К концу Х века боярство было заинтересовано в консолидации около князя для укрепления своего материального благосостояния и социально-политического влияния, которые были подорваны междоусобными войнами князей Святославичей - Владимира и Ярополка. Общественное влияние бояр утверждается также существованием у них дружин, состоявших из воинов и слуг-отроков.
К середине XI века растет экономическое могущество бояр, сопровождаемое значительными денежными накоплениями. По мере усиления процесса политической раздробленности служба при киевском князе уже не обещала больших прибылей, а отсюда начинается процесс "оседания" боярства на землю. Владения бояр основываются на вотчинном праве, т.е. на праве полной наследственной собственности. У боярина не было обязанности служить князю, а к концу XI века эта тенденция еще более усиливается.
Боярин может в любое время оставить одного князя и перейти к другому. Даже если боярину даровали земли, то земельный надел становился его личной собственностью и не влек за собой каких-либо обязательств его перед князем-дарителем. Боярство было заинтересовано в дальнейшем процессе политической раздробленности Киевской Руси, оно вмешивалось в межкняжеские отношения, ссоря князей и даже физически уничтожая их: "... 1085 г. Ярополк же хотел идти на Всеволода, послушав злых советников... 1086 г. был Ярополк пронзен... Нерадцем... наученным... злыми людьми... 1096 г. Олег не захотел идти к братьям своим Святополку и Владимиру мириться, послушав злых советников". [31, с. 149, 164, 165] К середине XII века каждая область Киевской державы превращается в гнездо боярских вотчин. Судьба Киева перестает интересовать новгородское, черниговское, галицкое и прочее боярство.
Таким образом, именно наличие большого количества вотчин превращало боярство в господствующий класс крупных феодалов-сеньоров, в вассальной зависимости от которых очутились их военные слуги - "послужильцы", заменившие собою прежних воинов-дружинников.
Следующим разрядом людей на княжеской службе, после бояр, были "княжьи мужи".
Происхождение "княжьих мужей" в социальном плане, весьма разнообразно - это выходцы из купечества, ремесленников, смердов, рабов, которые могли своими "советами" и "поступками" получить звание "княжьего мужа" от великого князя. На непродолжительное время или тогда, когда у князя не было своих сыновей или их не доставало для отправки по всем крупным городам, "княжьи мужи" управляли городами и волостями. Именно "княжьи мужи" водили в военный поход городское ополчение - "воев" из поручаемых им великим князем Киевским городов, т.е. были "тысяцкими". Выполняли "княжьи мужи" и другие поручения князей: распределял посадников по территориям княжества: "1116 г. князь Владимир послал Ивана Войтишича, и тот посажал посадников по Дунаю" [31, с. 222]; внешняя разведка: "бояре и старцы посоветовали в 987 г. князю Владимиру отправить мужей разузнать о верах" [31, с. 79]; участие в замирении князей между собой: "Владимир, Давыд и Олег послали к Святополку своих мужей за объяснениями" [31, с. 192].
"Княжьи мужи" в период княжения Всеволода Ярославича на киевском "столе" имели большое влияние, и с ними князь советовался: "... любил Всеволод образ мыслей их, устраивая совет с ними" [31, с. 156]. К 30-м годам XII века именно "княжьи мужи" способствовали смещению на "второй план" потомственного боярства, становились одной из привилегированной, после князей, социальной группой, которая была политически (удержание своего влияния) и экономически (получение доходов за службу) заинтересована в укреплении княжеской власти единстве киевской Руси.
Младшая дружина - это звено дружины, включающая в свой состав рядовых воинов (основных кадров дружины).
Это звено дружины, в социальном плане, состояло из выходцев различных слоев. Некоторые ее члены находились в ней в связи с рождением от "княжьих мужей", другие были выходцами из купечества, ремесленников, крестьян-смердов, выделенные князем за какие-либо военные подвиги, или за оказание каких-либо услуг князю, а некоторые могли быть даже рабами князя.
Младшая дружина к концу Х века приобрела четко выраженную иерархию.
Самое низшее место в ней занимают "детские". Они являлись пажами князя и младшими служилыми людьми в доме. На ступень выше "детских" стоят "отроки". "Отроки" - это уже дружинники, побывавшие в сражениях, умеющие превосходно владеть каким-либо оружием, и выполняющие функции телохранителей князя и полицейских. В XI веке за убийство "отрока" платилась вира в 40 гривен и они были свободными людьми, составляющими численно большую социальную группу. На самой высокой ступени стоят "гридни - это профессиональные воины и непосредственные исполнители княжеских распоряжений. "Гридни" имели право на владение собственными домами и слугами-холопами, захваченными в ходе военных походов.
По мере развития протогосударства - Киевской Руси происходит еще более четкое должностное дробление "молодших" дружинников для управления в "отчинах" князя.
Главой в "отчине" являлся "огнищанин" - управляющий княжеским дворцом. Под его руководством осуществляли свою деятельность: "ключники" - экономы; "конюшенные" - заведующие конюшнями князя; "тиуны" - управляющие в княжеских отчинах - городках-замках, собиравшие там дани и оброки с окрестного населения; "старосты" - возглавлявшие (главы) "верви" смердов и руководившие ими как в делах хозяйственных, так и в делах военных, т.е. командиры ополченцев-смердов от одной "верви' (общины). Налоговыми инспекторами и судебными приставами были "мытники" - собиравшие торговые и подорожные пошлины, и "вирники" - следившие за исправностью платежей в казну князя с судебных операций.
Выполняли также "молодшие" дружинники и такие обязанности: 1. участие в военных походах князей и междоусобных войнах; 2. участие в убийствах князей (1086 г. князя Ярополка пронзил Нерадец [31, с. 149]; 3. участие в пытках князей (люди Святополка и Давыда: Сновид Изечевич, конюх Святополков, и Дмитр, конюх Давыдов и торчин, по имени Берендий, овчарь Святополков и двое других ослепили Василька [31, с. 190, 191].
Таким образом, дружина являлась неотъемлемым элементом политической системы Киевской Руси, выступающая в качестве административно-исполнительного аппарата в "протогосударстве".
2.3 Генезис и эволюция православной церкви на Руси
Важнейшей составной частью политической системы Киевской Руси была православная церковь.
Православная церковь начала осуществлять свою детальность после крещения Руси в 988 г.: “приказал рубить церкви Владимир и ставить их… как в Киеве, так и по другим городам и селам, и определять в них попов”. [31, с. 87] С 1037 г. православная церковь была организована как митрополия Константинопольского патриарха.
Главой православной церкви в Киевской Руси был митрополит Киевский. Как правило, он был греком, которого назначал Константинопольский патриарх. Исключение составил “русский”, по происхождению, митрополит Илларион, поставленный, при поддержке князя Ярослава I, на церковном Соборе без утверждения со стороны Константинопольского патриарха в 1051 году. В наиболее важные области протогосударства митрополитом поставлялись епископы. Фактически же Киевский князь, а позднее и князь каждой из земель, где располагалась резиденция епископа, оказывал значительное влияние на назначение епископа. Деятельность церкви регламентировалась “Кормчей книгой” (перевод греческого “Номоканона” с добавлением некоторых законодательных актов византийских императоров), “уставами” “русских” князей, где определялись ее права, привилегии, доходы и юрисдикция. Церковь на Руси с момента своей организации начинает владеть недвижимым имуществом: “Владимир после крещения Руси пригласил из Греции митрополита. Митрополит поставлялся для Киева, … но первому митрополиту был дан город Переяславль на Днепре, Владимир дал митрополиту этот город, чтобы сделать его своего рода князем”. (Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 1949. – С. 139, 140). Для получения доходов церковь имела право на установленный церковный налог – десятину: “996 г. Владимир дал церкви … десятую часть богатств своих и своих городов”. [31, с. 92]
“Русское” духовенство может быть разделено на две группы: “черное духовенство” (монахи) и “белое духовенство” (священники и дьяконы). Существовали на Руси люди, которые либо служили церкви тем или иным образом, либо нуждались в ее поддержке.
Первая категория среди этих “церковных людей” охватывает тех, кто каким-либо образом участвует в церковном богослужении, но не принадлежит к духовенству: таковы церковные певцы, человек, ответственный за тушение свечей после службы (свечегас), женщина, выпекающая просвиры (просвиница). Вторая категория “церковных людей” состоит из тех, кто связан с благотворительными институтами, поддерживаемыми церковью, подобных врачу (лечец) и его помощникам. Третья категория состоит из калек, юродивых, убогих, нуждающихся в поддержке церкви. Четвертая категория – изгои.
В отношении всех христиан церковь на основе уставов Владимира I и Ярослава I имела право суда по следующим делам: 1. дела только греховные, без элемента преступности, судились исключительно церковной властью, разбирались святительским, т.е. епископским судом без участия судьи княжеского, по церковным законам (волхование, чародеяние); 2. дела греховно-преступные, в которых греховный элемент нарушение церковного правила, соединяется с насилием, с физическим или нравственным вредом для другого, либо с нарушением общественного порядка, - такие дела как нарушающие и государственный закон разбирались княжеским судьей с участием судьи церковного (дела об умычке (краже) девиц, об оскорблении женской чести словом или делом); 3. дела “духовные”, сословные, касающиеся лиц духовного ведомства, были обыкновенные противозаконные деяния, совершенные церковными людьми, как духовными, так и мирянами. Судили за тяжкие преступления, совершенные церковными людьми церковный судья с участием княжеского, с которым и делился денежными пенями.