Смекни!
smekni.com

Государственный строй эпохи Петра I сословная реформа (стр. 9 из 11)

Таким образом, после первой ревизии крепостные крестьяне и холопы оказались в одном разряде. С этих пор холопство на Руси исчезает.

В 1722 году нашло свой предел и существование вольных и гулящих людей. Деятельному, всегда занятому работой царю, этот разряд населения всегда сильно досаждал. Еще в начале своего царствования он высказывался за то, что искоренить воров и бездельников. Вольные или гулящие люди действительно представляли из себя изрядный сброд, изменчивый по своему составу, бездельный и беспокойный. Вольным или гулящим человеком считал себя вольноотпущенный крестьянин и холоп, холоп кабальный, вышедший на свободу после смерти господина, а также люди других сословий, которых судьба или несчастье исключали из привычной социальной среды. Всем гулящим людям предписывалось или зачислиться на военную службу, или отыскать себе господ, которые бы согласились принять их к себе «во двор». Чиновникам было приказано следить, чтобы без дела никто «не мотался». Те же вольные люди, которые не годились к военной службе и не находили себе господ ссылались на галеры.

Первая ревизия, как известно, принесла с собой подушную подать, которая взималась «с души». Для казны это было выгодно. Так как за платежной дисциплиной по-прежнему следили владельцы земли, то помещичья власть над личностью крестьянина еще больше усилилась. В результате слияния крестьян с холопами, то первые стали практически полной собственностью господ. Это новое состояние сельского работника получает с того времени название «крепостной», или «ревизская душа».

Вообще крестьяне с тех времен стали разделяться на три основных разряда: помещичьих, монастырских и государственных. Они были записаны в специальных книгах и облагались одним налогом.

С учетом перечисленных факторов именно с начала CUIII века помещичья власть отличается особой полнотой и тягостью.

От таких тягостей крестьяне не только восставали, но и искали заступничество у государя. Законодательство Петра предпринимало некоторые попытки облегчить жизнь крепостных; так было дозволено, дворовым людям поступать, в солдаты без согласия господина; крестьянам, которые вели торговлю в крупных размерах, разрешено было предписываться к городам даже вопреки желанию помещика, и помещик при этом не мог брать с них оброка больше, чем с остальных; если помещик разорял крестьян, то было предписано у таких помещиков имения, отбирать и отдавать близким родственникам; уничтожено было право помещиков назначать вместо себя крепостных для управления имением.

Эти незначительные меры по защите крестьян от произвола помещиков, конечно, не разрешали проблемы полностью. В первые, же годы CUIII столетия крестьяне массами покидали своих владельцев. Кроме того, они пытались укрыться от государственных поборов и рекрутских наборов. В результате чего бродяжничество и приняло столь невиданный размах среди низшего сословия.

В конце царствования Петра Великого в деревне окончательно выработался тип помещика-самовластца, характерный для русского общества CUIII века. Нередко в течение целого ряда лет помещик в своем имении упорно не выполнял требования правительства, господствуя, с полным произволом над своими крепостными и открыто, восставая при помощи этого господства против общественной власти. Правительство фактически было бессильно помешать этому и положить конец барскому самоуправству. На больших дорогах, пишут современники, попадалось очень часто целые шайки разбойников, грабивших проезжающих под предводительством своих помещиков. К концу царствования Петра все элементы крепостной неволи были налицо.

Восставало против своего рабского положения не только крестьянство, выражали свое недовольство и работные люди, например на Воронежских верфях, где сооружались корабли для Азовской флотилии, на Олонецких заводах в Карелии. В 1720 г. против рабских условий труда поднялись работные люди московских Суконного и Хамовного дворов, липецких и кузьминских заводов. Массами бежали рабочие с уральских заводов.

Тяжелые налоги и повинности, притеснения и жестокость царских чиновников вызвали сильнейшее восстание в Башкирии /1705-1711 гг./. В Башкирию ввели правительственные войска, и движение было подавлено.

Подобные же тяготы населения и злоупотребления администрации вызвали восстание на Камчатке.

Самое мощное народное движение петровской эпохи – третья Крестьянская война. Она продолжалась с 1707 по 1710 гг., охватив большую территорию: Область Войска Донского, русское при донье, часть Поволжья, отчасти Запорожскую сечь на Днепре. Это широкое народное восстание доставило Петру много хлопот и неприятностей.

Третья Крестьянская война потерпела поражение по той же причине, что и другие народные движения: из-за нее в целом стихийного характера, разнородности социальных сил, отсутствия крепкого единства среди них, в том числе в среде донского казачества. Повстанцам противостояли значительно более мощные и организованные силы. Несмотря на то, что государство, его администрация, армия были заняты Северной войной, Петр и правительство мобилизовали полки, которые, в конце концов, расправились с восставшими. Меры и намерения властей в отношении Дона накануне и в ходе Крестьянской войны ясно показали, что они продолжают наступление на его былые вольности и привилегии. Пресекалось массовое бегство подневольного люда из центральных районов страны.

И на земле, ив промышленности труд был крепостным. Даже по переписи 1744-1745 гг. вольнонаемные рабочие составляли всего 1,7% от общего числа. Этому способствовал указ 1721 г., разрешавший мануфактуристам покупать к заводам крепостных крестьян. Указ узаконил крепостной, подневольный труд в промышленности и останавливал, начавшийся было, процесс оформления русской буржуазии. Для заводчика, получившего крестьян, появлялся соблазн повысить свой социальный статус, стать дворянином. Через одно-два поколения вчерашние предприниматели и в самом деле превращались в дворян и помещиков /как, например, бароны Строгановы и Демидовы/.[37]

В петровскую эпоху крепостной строй железным обручем сковал верх и низ русского общества. Агрессивная внешняя политика Петра 1 в связи с глубоким финансовым кризисом явилась основным условием закрепощения практически всех сословных групп на служение государственным интересам, и особенно крестьянства.

Бурная реформационная, эпоха начала CUIII века оставила глубокий след в истории русского общества. Однако, доводя до высшего напряжения принцип всеобщего закрепощения, эта эпоха логически вызывала в общественном сознании стремление сбросить со своих плеч невыносимое бремя обязательных служб и повинностей. Жажда воли и свободы одинаково проявлялась и в дворянской, и в крепостной среде. С конца царствования Петра, с момента, когда завершился, наконец, период нескончаемых войн, зарождается новый процесс в недрах русского общества: одна часть общества стремится всеми силами превратиться в привилегированных землевладельцев, а их крепостные подданные – сбросить с себя барское иго. В социальном слое России начинается процесс сословного раскрепощения.

2.5. Историческое и политическое значение сословной реформы

Сословная реформа находилась в плоскости внутренней политики Петра 1. Коснулась она практически всех классов и сословий и получила у современников и исследователей петровской эпохи весьма противоречивые оценки.

Характерной чертой всех преобразований первого российского императора было то, что все они не были заранее подготовлены и теоретически обоснованны, в этом сходятся большинство историков. «О поистине можно сказать, - писал Н,Бердяев, - что Россия непостижима для ума и не измерима никакими аршинами доктрин и учений. А верит в Россию каждый по-своему, и каждый находит в полном противоречии бытие России факты для подтверждения своей веры».[38]

Все усилия Петра были направлены на создание могучей экономически сильной державы. В то время его преобразования стали настоящей революцией в общественной жизни. Однако Россия была и осталась, тем не менее, страной, не имевшей сильной государственности. Реформы проводились и работали /и то частично/ лишь благодаря железной воле государя, его неудержимому стремлению все переустроить и изменить. Но это только с одной стороны. С другой, - Россия в те времена начинает формироваться как самая государственная и бюрократическая страна в мире; все в России превращалось Петром в орудие политики. Интересы созидания, поддержания, процветания и охранения огромного государства занимали исключительное место во всех его делах. Для свободной творческой жизни у народа почти не оставалось сил, энергия шла на укрепление и защиту государства. Классы и сословия были слабо развиты и не играли той исторической роли, какую играли в истории западных стран. Личность была подавлена огромными размерами и агрессивностью государства, предъявлявшего непосильные требования. Созданная Петром бюрократия уже тогда развилась до чудовищных размеров, в стране парило самоуправление, казнокрадство, жестокие нравы. Русская государственность занимала скорее положение сторожевое, оборонительное до Петра, и агрессивно-фиксальное в годы его царствования.

Скоропалительная «европеизация» России Петром, внедрение в общественное сознание «нового» образа жизни, привнесенного с Запада, очень болезненно воспринималось русским обществом, так как претило национальному менталитету. В таких условиях добиться сколько-нибудь значимых результатов в области социальной политики было сложно, тем более, что мнения сословия царь никак не учитывал.

Заметим, впрочем, справедливость слов Бердяева о том, что никакая философия истории, славянофильская или западническая, не разгадала еще, почему самый безгосударственный народ /по своему духу/; создал в конце концов, такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни?[39]