К IX веку относится легенда о приглашении частью славян на должность князя варяжского конунга Рюрика.
Оперируя "неславянским происхождением" Рюрика можно предположить, в связи с этим, что его власть была более требовательна и жестока. Однако, Рюрик - это, прежде всего, князь не всей Руси, а только части славян (словен, кривичей), и части финских племен (чудь, меря и весь), т.е. князь межплеменного союза племен.
Последователем Рюрика был Олег. Он, используя военную силу (воинов из варягов, кривичей, словен, веси, чуди, мери), объединил два мощных политических центра - Киев и Новгород. В результате этого события Олег стал "суперкнязем", "князем князей", упорно воплощавшем в жизнь идею о сплочении, где "добром", а где и "силой". Однако, взаимоотношения между Олегом и покоренными племенами заключались лишь в несистематическом сборе дани, и участием ополчения племен в войнах и походах Киевского князя.
Т.е. покоренные племена, в большей степени, были союзниками, нежели подданными в обычном смысле этого слова. Кроме того, подчинение Олегом некоторых племен было непрочным, и его преемнику, Игорю, пришлось снова покорять племена, причем Игорь возложил на них дань "большую", чем Олег.
Сам же Игорь также не был еще государем, а прочие предводители его подданными, что подтверждали военные походы 941 г. и 944 г. на Византию, т.к. князь не имел ни средств, ни возможностей контролировать действия норманнских отрядов на огромном пространстве от Дуная до Закавказья. Для управления территорией "суперсоюза" Игорь отдает земли покоренных восточнославянских племен под управление союзникам-конунгам.
После смерти Игоря (945 г.) во главе "суперсоюза" фактически становится воевода Свенельд, хотя формально вокняжилась Ольга - жена Игоря.
Именно Ольга настойчиво начала вводить некоторые черты оформляющейся политической системы на Руси: 1. упорядочение сбора дани, т.е. установила четкий сбор налогов; 2. возрастание международного престижа Руси; 3. попытка Ольги христианизировать Русь, для сплочения различных по вероисповеданию племен и упрочения своей власти.
Однако, первым "протомонархом" на Руси был Святослав.
Время его княжения очень крепко связывало протогосударство - Киевскую Русь с восточными и западными странами. Он принял непосредственное участие в разрешении крупнейших и сложнейших вопросов тогдашней истории, упрочил классы управителей и классы подчиненных. При нем власть на местах от племенных князей переходит к Киевским наместникам, включавшим в свой состав сыновей Киевского князя.
После смерти в 972 г. Святослава олицетворением монархического начала на Руси выступали го сыновья - Ярополк, Олег, Владимир.
В связи с этим в политическое управление Киевской Русью активно вливаются "княжие мужи", прежде всего, варяги: Свенельд, его сын Лют; которые имеют очень сильное влияние на Киевского князя Ярополка. Чтобы упрочить свои позиции на политической сцене, они стремились ослабить княжескую власть и для этого развязывали междоусобицы между Ярополком и Олегом, Ярополком и Владимиром. Однако, ставка "княжих мужей" из варягов на Ярополка оказывается проигранной. В 980 г., поддерживаемый аристократией-боярством из славян (Блуд), Киевским князем становится Владимир.
Время его княжения на Руси ассоциируется с усилением монархического начала с опорой на княжескую дружину, т.е. административно-исполнительный аппарат, собственных сыновей и иерархов православной церкви: митрополита Киевского, епископов и игуменов. С боярством Владимир связь ослабляет. Для него "дума" с боярами была лишь делом практической необходимости, обычая и удобства, она отнюдь не была обязательной для него, равно как и не налагала на него никаких формальных обязательств. Укрепление своей власти Владимиром осуществлялось в ходе: создания единого пантеона языческих божеств - Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь, что также способствовало более прочной интеграции восточнославянских племен; принятия христианства (православия) в 988 г.; создания линии оборонительных укреплений и строительства городов по рекам Десне, Стугне, Остру, Трубежу, Суле; военных походов: на поляков и вятичей в 981 г., на вятичей в 982 г., на ятвягов в 983 г., на радимичей в 984 г., на волжских болгар в 985 г., на греков в 988 г.
После смерти Владимира I в 1015 г., по всей видимости, опять ведущую роль начинает играть боярство.
Именно боярство способствовало междоусобице сыновей Владимира - князей, Святополка, погубившего своих братьев - Бориса и Глеба, Ярослава и Мстислава.
Но в 1024 г. сами князья Ярослав и Мстислав решили прекратить усобицу, оформив компромисс: Мстислав сел в Чернигове, а Ярослав в Киеве. Этот компромисс породил невиданную до этого форму совместного управления протогосударством - Киевской Русью сразу двух князей, отношения между которыми осуществлялись на основе кровного родства и физического старшинства Ярослава над Мстиславом. Свою власть и взаимоотношения князья, друг с другом, упрочили совместным походом в 1031 г. на поляков. В 1036 г., со смертью Мстислава, распался союз Мстислава и Ярослава.
С 1036 г. Ярослав стал "самовластцем" в Киевской Руси.
При нем Русь достигла наивысшего могущества, активно действуя на международной арене посредством династических браков. Ярослав заботился о христианском просвещении Руси, украшении ее городов и пригородов: в 1037 году заложил Ярослав церкви Святой Софии и Святой Богородицы, монастыри Святого Георгия и Святой Ирины. Заботился Ярослав и о придании государству более совершенного устройства через "Русскую правду" и другие правовые акты.
Власть Ярослава была так сильна, что он даже, независимо от воли константинопольского патриарха, поставил, при поддержке церковного собора русской православной церкви, митрополитом "русского" родом Илариона в 1051 г. Ярослав же закрепил определенный порядок наследования княжеской власти его сыновьями, получивший название "очередного". Суть которого заключалась в том, что Киевский "стол" занимал старший сын князя, второй сын получал Чернигов, третий Переяславль. Другие же сыновья князя приравнивались к племянникам и в случае смерти 3-х своих "дядей" (родных братьев, сидящих в Киеве, Чернигове и Переяславле) начинали ступать по лестнице управления этими городами по физическому старшинству. "Дяди" же после смерти кого-либо из них также перераспределяли княжеские "столы".
После смерти в 1054 году Ярослава монархическое начало вновь ослабевает, в результате междоусобиц княжеская власть теряет свой авторитет.
"Триумвират" князей Ярославичей (Изяслава, Святослава и Всеволода) пришедший к власти в Киевской Руси просуществовал недолго, братья уже в 1073 г., преступив отцовское завещание, начали усобицу.
В 1097 н. был создан съезд князей в г. Любиче, который оформил "отчинный" порядок наследования княжеской власти. Собиравшиеся в Киевской Руси княжеские советы: в 1100 г. в Уветичах, в 1101 г. на Золотче, в 1103 г. в Долобске; хотя и происходили, но не способствовали объединению всех отчин под рукой Киева.
Попытку к интеграции земель и стабилизации политической обстановки в Киевской Руси сделал Владимир Мономах. Он пришел к власти в 1113 г. при поддержке боярства г. Киева и купеческо-ремесленной верхушки, с которыми ему приходилось считаться и даже воплощать их желания - принятие закона о корректировке дачи ссуды и росте процентов по ней.
Дело Владимира Мономаха продолжил сын Мстислав, но после завершения его княжения в 1132 г. на Руси произошло окончательное раздробление территории протогосударства на самостоятельные княжества.
2.2 Генезис и эволюция дружины на Руси
Древнейшее значение термина "дружина" - это домочадцы, челядь, затем вообще община, объединение, товарищество.
Зарождение дружины относится к V веку нашей эры. Ибо с этого времени у восточных славян происходит выделение знати из массы свободного населения. На ранней стадии своего развития дружина выступала в качестве домочадцев, челяди у знатных людей.
С конца V по начало VI века, в связи с внешней угрозой и внутренними распрями, знать, для своей защиты и обогащения, начинает формировать из своей челяди вооруженные отряды, т.е. дружинники приобретают статус военных слуг, что возвеличивает их над простыми смердами, но они все остаются полностью зависимыми от своего хозяина.
Рассвет дружин приходит на время VI-IX веков, время военной демократии, когда происходит структурирование членов дружины на определенные звания, по степени их военного мастерства. В связи с этим возникает два звена в дружине: 1. старшая дружина; 2. младшая дружина.
С появлением протогосударства в конце Х века формируются четкие функции каждой из звеньев дружины.
В состав старшей дружины входили бояре и "княжьи мужи".
В Киевской Руси "вторыми" лицами, после князей, были бояре, с которыми князья делили труды управления государством. Истоками боярства была восточнославянская племенная знать: "легендарный" князь Вадим, выступивший против Рюрика; Гостомысл, проявивший инициативу для приглашения" варягов-конунгов - Рюрика, Синеуса и Трувора; дреговичский Тур, возглавивший выступление дреговичей против Киева.
Для общения князей с боярами существовал "боярский совет". Он был лишь делом практической необходимости, обычая и удобства, он отнюдь не был обязательным. Не существовало и обязательного состава "боярского совета" и какой-либо формальной его компетенции. Однако, в функционировании "боярского совета" можно различить внутренний круг и более широкое собрание. В деятельности внутреннего круга принимали участие только наиболее приближенные бояре к князю. Этот внутренний совет включал в себя от 3 до 5 бояр. Широкое собрание собирало большее число членов (как бояр, так и профессиональных воевод из "княжьих мужей" (тысяцких)).