё по не точным данным на окраинах большое количество ржи погибло. Примерно 71101 десятин ржи, в южной и восточной полосе уезда. Около трети этого количества земли было пересеяно яровыми хлебами, из которых по случаю засухи, греч и просо почти совсем пропали, а овес с десятины дает только три». Так очень вкратце было охарактеризовано положение в Курской губернии 1891г. во время чрезвычайного уездного собрания, на котором обсуждались вопросы об изначальных причинах, а так же о мерах по оказанию помощи нуждающимся крестьянам. Представляя более полную характеристику, я буду опираться на сравнение двух наиболее ярких примерах уездов из Курской губернии. Это Щигровский и Рыльский уезды. Но для начала хотелось бы привести общие данные по состоянию губернии на 1891г..
Как отмечалось выше, основной из прямых проблем неурожая явилась непогода, оказавшая самое пагубное влияние на взращиваемые культуры. Климатические условия осени 1891г., зимы и весны наиболее сильно повлияли на рост посевов. Нельзя говорить о том, что повсеместно был голод и полнейший неурожай, необходимо отметить то, что удовлетворительный урожай хлеба отмечался в пяти уездах: Путивльском, Рыльском, Дмитриевском, Льговском и, частью, в Фатежском. В остальных же десяти уездах, особенно в Старооскольском, Новооскольском и Тимском, отмечен наиболее полный неурожай, как хлеба, так и овощей. Такое неурожайное бедствие вело крестьян к гибели. В результате такого положения голода, бессилья и безработицы люди начали умирать, развелась эпидемия. В течение данного года проводились несколько экстренных губернских земских собрания, главнейшим предметом занятий которых было продовольственный вопрос. Эта мера была необходимой для оказания помощи нуждающемуся в этом населению.
Хотелось бы охарактеризовать те районы, которые наиболее пострадали от затруднительного положения во взращивании культур. Они помогут оценить полную картину, которая сложилась на время 1891г. по всей территории Курской губернии.
Отслеживая информацию об отдельных районах можно провести сравнительный анализ и выявить причины, следствия такого положения дел, а также наиболее пострадавшие районы и напротив менее пострадавшие. Как бы то ни было можно с твердой уверенностью указать на то, что все уезды пострадали от голода, но лишь с указанием степени их бедствия.
Так, например в Корочанском уезде озимые хлеба от продолжающейся с начала весны 1891г. засухи находились в крайне не удовлетворительном состоянии. Во многих местах совсем не было озимых всходов, и потому поля перепаханы под яровой посев. Кроме полей Подолешенской и Радьковской волостей, где, благодаря перепадавшим сначала весны дождям, произрастание хлебов дает надежду на средний урожай. Яровые хлеба от бездождия начинают редеть и плохо идут в рост, травы также плохи, а на полях Купинской волости выпавшим 23 апреля сильным градом много выбито хлеба. Так, в селениях: Лихой поляне - озимого 200 десятин, ярового 80 десятин; Репном - озимого 350 десятин, ярового 150 десятин; Купино - озимого 300 десятин, ярового 156 десятин. В Виду такого положения, нельзя рассчитывать на то, что всё население в состоянии будет обсеменить свои поля озимым хлебом на будущий год из урожая 1891г., не прибегая за помощью к ссуде. Впрочем, в данное время нельзя ещё с достаточной точностью определить размер крестьянской нужды в продовольственных средствах.
2) Льговский уезд. Произрастание озимого хлеба на тот момент давало право предположить получить средний урожай и то, что в обсеменении в этом хлебе крестьяне нуждаться не будут; посев же ярового в полной мере зависит от погоды, то есть, если до июня будут дожди - хорошо, не будут - плохо.
3)Грайворонский уезд. Положение посевов весьма не удовлетворительно. Почти половина из них весной были перепаханы и засеяны яровым хлебом, но и оставшиеся не перепаханными озимые посевы не подают никаких надежд даже на посредственный урожай. Главной причиной такого состояния посевов является полное отсутствие дождей в течение нескольких месяцев. По мнению Управы крестьянское население для обсеменения своих полей осенью того года не обойдется без ссуды, частью из запасных магазинов, а частью из губернского капитала. В каком размере потребуется эта ссуда, на тот момент определить было весьма и весьма трудно. Что касается состояния яровых посевов, то они, правда, несколько лучше озимых, но не настолько хороши, чтобы сбор их дал возможность удовлетворить кроме необходимой потребности, покрыть расходы по обсеменению озимых полей.
4)Белгородский уезд. Общее состояние озимых хлебов в то время считалось плохим, а потому урожай их, даже при благоприятных условиях, которые могли бы быть в будущем, нужно ожидать ниже среднего. Посевы же яровых хлебов (ячмень, овес, просо) после выпавших тогда в конце мая месяца дождей, в большей части уезда находятся в удовлетворительном состоянии, но о состоянии их на тот момент всё же ничего более конкретного сказать было невозможно. Из полученных данных от 11 волостей данного уезда было видно, что в волостях: Мелиховской, Масловской, Пушкарской, Старогородской, Сабынинской и Шебекинской, в которых также как и в других волостях состояние хлебов считалось плохим, крестьяне делают посев осенью того же года озимых хлебов собственными средствами, не прибегая даже к ссудам из общественных запасных средств. Это говорит о правильном распределении полученного урожая ярового посева и о рациональной оценке своих возможностей.
По волостям: Карповской, Тамаровской и Шопинской почти все общества требовали ссуды на посев означенных хлебов, но большинство из них обошлось ссудами из имеющихся на лицо общественных продовольственных капиталов, а для обществ: Стрелецкого, Пушкарского, Яковлевского, Быковского, Забыленского и Каменно-Логского Карповской волости, а также Рожденственского и Нечаевского Шопинской волости потребуется ссуда из губернаторского продовольственного капитала на покупку 1028 четвертей ржи для посева такого же количества десятин земли.
5) Путивльский уезд. В то время в Путивльском уезде, хлеба, как яровые, так и озимые находились в удовлетворительном состоянии, а потому положительно можно рассчитывать, что крестьяне в состоянии будут обсеменить свои озимые поля и в ссуде из губернского продовольственного капитала надобности не предвидится.
6) Курский уезд. Озимые хлеба в районе Рождественской и Чермошнянской волостей находятся в плохом виде. В районе Колоденской, Муравлевской, Долговской, Троицкой, Рышковской, Спасской и Дьяконовской волостей частью в плохом, а частью в посредственном виде, и в районе – Ямской, Казацкой, Стрелецкой, Старковской и Чаплыгинской волости частью в посредственном, а частью в хорошем виде. В общем можно предположить что крестьянское население уезда собранным из урожая того года озимым хлебом будет иметь возможность обсеменить свои поля к будущему 1892г.. Что же касается продовольствия, то возможно крестьяне некоторых волостей, по всей вероятности, будут нуждаться в прокормлении семейств. Из яровых хлебов – овес взошел на полях хорошо, но потом по причине засухи и сильных ветров, начал желтеть. После же бывшего во второй половине месяца мая дождя вид овса изменился к лучшему. Гречиха и просо посеяны, и начали всходить. Однако рост этих хлебов зависел от влияния климатических условий в протекавшем июне месяце.
7) Старооскольский уезд. Управа сообщала телеграммой, что урожай плохой, в настоящее время просилось для обсеменения полей до тридцати тысяч четвертей.
8)Новооскольский уезд. Крестьянские посевы, как озимых, так и яровых хлебов в Новооскольском уезде находятся в более или менее неудовлетворительном положении: озимые большей частью повымерзли и потому не распаханы. Уцелевшая рожь от бездождия и морозов местами побелела, частью скашивается на корм. Если же не предвидится дождя, то едва ли стоит ожидать удовлетворительного урожая яровых. Самое же бедственно положение крестьян представляют посевы крестьян Волотовской волости, где в 20-ти обществах крестьян из числа, засеянных 5692 десятин, засеянных озимым хлебом, перепахано и засеяно яровым 4327 десятин. В Чернявской - из засеянных 23 обществами 4550 десятин, озимого хлеба пропахано 661 десятин, которые также засеяны яровым хлебом. При таком положении посевов крестьян Волотовской и Чернявской волостей в результате отсутствия у них запасов ржи от прошлых лет и незначительности хлебных запасов в сельских магазинах, крестьяне этих волостей, несомненно, будут нуждаться как в продовольствии, так и в помощи при обсеменении полей.
При сравнении этих нескольких уездов уже можно, в общем, сказать, что их положение не являлось благоприятным к полноценному существованию. Где-то было чуть хуже, где-то чуть лучше, но в целом все страдали от того, что их посевы не были удовлетворительны в полной мере для их жизни на следующий год, а также с учетом необходимости иметь некоторый запас зерна на посев. У большинства уездов и их волостей их яровой хлеб не произрастал с учетом погодных условий - стойкой засухи, которая продолжалась в течение всей весны и перешла на летный период.
Нам бы хотелось сосредоточить внимание на наиболее наглядных для сравнения уездах. Это Щигровский и Рыльский уезд. В них можно проследить разрозненность в урожайности, выявить наиболее существенные причины голода и его изначальные предпосылки. А так же просто на примере этих двух уездов, в конечном счете, всецело можно представить себе картину общего состояния Курской губернии на 1891г., когда на эту и ещё многие губернии всей России обрушился голод.