Смекни!
smekni.com

Эволюция политической системы Киевской Руси (стр. 8 из 10)

Православная церковь своей деятельностью способствовала распространению византийского права на Руси, т.к. была заинтересована в защите собственных прав на дарованные ей земли. Она внесла некоторые феодальные элементы в “русскую” социальную организацию, возражая против открытого рабства и поддерживая новую социальную группу – изгоев, чье положение имело некоторое сходство с крепостными.

Велика была роль церкви и в собственно политических делах.

Митрополит и епископы участвовали в нормотворчестве, в дипломатических миссиях по вопросам заключения мирных договоров с иностранными государствами и династических браков. Митрополит и епископы выступали в качестве “миротворческой силы” как во взаимоотношениях князей и населения Киевской Руси, так и способствовали установлению мира в межкняжеских раздорах. Участвовали митрополит и епископы и в приглашениях князей на Киевский “стол”: “Владимир сел в Киеве… Встречали же его митрополит Нифонт с епископами и со всеми киевлянами с честью великой”. [31, с. 217]

Подводя итог деятельности православной церкви, можно предположить, что церковь внесла в политическую систему Киевской Руси яркие черты: интеграция земель в единое протогосударство; церковное просвещение; отмена рабства; вертикальная структура общества; защита социальной группы – изгойства, которое стало предшественницей крепостных; расширение и защита церковного землевладения.

2.4 Генезис и эволюция веча на Руси

Термин “вече” происходит от корня “ве”, откуда – “вещать”.

Вече – это народное собрание для обсуждения и решения важных общих дел.

Выделяют следующие периода возникновения и развития веча.

Первый период – VI-IX века, характеризуется тем, что здесь живут “племенные сходки”; второй – IX-Х века – “переход” от племенного собрания к городскому, когда для решения общих дел сходятся в старший город лучшие люди всей земли и обсуждают земские вопросы в присутствии граждан этого города; третий период – XI-XII века – есть период полного выделения этой формы власти в самостоятельную и полного развития ее прав. Он совпадает со временем окончательного установления власти старших городов.

Исходя из периодизации веча можно выделить ступени “зарождения” протогосударственной политической системы. Эти ступени следующие: 1. управление племенем через совет вождей, избранных родами; 2. координирование между советом вождей и высшим военачальником; 3. управление советом вождей, народным собранием и высшим военачальником. Третья ступень говорит о том, что наличие такого управления отображает сущность “суперсоюза” племен, который оформился и развивается. “Суперкнязь” в среде подчиненных ему людей, преимущественно, держался за счет военной силы. Однако вечевая жизнь не была совершенно подавлена военной силой. Вече продолжало ведать дела касающиеся племен или отдельных городов, ибо “суперкнязь” опирался на решение вечевых собраний для укрепления своей власти и своих интересов в древнерусском обществе.

Однако, с усилением роли “суперкнязя” (Ольга) и возникновением протогосударства во главе с великим князем (Святослав) вече теряет свое значение, а если где оно и сохранилось, то это в тех городах, которые остались без княжеского наместника или оказались в трудной ситуации (Новгородцы в 970 г., с согласия Святослава, пригласили княжить Владимира Святославича в Новгород. [31, с. 51]). В период княжения Ярополка Святославича в Киеве (973-980 гг.) вече ярко не проявляется. При его брате Владимире I (980-1015 гг.) вече собралось единственный раз в 997 г. в городе Киеве, чтобы решить вопрос о выходе из осады печенегов. [30, с. 94] Сын Владимира I, Ярослав I (1019-1054 гг.) в 1015 г. созвал вече в Новгороде по вопросу об оказании ему помощи со стороны новгородцев для свержения с Киевского стола Святополка. [31, с. 157]

Следовательно, вече в конце Х – середине XI века существует, но отодвигается на второй план по своей значимости. Самым же главным в этот период является то, что вече в городах не может функционировать, т.к. власть княжеская слишком сильна, а город, политически, еще слишком слаб, чтобы заявить о себе.

По мере упадка авторитета князей вследствие усобиц (вторая полвина XI века) стала подниматься значимость населения города Киева, но не всего, а только небольшой его части – это некоторые бояре, “княжьи мужи”, дружинники, богатые купцы, отстаивающие свои интересы на вече. Но, на нем вполне могла присутствовать часть простонародья города Киева, и только та часть, которая поддерживала инициаторов (так было на вечах в 1068 г. и 1069 г.).

Первое было созвано в трудное для Руси время, когда объединенные силы трех Ярославичей потерпели поражение от половцев под Переяславлем (1068 г.). Второе было летом 1069 г. по поводу раздела княжеской власти: “после 7,5-месячного княжения в Киеве Всеслава, возвращается на Русь (с польским войском) Изяслав”. [31, с. 124-126]

Таким образом, вечевая деятельность 1068 г. и 1069 г. свидетельствует о серьезных противоречиях в знатных и богатых кругах Киева. Для их разрешения более сильной и ловкой боярской группировкой были привлечены представителе торгово-ремесленного сословия, которые воспользовались благоприятной ситуацией для себя, чтобы свести счеты с княжеской администрацией.

Право голосовать на вече имели только мужчины – главы семей. Это не значит, что холостяки принципиально исключались, но голоса неженатых сыновей, живущих в отцовском доме, не подсчитывались. Холостяк, живущий сам по себе, являлся членом собрания. Обычай требовал, чтобы решение было единогласным. Небольшое меньшинство должно было подчиняться большинству. Когда не было четкого большинства, две разошедшиеся во взглядах партии спорили часами и часто развязывались драки. В таких случаях либо не приходили ни к какому решению, либо, наконец, одна сторона брала верх, и меньшинству приходилось неохотно принимать неизбежное. Обычно на собрании председательствовал городской глава, но иногда возглавлять собрание просили митрополита или местного епископа, по-видимому, в тех случаях, когда влиятельная группа горожан находилась в оппозиции голове. Князь мог присутствовать на собраниях, которые происходили на главной рыночной площади города.

В конце XI – 30-х годах XII века вече уже не представляется исключительно силой только города Киева. Тут уже в каждом крупном центре земель: Чернигове, Новгороде, Переяславле, Смоленске, Владимире; существовало несколько боярских группировок, претендовавших на руководящее положение и оспаривавших, обычно на вече, это право друг у друга, стремящихся посадить на княжеский “стол” своего ставленника, что, по всей видимости. Произошло в 1113 г., когда при поддержке знатной и богатой части “киевлян”, а может быть это переяславские бояре или черниговские, которые подкупили киевлян начать погромы не угодных им людей – тысяцкого Путяты, сотских, евреев – богатых купцов, для вокняжения Владимира Мономаха на Киевском “столе”, ибо последние не хотели этого.

Компетенция веча не была четкой. В одних случаях на нем решались вопросы об обороне города, в других вопросы о престолонаследии: поддерживать или выступать против кандидата на княжеский ‘стол”, с точки зрения интересов городской верхушки. Реже оно действовало как верховный суд. В городах, где управление не было во власти князя, вече избирало “голову” и других представителей городского управления, а также глав пригородов.

Таким образом, можно отметить, что вече существовало постоянно на Руси выдвигаясь то на первый, то на второй планы. При сильном князе этот орган был послушным придатком верховной власти, при слабом зависимость могла быть обратной. Но именно деятельность веча закладывала прочный фундамент под развитие местного самоуправления как в городах, так и в пригородах, которое лишь отчасти, но выражало интересы той, или иной территории Киевской Руси.


Заключение

Эволюция политической системы Киевской Руси с первой половины IX по 30-е годы XII века происходила в период существования византийско-славянской цивилизации, впитавшей в себя политические элементы скандинавской (варяги), восточной (кочевые племена: хазары, печенеги, половцы) общностей и Византийской империи.

Первая общность, в политическом отношении, отделила на непреодолимую грань интересы князей от интересов населения Руси. Именно она закрепила административно-исполнительный аппарат в Киевской Руси.

Вторая же способствовала зарождению деспотической, самовластной, могущественной власти князя Киевского.

С Византии на Русь, в связи с принятием христианства (православия), пришли зачатки монархической идеологии: всякая власть от Бога; безропотное повиновение людей верховному правителю; единый культ Бога, исповедуют который все подданные государства; передача богатств людей своему верховному правителю.

Именно византийско-славянская цивилизация, по моему мнению, оформила возникновение единого восточнославянского протогосударства – Киевской Руси, звеньями интеграции должны были выступать единоличная княжеская власть и христианская (православная) религия.

Но воплотить этот идеал на длительное время в Киевской Руси не удалось.

В первой половине IX века существовали такие формы власти – власть старейшины рода, вождя ледени, вождя союза племен. Но уже наличие публичной власти говорит о том, что данная общность людей, в частности славян, встала на путь построения протогосударственной политической системы. В результате этого укрепляется разделение занятий людей: один становятся воинами, другие ремесленниками, третьи крестьянами (смердами); и славянам приходится переходить к иной форме объединения – от племен к союзам племен.