Кливленд развернул борьбу с Таммани холл – партийной машиной, к которой он принадлежал. Это привело к расколу демократической партии, что обеспечило победу республиканцев на выборах 1883 г. Рузвельт рассчитывал на продвижение по линии выборных должностей. Он стремился занять пост спикера законодательной палаты штата Нью-Йорк. Для достижения этой цели требовалось вести политическую борьбу на более широком фронте.
Рузвельт занимал крайне выдержанную позицию по классовым вопросам в том случае, если возмущение пролетариата угрожает привилегиям буржуазии. Он считал, что с помощью выделения благородных и честных элементов общества будет происходить улучшение моральных и материальных условий жизни.
Теодор Рузвельт последовательно проводил свою классовую линию, а именно голосовал за антизабастовочные законы и против повышения жалования простым служащим, таким как школьные учителя и пожарники. Он проявлял демонстративное презрение к людям худшей категории. Также велась бескомпромиссная борьба с профессиональными союзами.
К концу третьего года работы в легислатуре Нью-Йорка Рузвельт стал приверженцем буржуазной честности и привилегий богатства. Но вскоре он предстал перед выбором: продолжить профессиональную политическую карьеру или заняться бизнесом. Главным образом на разрешение этого вопроса повлияло стечение обстоятельств. Внутри республиканской партии наблюдались организационные проблемы, и руководители партии решили делегировать Теодора Рузвельта на национальный конвент республиканской партии в 1884 г. Конвент должен был избрать кандидата для участия в президентских выборах этого года.
На национальном конвенте предвыборная платформа республиканцев отражала интересы американской буржуазии, которая пока была не способна к выходу на мировую торговую арену. Программа включала в себя следующие пункты: повышение тарифа для защиты от иностранного импорта, поддержка золотого стандарта, реформа государственных служб и прочее. Такие требования выдвигались каждые четыре года. Республиканская газета «Нью-Йорк Таймс» назвала данную программу «неискренней и бессмысленной»[12]. В республиканской партии наблюдался раскол, и планы Рузвельта победить и добиться национальной известности не осуществились.
Хотя демократы не разделяли взглядов нового видного политика Г. Кливленда, они решили воспользоваться сложным положением внутри республиканской партии и занять главенствующую позицию.
На демократическом конвенте, созванном в июле 1884 г. в Нью-Йорке, были выдвинуты обвинения в коррупции против республиканцев, что способствовало продвижению Гровера Кливленда среди конкурентов. Большинство участников конвента выступали не за программу Кливленда, а за борьбу с коррупцией. В итоге Г. Кливленд добился номинации и в ноябре 1884 г. он был избран президентом.
После поражения республиканской партии на президентских выборах еще некоторое время обсуждался вопрос о баллотировании Теодора Рузвельта в конгресс от первого округа в Лонг-Айленде, но, взвесив собственные шансы, он отказался. Победа демократов и мрачные размышления о будущем привели Рузвельта к духовному кризису и, как следствие, к переселению на Запад.
В 1884 г. Теодор Рузвельт окончательно переехал на Запад, в Дакоту. Здесь он заразился идеей заработать капитал на скотоводстве, но в 1886-1887 гг. его финансовое предприятие окончилось абсолютным крахом.
Кроме занятий скотоводством, он посвятил себя литературной деятельности. Рузвельт освоил биографический жанр. Он исследовал жизни двух крупных американских политических деятелей – Говернера Морриса и Томаса Харт Бентона. При этом в своих работах он высказал собственное кредо по актуальным вопросам. По его мнению, главным достоинством Морриса и Бентона стал их вклад в мировое возвышение США, а не разработка проектов социального совершенствования. В процессе работы над биографиями Рузвельт не только расширил сферу своих знаний, но и сформировал собственную систему мировоззрения как будущий государственный деятель. Основой для этого послужил анализ американской истории.
1.2. Взлет политической карьеры
По возвращении в Нью-Йорк в 1886 г. Рузвельт приступил к активной политической деятельности. Главной целью стал пост губернатора штата Нью-Йорк, так как эта должность открывала в США любые дороги.
На выборах губернатора кандидату от демократов Хьюиту противостоял представитель Объединенной рабочей партии Генри Джордж. В октябре 1886 г. в предвыборную гонку включается Рузвельт. Шансы на победу республиканцев были очень малы, тем не менее, для достижения цели было решено использовать ошибки конкурентов. Взгляды Г.Джорджа являлись слишком радикальными, а Хьюит не обладал достаточной для политика яркостью. Рузвельт считался «ничейным» кандидатом, то есть его слова и мысли не были подсказаны партийными боссами. Кроме того, в суждениях он основывался на точке зрения морали. Но предвыборная кампания Рузвельта не привлекла особого внимания. На выборах победил демократ Хьюит.
После путешествия по Европе 1886-1887 гг. в Нью-Йорк Рузвельт вернулся готовым к новому этапу борьбы на политической арене. Он попытался добиться популярности любыми способами, в том числе скандалами или проявлениями активной воинственности. Ярким примером таких действий явилась просьба к военному министру набрать волонтеров и наказать нарушителей американо-мексиканской границы. Этот эпизод он прокомментировал так: «У меня нет ни малейшей идеи относительно того, где могут возникнуть беспорядки, но по мере того, как шансы сделать что-либо стоящее в будущем уменьшаются, я намерен браться за любую подворачивающуюся возможность»[13]. В США в конце 19 в. возросли политические силы, которые поддерживали экспансию, и поэтому нуждались в таких лидерах как Рузвельт.
В 1889 г. в борьбе за Белый дом победили республиканцы. Президентом стал Б. Гаррисон, государственным секретарем – Дж. Блейн. Рузвельт занял пост в комитете по гражданским должностям. Это место предполагало множество возможностей, а именно, контроль над новыми назначениями и борьба с коррупцией. Рузвельт занимал эту должность с 1889 г. по 1895 г. Эта служба стала очень полезной для него, так как вместо проблем штата, Рузвельт занялся общенациональными делами, появилась возможность выхода на государственную арену.
Некоторые разоблачения, совершенные комитетом Рузвельта, нанесли удар по республиканской партии и по президенту Гаррисону. Вследствие чего в 1892 г. к власти пришел демократ Кливленд – давний знакомый Рузвельта. Несмотря на партийную преданность Теодор Рузвельт приложил все усилия, чтобы сохранить свою должность и остаться на федеральной службе при президенте-демократе, так как занимаемое им политическое положение являлось крайне выгодным для установления важных связей, приобретения политического капитала.
Рузвельт протестовал против застоя, характерного для деятельности федерального правительства США в конце 19 в. Он стремился занять такие должности, где мог бы реализовать все свои политические способности. Весной 1895 г. Рузвельт принял предложение мэра Нью-Йорка и занял пост главы полиции города. Находясь на этом посту, он показал себя неутомимым и последовательным защитником буржуазного правопорядка. В первую очередь Рузвельт боролся с коррупцией в полиции Нью-Йорка, но его усилия реформировать муниципалитет, ни к чему не привели. Хотя сам глава полиции считал иначе. «Старая система шантажа и коррупции была почти уничтожена; мы в значительной мере улучшили дисциплину; мы сохранили полный порядок и боролись с преступностью и злом более эффективно, чем когда-либо раньше»[14].
Рузвельт активно участвовал в предвыборной битве и мог рассчитывать на благодарность со стороны нового президента Маккинли. Начался стремительный политический взлет Рузвельта.
8 апреля 1897 г. не без помощи его друзей Лоджа, Тафта и Хэя Рузвельт получил пост заместителя военно-морского министра. Находясь на этой должности, он вплотную занялся вопросами внешней политики. Он считал, что мелкие вопросы о «маленькой справедливости» и ничтожных деталях не достойны сильных людей, когда речь идет о глобальном переустройстве мира. Америка была сильна в индустриальной области, но мировая политика – ее слабое место[15].
Первой целью Рузвельта стали Гавайские острова. Эта территория была нужна США по нескольким причинам. Во-первых, в коммерческом плане Гавайи обеспечат долю от торговли в тихоокеанском бассейне. Во-вторых, если США не овладеют Гавайскими островами, то это сделает Япония, Германия или Англия.
По мнению Рузвельта, Гавайи требовалось аннексировать без промедления. Президент Маккинли отнюдь не был против аннексии, но медлил, считая необходимым сохранить дипломатическую форму. По этому поводу Рузвельт писал: «Если бы зависело от меня, мы бы завтра аннексировали эти острова. Если это невозможно, я бы установил над ним протекторат... Я уверен, что нам следует действовать мгновенно, до того, как два японских корабля выйдут из Англии...» [16].
Рузвельт и Лодж с помощью заместителя госсекретаря Дэя убедили президента 16 июня 1897 г. подписать акт об аннексии Гавайских островов. Это вызвало резкий протест Японии, на что Рузвельт заявил, что «США не находятся в таком положении, которое требовало бы запрашивать Японию или какую-либо другую иностранную державу, какой территорией они должны или не должны овладеть»[17].
В 1898 г. Рузвельт подал в отставку и принял участие в военных действиях на Кубе. Это была война с Испанией за право обладания колониями на Кубе и Филиппинах. О планах относительно борьбы с Испанией он высказывался так: «В Вест-Индии имеются также громадные проблемы. До тех пор, пока мы решительно не выставим Испанию с этих островов, нам всегда будут там угрожать неприятности…вышвырнув Испанию, мы тем самым официально объявим, что ни одной сильной европейской державе, и особенно Германии, не будет позволено укрепиться путем вытеснения какого-либо слабого европейского государства» [18].