В течение второй декады августа на сухопутных подступах к Таллину наступило относительное затишье. Только 19 августа после сильной артиллерийской и миномётной подготовки немецко- фашистские войска возобновили наступление на всём фронте. Пять суток защитники Таллина успешно отражали все атаки, но к исходу 24 августа под давлением превосходящих сил противника вынуждены были отойти на непосредственные подступы к городу. Корабли, морская авиация и береговая оборона Балтийского флота оказывали значительную помощь сухопутным войскам. Особенное сопротивление врагу оказывала зенитная артиллерия.
Учитывая исключительно неблагоприятную обстановку, сложившуюся для наших войск, оборонявших Таллин, а также необходимость сосредоточения всех сил для обороны Ленинграда, главнокомандование Северо- Западного направления с разрешения Ставки 26 августа приказало эвакуировать флот и гарнизон Таллина в Кронштадт и Ленинград. 27 августа немецким войскам удалось прорваться в город, завязались бои на улицах города. Под прикрытием береговой обороны и боевых кораблей первые транспортные суда 28 августа покинули Таллинский рейд.
По мнению противника, перед советскими моряками стояли непреодолимые препятствия. Главные силы немецкой 18 армии к этому времени уже вышли на подступы к Ленинграду и захватили побережье Финского залива. Между Таллином и Кронштадтом залив был минирован. Гитлеровцы перебросили в этот район большое число бомбардировщиков с опытными экипажами. У северного берега залива были сосредоточены подводные лодки и торпедные катера противника. Все эти силы вступили в действие, как только балтийцы начали переход из Таллина.(2) Переход Балтийского флота из Таллина в Кронштадт- это одна из самых героических страниц истории Военно- Морского флота нашей страны. Почти 200 кораблей шли под непрерывными атаками врага. Но несмотря на это, весь флот прибыл в Кронштадт, имея сравнительно небольшие потери.
Одна из первоочередных задач флота состояла в удержании островов Моонзундского архипелага, которые имели для нас важное значение. На них базировались силы флота, которые должны были не допустить проникновения боевых кораблей противника в Рижский и Финский заливы. Ещё в середине июля Балтийскому флоту было приказано отстаивать острова Сарема (Эзель), Хиума (Даго), Муху и Осмуссар до последней возможности даже в условиях полного окружения. Одновременно были даны указания об удержании полуострова Ханко, который СССР арендовал у Финляндии с 1940 года.
Оборона островов Моонзундского архипелага к началу войны находилась ещё в стадии организации и строительства. Истребительная авиация начала прибывать на острова лишь 26 июня. В течение июля- августа оборона архипелага подготавливалась в сравнительно спокойных условиях. На побережье строилась противодесантная оборона, укреплялись подходы к береговым батареям. До конца августа, пока держался Таллин, гитлеровцы активных действий против Моонзундов не принимали. После оставления нашими войсками Таллина и ухода кораблей в восточную часть Финского залива, началось срочное укрепление восточного побережья Моонзундов и перегруппировка частей гарнизона, которым предстояло вести круговую оборону. Однако завершить оборудование противодесантной обороны из- за недостатка времени не удалось.
В то время, когда военно- морское командование готовилось к отражению наступления немецких войск на острова, авиация осуществляла массированные удары по стратегическим объектам в глубоком тылу врага. В ночь на 8 августа группа бомбардировщиков под командованием полковника Е. Н. Преображенского, вылетевшая с острова Сарема, произвела первый налёт на германскую столицу. 9 августа был нанесён ещё один удар. До 4 сентября наши лётчики произвели ещё несколько налётов на Берлин. Эти бомбардировки имели огромное военно- политическое значение, разоблачая хвастливые заявления фашистских генералов о полном уничтожении советской авиации. Многие участники этих бомбардировок были награждены медалями, а полковнику Е. Н. Преображенскому, капитанам В. А. Гречишникову. А. Я. Ефремову, М. Н. Плоткину и П. И. Хохлову присвоено звание Героя Советского Союза.
12 августа гитлеровское командование потребовало от своих войск ликвидировать советские военно- морские и военно- воздушные базы на островах Хиума и Сарема. Наступление на Сарема немецко- фашистские войска развернули в начале сентября. К боевым действиям противник привлёк лёгкие силы флота и авиадесантные войска. Под нажимом противника 6 сентября наши части оставили Виртсу. Вражеская артиллерия начала обстреливать остров Муху и рейд Куйвасту. 9 сентября вражеские войска форсировали пролив Сур- Вяйн. После коротких, но тяжёлых боёв гарнизон Муху 11 сентября оставил остров. 14 сентября враг высадил на остров Сарема комбинированный морской и парашютный десант. Три недели советские воины, отрезанные от родной земли, отстаивали рубеж за рубежом. К концу сентября враг оттеснил их к полуострову Сырве, расположенному на южной оконечности Сарема. Здесь героические защитники острова продолжали отражать атаки врага до вечера 5 октября, когда оставшиеся в живых моряки покинули остров. Рано утром 12 октября вражеское командование высадило десант на остров Хиума. Восемь дней защитники острова вели тяжёлые оборонительные бои и только вечером 19 октября оставили его. Более 500 человек эвакуировались на полуостров Ханко. Таким образом, острова Моонзундского архипелага противник смог лишь в результате упорных полуторомесячных боёв. Захват островов усилил позиции немецкого флота в Финском заливе и ещё более осложнил положение защитников Ханко.
Сохранение полуострова Ханко также имело для нас большое значение. Не овладев полуостровом, немецкое командование не могло блокировать Балтийский флот в восточной части Финского залива. К тому же Балтийский флот, находящийся на полуострове, мог воздействовать на глубокий тыл Финляндии. Сухопутный фронт на Ханко был подготовлен ещё в мирное время и насчитывал 25 тысяч человек. Советские войска при поддержке авиации, береговой артиллерии и катеров с 10 по 27 июля заняли более десяти мелких островов к северу и к востоку от полуострова, а в августе- ещё несколько крупных островов вблизи Ханко. В свою очередь финские войска, стремясь вернуть эти острова, ежедневно производили артиллерийский и миномётный обстрел позиций защитников полуострова, но пять месяцев гарнизон Ханко под командованием С. И. Кабанова стоял непоколебимо. Только по приказу нашего командования они были морем эвакуированы в Ленинград к 1 января 1942 года и влились в ряды защитников города.
Между тем на Ленинградском фронте активные боевые действия не предпринимались. Это было связано с тем, что длительными и упорными оборонительными боями в Эстонии советские войска сковали пять вражеских дивизий, тем самым облегчив нашим войскам ведение боевых действий на ленинградском направлении. Главнокомандование Северо- Западного направления наступившую оперативную паузу для укрепления обороны Ленинграда и сосредоточения дополнительных сил. Было ясно, что противник возобновит наступление сразу же, как только подтянет и перегруппирует войска группы армий "Север". Продолжалась подготовка города к обороне.
Между тем немецкое командование подтянуло к фронту свежие силы и перегруппировало войска для нового наступления на Ленинград. Были образованы две ударные группировки: северная- в составе пяти дивизий и южная- в составе семи дивизий. Северная группировка должна была выдвинуться с плацдармов у населённых пунктов Ивановское и Большой Сабск и развить наступление на Красногвардейск (Гатчину) и Красное Село. Южной группировке приказывалось прорвать фронт советских войск севернее озера Ильмень и, развивая наступление на Новгород- Чудово- Любань, выйти в район юго- восточнее Ленинграда. Гитлеровское командование рассчитывало, что здесь немецкие войска соединяться с финскими, наступавшими с севера, и полностью отрежут город от страны и ударами с трёх направлений штурмом возьмут Ленинград. Для поддержки наступления северной и южной группировок выделялся авиационный корпус. Между ударными группами были сосредоточены три дивизии, которые получили задачу наступать на Лугу.(2)
Немецкое командование начало наступление на Ленинград по новому плану 31 июля. Начали его финские войска на Карельском перешейке, где бои длились почти мясяц. Наши войска отошли к старой государственной границе 1939 года и здесь задержали противника, отбивая все его яростные атаки. Фронт здесь стабилизировался до перехода Красной Армии в наступление летом 1944 года.
С Карельского перешейка бои перекинулись на фронт между Ладожским и Онежским озёрами, где бои длились два месяца. Противник был задержан на рубеже реки Свирь, и здесь фронт тоже стабилизировался до лета 1944 года.
8 августа начали действия немецко- фашистские войска на кингисеппском направлении. Выйдя на линию железной дороги Нарва- Пушкин, противник повернул 12 августа на Кингисепп, рассчитывая отрезать наши войска, которые в это время отступали из Эстонии за реку Нарву. 13 августа гитлеровцы заняли оба берега Нарвы. Борьба за Кингисеппский укреплённый район была очень упорной. Отважно сражавшиеся курсанты Ленинградского высшего военно- морского училища имени Ф. Э. Дзержинского, заняв оборону в построенных ещё до войны дзотах, бились до последнего патрона. Когда патроны кончились, они дерзким штыковым ударом сумели прорвать окружение противника и соединиться с главными силами советских войск. За месяц упорных боёв противнику удалось продвинуться к Ленинграду на этом участке всего на 60 километров.(1)
Одновременно с боями на кингисеппском направлении крупное сражение развернулось севернее озера Ильмень, откуда враг наносил главный удар по Ленинграду. 12 августа неприятельские войска, имевшие почти трёхкратное превосходство в силах, прорвали оборону наших войск в районе Шимска и 15 августа заняли Новгород. Из района Новгорода фашистские войска стали наступать по направлению к станции Чудово на железной дороге Ленинград- Москва. Однако в этот момент войска армии генерала М. И. Казакова нанесли сильнейший удар из района Старой Руссы в северо- западном направлении. К вечеру 14 августа наши войска продвинулись на этом участке почти на 60 километров, угрожая прорваться в тыл новгородской группировке врага, наступавшей на Чудово. Это заставило противника спешно перебросить сюда войска из- под Луги и из района Смоленска. После ожесточённых боёв нашим войскам пришлось отойти за реку Ловать, где фронт стабилизировался на многие месяцы. Противнику потребовалось пять дней, чтобы продвинуться на 70 километров- от Новгорода до Чудова. 25 августа фашистская группировка, прорвавшаяся в район Чудово, продолжила своё наступление на Ленинград и 29 августа подошла близко к городу Колпино, но была остановлена заблаговременно подготовленными частями русской армии. Бои происходили уже на ближних подступах к Ленинграду. Однако в город гитлеровцы прорваться так и не смогли и повернули на восток, в сторону Ладожского озера.