Простой народ, по моему мнению, во время княжения Владимира I не мог влиять своим волеизъявлением на политическую власть в государстве, т.к. вече в Х веке исчезло.
Этому находим подтверждение у М.Б. Свердлова, который отмечает: "...в Х веке простое свободное население было лишено права участвовать в политическом управлении государством. Функции племенного веча были заменены высшими прерогативами князя - главы государства и иерархии господствующего класса".[47] Схож во мнениях с М.Б. Свердловым и Б.Д. Греков. Он предполагает, что ни в Х веке, ни в первой половине Х века для развития вечевого строя благоприятных условий в Киеве нет. Власть Киевского князя слишком сильна, город политически еще слишком слаб, чтобы рядом с княжеской властью могло процветать городское вече.[48]
В 1015 году умер Владимир I.[49]
После этого события началась усобица его сыновей: "... в Киеве сел Святополк. Он расправился со своими братьями Борисом и Глебом... Ярослав в 1016 году одолел Святополка... но в 1018 году пришел Болеслав на Ярослава со Святополком и с полянами... и победил Болеслав Ярослава...1019 г. Святополк пришел уже с печенегами, но Ярослав одержал над ним победу".[50] Но мир между князьями был недолгим. "В 1024 году была усобица между Ярославом и Мстиславом из Тмутаракани... но все-таки Мстислав сел в Чернигове и стал Ярослав самовластцем в Русской земле".[51]
"При Ярославе сохраняется старая система, - отмечает В.В. Мавродин, - установленная Святославом и Владимиром, при которой управление русскими городами и землями осуществляется "великим" князем через своих наместников - сыновей".[52]
По мнению М.Б. Свердлова, в XI веке идет процесс консолидации боярства, растет его экономическое могущество, сопровождаемое значительными денежными накоплениями, что вполне закономерно, на мой взгляд. "Общественное влияние бояр, - пишет М.Б. Свердлов, - утверждается также существованием у них дружин, состоявших из воинов и слуг-отроков".[53]
Это говорит мне о том, что боярство начинает "обратный процесс", т.е. обособление от княжеской власти.
"Отношения "великого" князя Киевского с дружинниками оставались в главных чертах прежние" - предположил С.М. Соловьев. Но он добавил только такое событие: "новый набор дружины при Ярославе",[54] т.е. дружина становится полностью славянонизированной.
Однако кардинально меняется отношение князя к церкви. Так митрополит, епископы, по мнению Н.М. Карамзина, избираемые князем и народом, в случае неудовольствия могли ими быть изгнаны. "В отношениях гражданских святитель совершенно зависел, - пишет Н.М. Карамзин, - от суда княжеского",[55] что, по моему мнению, вполне возможно, имело место быть.
В период княжения Ярослава вече ярко не проявляется, но "Повесть временных лет" рассматривает такое событие, которое могло действительно происходить: "...в 1015 году Ярослав собрал вече в Новгороде, на котором новгородцы хотя и были обижены на него за "сечу" своих земляков, но согласились помочь ему против Святополка".[56]
1054 г. в "Повести временных лет" отмечен как год смерти Ярослава I, который еще при жизни дал наставление своим сыновьям: "Поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет вам он вместо меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир, а Вячеславу Смоленск".[57]
Ярослав, по моему мнению, исходя из анализа этого события в "Повести временных лет", установил определенный порядок наследования княжеской власти, разделив ее между своими сыновьями, главная роль в котором была отдана старшему сыну, в данном случае - Изяславу, который выступал в качестве судьи-арбитра в конфликтах своих братьев.
1.3 Исторический обзор "упадка" политической системы Киевской Руси с 1054 года по 30-е годы XII века
В период княжения Ярославичей происходит рост экономического могущества бояр, что способствовало, по мнению М.Б. Свердлова, активным выступлениям бояр против княжеской власти в Новгороде уже в конце XI - начале XII века.[58]
"Княжеских мужей" и дружинников Ярославичи защищают, используя штрафы.
"Старшие члены княжеской дружины, - пишет Г.В. Вернадский, - были защищены двойным штрафом".[59] "Княжих мужей" охраняла особая княжеская защита в виде двойной виры - 80 гривен, а также, отмечает М.Б. Свердлов, наказание всей общины-верви, на территории которой совершенно разбойное убийство "княжьего мужа", если вервь не найдет убийцу. "3 отрока княжеского была назначена вира - 40 гривен" - пишет М.Б. Свердлов, ссылаясь на "Русскую правду".[60]
Большую роль в предотвращении княжеских усобиц и "затормаживании" процесса политической раздробленности сыграли, по мнению Н.М. Карамзина, достойные святители и пастыри церкви, учившие государей стыдиться злодеяний, внушаемых дикими, необузданными страстями, были ходатаями человечества и вступались за утесненных.[61]
Наличие нестабильной княжеской власти, на мой взгляд, способствовало развитие веча.
В.О. Ключевский считает, что по мере упадка авторитета князей вследствие усобиц стало опять подниматься значение главных областных городов, вместе с тем политической силой в этих городах явилось вместо исчезнувшей правительственной знати вся городская масса, собиравшаяся на вече.[62]
Однако, по моему мнению, всю городскую массу было просто не собрать на площади, где обычно проходило вече, и на нем все-таки большая роль была отведена если не правительственной так местной власти.
В 1097 г. "Повесть временных лет" отмечает, что сыновья Ярославичей решили прекратить усобицы и разработать новый порядок владения "Русской землей": "Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу... пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк - Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир - Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав - Святославовой, и те, кому Всеволод раздал города: Давыу - Владимир, Ростиславичам же: Володарю - Перемышль, Васильку - Теребовль".[63]
В Киевской Руси происходит дробление княжеств на отчины, но этот порядок нестабилен, на мой взгляд.
Такого же мнения придерживался С.М. Соловьев, который писал: "Отчиною для князя была та волость, которой владел отец его и владеть которою он имеет право, если на родовой лестнице занимает ту же степень, которую занимал отец его, владея означенною волость, потому что владение волостями условливалось степенью на родовой лестнице, родовыми счетами. Волости находятся в совершенной независимости одна от другой и от Киева, являются отдельными землями и в то же время составляют одно нераздельное целое вследствие того, что князья считают всю землю своей отчиною, нераздельным владением целого рода своего".[64] Наиболее полно излагает свое мнение В.О. Ключевский о "очередном порядке" княжения и следующим за ним "отчинным порядком".
На мой взгляд, его мнение наиболее объективно.
Он пишет: "Очередной порядок княжеского правления привел к двойному политическому раздроблению Руси: 1) к постепенному распадению владетельного княжеского рода на мении, все более удалившиеся одна от другой генеалогически, и 2) к распадению Русской земли на городовые области, все более обособлявшиеся друг от друга политически".[65] Ключевский далее отмечает: "... ни власть великого князя, ни княжеские съезды не сообщали Русской земле характера политической федерации, союзного государства... Русская земля представляла собою не союз князей или областей, а союз областей через князей. Это была федерация не политическая, а генеалогическая".[66]
1113 г. "Повесть временных лет" отмечает как год вступления на Киевский "стол" Владимира Мономаха, посредством выборов на вече г. Киева его.[67]
Г.В. Вернадский считает, что Владимир Мономах, а затем его сын Мстислав были последними из киевских князей, которым удалось поддержать единство Киевской державы, но после них, по мнению историка, государство - Киевская Русь рухнуло.[68]
Таким образом, протогосударство - Киевская Русь прошло в своем развитии три ярко выраженные фазы: 1. "Созидание"; 2. "Расцвет"; 3. "Упадок"; функционирующих в своеобразной политической системе.
2. Институты политического управления Киевской Русью
2.1 Генезис и эволюция княжеской власти на Руси
Согласно имеющимся фактам в политической истории России наличие князя у славян восходит к V-VI вв. н. э. Но в то время князь еще оставался: 1. родичем своих подчиненных; 2. был лицом выборным, которого в любой момент могли лишить полномочий.