Смекни!
smekni.com

Государственный строй эпохи Петра I сословная реформа (стр. 4 из 11)

Но как же с правом дворянства владеть землями и крестьянами, как будто принятый в интересах шляхетства указ 1714 г. о майорате, т.е. единонаследии? Анисимов замечает, что право земле и душе владения при Петре – не исключительная привилегия дворян /как позднее/; крепостными могли в первой четверти CUIII века владеть также и купцы. Что же касается управления в правах вотчины и поместья и запрещения дробить их между сыновьями, то здесь царя интересовала, прежде всего, не участь сословия, а интересы государства. Во-первых, с поделенных владений могли бы упасть государственные доходы; во-вторых, как говорилось в указе, при передаче имения единственному наследнику «прочие не будут праздны, ибо принуждены будут искать хлебы службой, учением, торгами и прочим, И то все, что оные сделают вновь для своего пропитания, государственная польза есть».

Петр, защищал, государственные интересы последовательно жертвовал сословными интересами отдельных групп населения, не исключая и те, что принято называть привилегированными.

2.2. Петр 1 и духовенство

Наиболее сложным образом складывались отношения Петра с духовенством. Рассматривая их необходимо, прежде всего, обратиться к существу русской православной традиции.

Первоначально организация русской церкви начала формироваться вскоре после крещения Руси. Сначала это была митрополия константинопольская патриарха.

В Древнерусском государстве церковь занимала неоднозначное место. «Ряд церковных историков, - пишет Ю,Ф,Козлов, например, - характеризуя сущность христианства, показывая развитие православной церкви, отмечают, что…сословные отношения на Руси ничуть не изменились»,[20] имея при этом в виду, что они не изменились с языческих времен. Рабство как существовало при древней религии, так и осталось при новой; церковь, якобы не оказывала никакого идеологического влияния на общественный порядок, наоборот, служила примером эксплуатации людей.

С такими умозаключениями, конечно, согласиться нельзя. Разве красота и прелесть исполнения христианских культов и обрядов, элементы богослужения не подняли христианина на ступень выше язычника? Разве распространение христианства и становление русской церкви не оказали влияния на развитие духовной культуры на Руси, и особенно грамотности? Русь получила возможность читать и писать, расширять свой кругозор главным образом с помощью появившихся в арсенале христианской церкви возможностей.

Безусловно, в социально-экономическом отношении церковь являлась феодальным собственником. Причем она отличалась от светских феодалов /князей и бояр/ не отчуждаемостью этой собственности и принадлежностью ее целому обществу, т.е. церковной организации, а не какому-то лицу или роду.

С 1589 года самую высшую ступень в церковной иерархии стал занимать патриарх, который являлся главой церкви и вместе с тем епархиальным архиереем.

Главным содержанием деятельности всех служителей культа является утверждение православия в России и его использование на всей территории. Церковь распространяла свое влияние не только в сфере прямого исполнения религиозных обязанностей, но и в других направлениях: книгопечатание, иконописание, образование, культура, духовные встречи и чтения, проявление гуманности и милосердия, попечение инвалидов и больниц, детских домов и т.д. Особое внимание обращалось на содержание и характер образования. Основными учебниками учителей из духовенства были Псалтырь и Часослов, – богослужебные книги с текстами молитв.

С тем, чтобы уменьшить воздействие на православных верующих, в России были запрещены ввоз и распространение иностранной печатной литературы, за исключением греческой. Связи русского населения с иностранцами неправославной веры были ограничены, запрещали посещать кирхи лютеран и кальвинистов, а всем иноземцам – церкви.

Следует заметить, что дворянство весьма ревниво наблюдало за всем церковным хозяйством и принимало меры против его роста.

Одним из наиболее рьяных приверженцев православной веры был отец царя Михаила Федоровича, ставший в 1619 году патриархом Московским и все я Руси – Филарет. Закаленный Смутой и воспитавший народ в ненависти к иноверцам, преследовавший любое инакомыслие и проявлявший жестокость, в сущности, ничего положительного и значительного русской православной церкви не дал. Уже тогда наметился процесс разрушения церковных уставов, что закономерно вело к полному расколу в патриаршестве.

Русское духовенство традиционно не относилось к бедным сословиям. Имея колоссальные доходы, духовенство тратило их большей частью на содержание дворцов, убранство церквей и монастырей, пускалось в хозяйственный оборот.

Роковую роль в русском православии сыграл патриарх Никон, способствующий расколу русской церкви. Об этом церковном деятеле следует сказать особо.

Историки признают Никона / в миру Никита/ одним из самых могучих деятелей CUI века.[21]

Будучи Новгородским митрополитом, Никон бдительно следил, чтобы богослужение совершалось с большой точностью, правильностью и торжественностью, А в то время, надо, сказать, несмотря, на набожность наших предков, богослужение велось в высшей степени не благолепно, потому что для скорости разом читали и пели разное. Для благочиния Никон уничтожил «многогласие» и заимствовал киевское пение вместо так называемого «раздельноречного», очень неблагозвучного.

В 1651 году, приехав в Москву, Никон посоветовал царю перенести мощи митрополита Филарета из Соловецкого монастыря в столицу и этим загладить грехи Ивана Грозного перед святителем. Никона самого отправили в Соловки за мощами.

За время отъезда Никона скончался патриарх московский Иосиф. На патриарший престол избрали Никона; он отвечал отказом на свое избрание. Царь и его окружение стали уговаривать Никона принять высокий духовный сан, на что тот отвечал, что сделает это при условии, если царь, бояре и все православные дадут торжественный обет перед Богом строго следовать христианской традиции.

Вступив на патриарший престол, Никон стал активно распространять и утверждать во всех российских церквах благозвучное пение, а также пение по нотам. Для этой цели он даже вызывал в Москву из Греции знатоков по этому вопросу.

В,Ф,Иванов пишет, что проводом к расколу русской церкви послужило рабское преклонение Никона перед греками и забвение истории своей церкви. Он рабски следовал византийским образцам.[22]

При Никоне в Москве появляются греческие амвоны, греческие архиерейские посохи, греческие клобуки и мантии, греческие живописцы и т.п. Никон приказывал отбирать иконы нового письма, что многих православных приводило в недоумение. В то же время подражание грекам было, мягко говоря, не совсем оправданным. Большинство греческих книг печаталось в «латинских землях», понятно, что в них порой присутствовали мысли, отличные от русской православной традиции.

Полным ходом продолжался процесс исправления книг. Одновременно с этим принимались, решения и об исправлении обрядов, для чего созывались соборы, и на соборе 1656 г. впервые занялись вопросом о двоеперсии. Между тем в народе проявлялся ропот на новшества: новых книг местами не хотели принимать, считая их испорченными.

Таким образом, к середине CUII века духовенство оказалось в глубоком кризисе. Постепенно оно лишается своих привилегий. В 60-х годах CUII столетия происходит окончательный раскол русской церкви. Никон был низложен, многих священников лишили церковной службы. Русская церковь разделилась на два враждебных друг другу лагеря. Борьба со старообрядчеством принимает широкие масштабы и охватывает разнообразные слои и группы населения. Преследование старообрядцев продолжалось долгие годы. Православие стали насаждать насильственно даже среди нерусского населения.

Все эти события предопределили упразднение патриаршества, а также церковную реформу Петра 1.

С именем Петра Великого связана одна из наиболее радикальных церковных реформ. В его душе отсутствовал дух благочестия, а потому он мало дорожил формами православной веры. Не вероисповедание как таковое, не блеск церковных богослужений не занимали царя. Он вспоминал о Боге лишь от случая к случаю.

Первые церковные распоряжения Петра проводились совершенно без всякой попытки теоретического оправдания и без всякого заранее обдуманного плана. Напротив, они носили как будто чисто практический характер, даже отчасти полицейский. Заранее обдуманно было только упразднение патриаршества. Петр на собственном опыте убедился, что патриаршество является головой церковно-феодальной реакции, крайне враждебной его меркантилистским новшествам, поэтому одной из первых его мер было ограничение патриаршей власти. Одним ударом он уничтожил судебную юрисдикцию патриарха, на которую не осмелилось посягнуть в 1649 г. правительство царя Алексея, распределив все судебные дела, подведомственные ранее патриарху, по различным приказам. В ведении Патриаршего приказа остались только духовные дела, о расколах, ересях и т.п. Патриаршество лишалось прежнего влияния, значительной части доходов и огромной области своего былого ведения.

При Петре государство стало постоянно вмешиваться во все церковные дела, и в первую очередь в управление несметными богатствами церкви. Царь во всем стремился навести «железный порядок», а в церковных делах в особенности. В церковных доходах он видел большую государственную прибыль. При нем Церковь уже не была независимым социальным институтом, духовный владыка уже не приравнивался к государю. Церковь было решено ввести в общий порядок государственной жизни, подчинить ее общей системе государственного правления, как одну из ветвей, и духовное управление превратить и поставить наряду со всеми коллегиями.