Основной формой феодальных владений был амарам. Это было условное временное владение, напоминающее икта. Владелец амарама — амаранаяк — обязан был содержать военный отряд и являться по зову государя на службу в армию. Часть собираемых податей (около трети дохода) он должен был отчислять в пользу казны. Владение считалось пожизненным и ненаследственным, но фактически обычно переходило к сыну феодала, когда он обращался с просьбой передать отцовский амарам ему и приносил вассальную присягу. Существенным отличием от мусульманских порядков было то, что норму налогообложения определяли не государственные чиновники, а сам амаранаяк. Он обладал также административным и юридическим иммунитетами. Со временем эволюция этого вида феодального владения шла в сторону еще большего расширения феодальных вольностей. Наследование стало считаться правилом, а отчисления в казну резко уменьшились или не выплачивались вовсе. Амаранаяки все чаще стали уклоняться от своих военных обязанностей. Особенно распространенным стало содержание меньшего военного отряда, чем полагалось, особенно конницы, поскольку расходы на покупку лошадей были для феодалов наиболее чувствительной статьей расхода. В начале XVI в. большинство амаранаяков приводило на службу государю в два раза меньшие отряды конницы, чем были обязаны. Но такое нарушение вассальной службы или неуплата доли казны и прочие подобные нарушения, насколько известно, не карались конфискацией владения. Так бывало лишь в случае мятежа. Крупные амаранаяки, подобно мукта, часть своих владений отдавали на условиях военной службы своим собственным вассалам.
Часть территории государства, главным образом примыкающая к столице, составляла казенное владение, наподобие земель халисе в мусульманских султанатах. Налоги с деревень, расположенных на этих землях, шли на содержание армии, государственного аппарата. Государственные владения пополнялись за счет завоеваний, конфискаций у мятежных феодалов, из выморочных владений и т. д., они использовались как фонд для феодальных пожалований. Таким образом, категория государственных владений не была стабильной.
Довольно значительными были феодальные владения храмов и брахманов. Некоторые знаменитые храмы владели десятками деревень. Такие храмы обычно рассматривались как вассалы государя, более мелкие храмы считались вассалами или государя, или тех феодалов, во владениях которых были расположены, и часть доходов отдавали в пользу сеньоров. К этой категории феодальных владений относятся также религиозные пожалования отдельным брахманам или брахманским общинам. Отнять полученные храмами и брахманами в качестве религиозного дара владения считалось великим грехом.
Армия Виджаянагара состояла из наемного войска самого императора, военных отрядов амаранаяков и вассальных князей. Она включала три рода войска: пехоту, конницу и боевых слонов. Пешее войско было многочисленно, конница же уступала по численности и боевым качествам бахманидской армии. По некоторым данным, Виджаянагар ежегодно завозил около 13 тыс. коней, однако их не хватало, да и воины часто не обладали навыками конных бойцов. Поэтому виджаянагарские императоры нанимали крупные конные мусульманские отряды или приглашали на вассальную службу мусульманских феодалов. Напомним, что и в бахманидской армии выступали военные отряды вассальных индусских князей.
На казенных землях виджаянагарские государи стремились регламентировать сбор налога. С орошаемых, наиболее плодородных земель доля государства могла достигать, видимо, половины урожая, но в целом с учетом всех категорий земли норма податного обложения примерно соответствовала североиндийской (примерно 1/4, потом 1/3). В этот период широкое распространение получает исчисление налогов в деньгах, что свидетельствует о возраставшей роли денежного обращения. По-видимому, все-таки в большей части районов Южной Индии основной земельный налог брали обычно натурой, и исчисление в деньгах имело формальный характер. В целом за время существования государства Виджаянагар податное давление государства и феодалов на общины заметно усилилось. Так же как в Северной Индии, это сказывалось, прежде всего, на положении полноправных общинников-налогоплательщиков. Поэтому столкновения общин с царскими чиновниками и отдельными феодалами из-за чрезмерного обложения, происходили под руководством именно этого господствующего в общинах слоя, к которому присоединялись зависевшие от него касты. Однако такая конфронтация очень редко разрасталась в сколько-нибудь массовое восстание.
Общинные вожди, прежде всего руководители областных общин Южной Индии, во многих случаях выбивались в господствующий феодальный слой, поступая на службу государству или феодалу. Но в этот период заметно и другое явление: правители Виджаянагара стремятся подчинить общины, превратив их старост и писцов в своих чиновников, по возможности свести на нет общинное самоуправление, с тем чтобы ослабить сопротивление общин податному гнету. В этом же направлении действовали и отдельные феодалы.
Во второй половине XV в. происходит усиление феодалов и ослабление руководящей роли государства. В основе этого лежит подрыв могущества центральной власти из-за неисполнения амаранаяками феодальной службы, но эта естественная в феодальном обществе тенденция представителей господствующего слоя к укреплению собственной самостоятельности в ущерб центральной власти дополнялась в данном случае и субъективным фактором: императоры вырождавшейся династии все силы отдавали дворцовым развлечениям, отстранившись от государственных дел. Как раз в это время Махмуд Гаван, используя сложившуюся в Вирджаянагаре ситуацию, провел против него победоносные войны и отнял ряд важных областей.
Политическая неустойчивость, смена династий привели к дальнейшему ослаблению целостности империи, но при Кришнадеварайе (1509—1529) Виджаянагар вновь превратился в могучую державу. Талантливый полководец и твердый политик, Кришнадеварайя сумел подчинить своевольных феодалов и привлечь их на свою сторону перспективой богатой военной добычи, заставить амаранаяков выплатить ему недоимки по той доле доходов, которую они обязаны были отчислять в пользу казны. Кроме того, амаранаяки не содержали положенное количество войска. В счет погашения своей задолженности амаранаяки согласились передать правителю боевых слонов и коней. Кришнадеварайя подчинил отпавших вассальных князей, восстановил единство империи, отвоевал междуречье Кришны и Тунгабхадры (Райчур) у деканских султанов, над которыми одержал ряд блестящих побед, разгромил усилившееся к этому времени государство Ориссу.
Политика Виджаянагара в отношении деканских султанов заключалась в натравливании их друг на друга и недопущении их объединения или чрезмерного усиления кого-либо. И эта политика средствами дипломатии и с помощью военной силы успешно проводилась в жизнь. Но в 1565 г. деканские султаны неожиданно сумели сговориться и выступили в совместный поход против Виджаянагара. Огромные армии противников встретились на р. Кришне (это сражение называют также битвой при Таликоте). Армия Виджаянагара была разгромлена и почти полностью истреблена, столица захвачена без боя, полностью разграблена и разрушена.
Государство Виджаянагар после этой катастрофы существовало еще почти век, но потеряло прежнее политическое значение, и территория его постепенно сузилась до небольшой области. На месте рас
павшейся империи возникло много мелких государств, созданных бывшими князьями и губернаторами.Список литературы
История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1. М.: Издательство Московского университета. 1987.