Надо отметить, что практика приведения к кресту не являлась редкостью, и мы с ней еще столкнемся в дальнейшем. Поэтому не лишним будет попытаться разобраться в сути вопроса. Вызов бояр в Киев, взятие их в заложники, принуждение к клятве – крестоцелованию, говорит о том, что: 1) Подобная клятва играла роль 100% гарантии выполнения каких–либо обязательств. Причем клятва осуществлялась в устном варианте, что говорит о некоторых аспектах морали того времени и влиянии религиозных представлений, в данном случае, на бояр, а не на простых граждан. Возможно, “некоторых” определили в заточение еще и потому, что они отказались выполнить обряд. Хотя для заточения было достаточно их вины в грабеже людей, находившихся под защитой киевского князя. 2) Бояре являлись той частью общества, посредством которой возможно было оказать влияние на все общество. То есть она провоцировала общество и, как минимум, имела в своих руках неофициальную, но при этом близкую к 100% реальную власть, в отличие от князя. Иначе теряется всякий смысл вызова и крестоцелования.
В то же время то, что князю позволялось призывать новгородских бояр к себе, а затем делать с ними то, что он считал необходимым, а они, в свою очередь, являлись к нему, несомненно, отдавая себе отчет в том, что их может ожидать за их дела, говорит либо о неком праве князя на подобные действия (не только в виде закона), либо невозможности бояр отказаться, вследствие ожидаемых последствий. Например, мог последовать разрыв отношений с князем в Киеве и, как результат, затруднения в торговле с Византией, а это был бы удар по экономическому благополучию Новгорода, то есть, не в последнюю очередь, тех же бояр.
В чем же причина вызова бояр в Киев, а точнее, вмешательства киевского князя? Надо полагать, что грабеж Даньслава и Ноздрьчи задел интересы Киева. Но тут возникает новый вопрос – как? Ответ на этот вопрос дал Н. М. Карамзин: “Беспокойные новгородцы, употребляя во зло юность своего князя Всеволода, мятежными поступками заслужили гнев Мономаха”.[37] Другими словами, после ухода Мстислава и затмения, а также смерти посадника Добрыни темп социально-политической жизни Новгорода несколько ускорился, а власть князя ослабела. Исходя из того, что Киев вступился за Даньслава и Ноздрьчу, можно сделать вывод о том, что они были проводниками политики Киева. Совершенно верно охарактеризовали сложившуюся к началу 1118 г. ситуацию словом “смятение“ Н. И. Костомаров и С. М. Соловьев.[38] Любая смена власти часто приводит к нестабильности вначале в умах, а затем и в повседневной жизни. Кроме того, представляется справедливым мнение О. В. Мартышина, считающего боярство “носителем сепаратистских настроений на заре движения за независимость”. Как аналог он приводит случай с покорением Вольного города Иваном III, когда в первую очередь были переселены именно бояре.[39]
Относительно термина “грабеж” также не все однозначно. Кроме известного, судя по всему, это слово в те времена имело и еще одно значение. Еще С. М. Соловьев писал, что грабеж иногда происходил “вследствие судного приговора, и потому трудно решить, виновны ли были Ставр и бояре в насилии или только в несправедливости”.[40] М. Н. Тихомиров также допускает именно такой ход событий: “Само слово «грабеж», возможно, указывает на судебную расправу с Даньславом, совершенную по вечевому постановлению”.[41] Допускает такой ход событий и И. Я. Фроянов.[42] Надо заметить, что на участие в грабеже, и вообще в тех событиях, даже свободного люда (не говоря уже о несвободных) летописец не делает ни малейшего намека. Следовательно, есть основание говорить о том, что: 1) грабеж в данном случае все -таки явился следствием судебного решения; 2) очевидно суд не был вечевым, то есть высшим, иначе, несомненно, на поползновения Киева последовала бы реакция новгородцев. Именно бояре осуществили этот суд, а сотский Ставр взял на себя функции исполнителя. Также велика возможность того, что во главе этого действа стоял посадник Дмитр Завидич, который, как уже говорилось ранее, посадничал 7 месяцев “одину“. Вызов в Киев последовал уже после его смерти, когда вектор политического равновесия изменил свою направленность. С этих позиций вызов новгородских бояр в Киев и последовавшие события выглядят своего рода “чисткой”.
Теперь настало время вернуться к еще одному интересному термину – слову “одину”. Здесь представляется обоснованной и версия Л. В. Янина. Согласно ей, текст летописи следует понимать буквально. То есть посадник Дмитр Завидич действительно управлял Новгородом 7 месяцев один. В свою очередь, это дает еще одно уточнение к пониманию вызова новгородских бояр в Киев. В подтверждение этой версии В. Л. Янин приводит известие летописи под 1197 г., где говорится о том, что “прииде от Чернигова к Новугороду князь Ярополк Ярославиць…; и сидевши ему одину 6 месяць, из Новагорода”.[43] В то время посадник Мирошка находился в заточении у Всеволода Юрьевича, и Ярополк правил 6 месяцев один.[44]
В 1125 г. Мстислав занял стол отца в Киеве. И следом идет весьма симптоматичное сообщение о том, что “въ то же лето бяше буря велика”, были довольно велики убытки в движимом и недвижимом имуществе.[45] Но сообщение, заканчивающее отчет за 1125 г., вызывает, по меньшей мере, удивление: “Въ то же лето посадиша на столе Всеволода новгородци“.[46] Ранее мы уже говорили о том, что Всеволод уже был посажен на этот стол в 1117 г. Однако разница здесь есть. Во втором случае Всеволода посадил уже не князь, а сами новгородцы. К сожалению, сведения летописи крайне скудны. Именно поэтому справедливо замечание О. В. Мартышина, который считает, что “остается лишь гадать, случайна ли эта фраза или после смерти Мономаха новгородцы сочли нужным как бы переутвердить своего князя, заодно подчеркнув решающую роль города в занятии княжеского стола”.[47] Однако это лишь один из возможных взглядов. В свете вышеупомянутого снова необходимо вспомнить о Дмитре Завидиче, посадничавшем 7 месяцев в одиночку, и о вызове бояр в Киев. Трудно сказать, лишили ли Всеволода стола, как считает В. Л. Янин, или нет – слишком лаконичны сведения летописи.[48] По мнению И. Я. Фроянова, “с 1125 г. княжение Всеволода было поставлено на новые основы “.[49]
Кажется закономерным вывод о том, что коль скоро новгородцы посадили Всеволода в 1125 г. на стол, то до того он был его лишен. Однако в летописи столь значительное событие не упомянуто. Если все же придерживаться хода событий, нашедших свое отражение в летописи, то более близким к тексту будет версия о том, что посадил Всеволода на стол все же Мстислав в 1117 г. Тем не менее, новгородским князем он не стал по той простой причине, что не было утверждения кандидатуры со стороны самих новгородцев, которые обыкновенно либо призывали князей себе, либо, если князя им навязывали, по меньшей мере, соглашались со свершившимся фактом. Весьма вероятно, что эта процедура включала в себя “ряд“ – договор, на существование которого указывает И. Я. Фроянов. [50] В свое время С. М. Соловьев говорил о том, что со Всеволода, видимо, взяли клятву не разлучаться с новгородцами, а вторичное утверждение на новгородском столе произошло потому, что получивший стол в Киеве Мстислав мог перевести сына поближе к себе по примеру Владимира.[51] В принципе этот вариант не противоречит версии об утверждении князя новгородцами. В известной мере он даже ее подтверждает, а вот отвергнуть явно не может (достаточно вспомнить 1118 г. и историю с Дмитром и боярами). Версия же И. Я. Фроянова о том, что в 1125 г. новгородцы якобы заменили назначение князя избранием, новгородской летописью никак не подтверждается.[52] В любом случае резких катаклизмов летописец в данном отрезке времени не обнаружил.