Смекни!
smekni.com

Михаил Грушевский политический деятель и ученый. (стр. 2 из 5)

соединялась с художественным дарованием. История, археография,

литературоведение, фольклористика — далеко не полный круг

творческих интересов ученого.

Научная концепция М. С. Грушевского была неоднозначной и

противоречивой. Она органически вобрала в себя высокий профес

сионализм изложения материала и общие недостатки, характерные для

историографии того времени, критический подход при описании

исторических событий и односторонность при подборе фактов, ори

гинальную трактовку источников и их субъективную интерпретацию.

Последнее особенно характерно для популярных и публицистических

трудов ученого первых десятилетий нашего века.

М. С. Грушевский находился в водовороте общественной жизни

своего времени. Начав свою деятельность политика как один из ос

нователей Национально-демократической партии Галичины и Това

рищества украинских «поступовцев» в Киеве, а позже — как пред

седатель Центральной Рады, он пришел к полному признанию Советской

власти на Украине. Изменялись его взгляды, эволюционировали

общественно-политические доктрины, философское восприятие

окружающей жизни. Именно поэтому вокруг имени М. С. Грушевского,

его творческого наследия происходили и происходят не только

научные дискуссии, но и острая идейная борьба, отражающая

столкновение различных, часто полярных мировоззренческих позиций

отдельных авторов и целых направлений в исторической науке и

общественной мысли.

М. С. Грушевский родился 17 сентября (ст. ст.) 1866 г. в

Холме (ныне территория Польши) в семье учителя. Детские годы

будущего ученого проходили вдали от родных мест семья переехала

сперва в Ставрополь, затем на Кавказ)). Мальчик рос в уединении,

лишенный непосредственных контактов со сверстниками. Однако, писал

М. С. Грушевский в «Автобіографії», «под влиянием рассказов отца,

что хранил теплую привязанность ко всему украинскому — языку,

песне, традиции, во мне рано пробудилось и осозналось национальное

украинское чувство, поддержанное книгами, теми редкими поездками

на Украину, что рисовалась поэтому в ореоле далекого «отечества» и

контрастом чужеплеменной и чужеязычной «чужбине» (К; 1926. С. 4,

здесь и далее перевод наш.— Авт.).

Глубокое познание исторических дисциплин началось после за

числения М. С. Грушевского в Тифлисскую гимназию (1801.) Здесь он

много читает, знакомится с сочинениями Н. И. Костомарова, П. А.

Кулиша, М. А. Максимовича, А. Л. Метлинского, А. А. Скальковcкого

и других известных украинских историков, фольклористов,

этнографов. В библиотеке, писал впоследствии М. С. Грушевский в

своих «Споминах», он «мог проводить свободное время в тиши и

одиночестве читального зала, мог брать книги, мог пользоваться ими

во время часов репетиций, когда имел время, в столовой, и даже в

классе ухитрялся потихоньку читать» (Кшв. 1988. № 12. С. 117).

Большое влияние на выбор дальнейшей творческой судьбы М. С. Гру

шевского оказал журнал «Киевская старина», который он называл

своей настоящей школой.

Путь был избран: по его признанию, «наконец история берет верх над

славистикой» мысль о необходимости глубоких занятий историей

украинского народа приводит М. С. Грушевского в стены Киевского

smhbepqhrer` (1886—1890) .Однако молодого человека, жившего

мечтаниями о большой науке, ожидало разочарование. «Те годы...—

отмечает он в «Автобюграфії»,— принадлежали к печальному времени

российских университетов, и киевский не был среди них исключением.

На первый план выдвинута классическая филология, все остальное

отброшено на второй план... ограничено общими курсами; эти

изложения не много могли дать после того, что приносил с собой

хорошо развитый и начитанный по какой-то специальности гимназист».

Тем не менее даровитый юноша продолжает упорно и са

3. Центральная Рада

9 (22) марта 1917 года УЦР выступила с обращением «К украинскому народу», в котором призвала поддержать Временное правительство.

14 (27) марта в Киев прибыл М. С. Грушевский, находившийся с 1915 г. в ссылке (в Симбирске, Казани и Москве). С его приездом Центральная Рада развернула активную деятельность, имевшую целью получение Украиной автономии.

В апреле М. С. Грушевский вышел из Товарищества украинских прогрессистов и стал членом Украинской партии социалистов-революционеров (УПСР), которая в марте организационно оформила свой выход из общероссийской Партии социалистов-революционеров. Украинские социал-демократы и украинские эсеры составили в Центральной Раде большинство.

6—8 (19—21) апреля состоялся Всеукраинский национальный конгресс, 900 делегатов которого избрали 150 членов Центральной рады и новый президиум УЦР. М. С. Грушевский был переизбран главой (председателем) УЦР, его заместителями стали С. А. Ефремов и В. К. Винниченко. Они же возглавили и исполнительный орган – Малую Раду.

Изображение здания ЦР на купюре 50 гривен (2003)

16 мая в Петроград была направлена делегация УЦР во главе с Владимиром Винниченко для переговоров с Временным правительством о признании УЦР высшим органом власти на Украине и предоставлении Украине автономии в составе федеративной России.

После того как Временное правительство отказалось предоставить Украине автономию до рассмотрения и решения этого вопроса Учредительным собранием, Грушевский заявил, что украинский народ должен сам решать свою судьбу.

10 (23) июня 1917 г. УЦР провозгласила свой I Универсал. 15 (28) июня было сформировано первое украинское правительство – Генеральный секретариат.

В течение лета состав УЦР расширился за счёт избранных представителей от военных, крестьян, рабочих и национальных меньшинств Украины.

Временное правительство России «Постановлением» от 16 июля 1917 года решил: «определить как высший орган руководства делами на Украине отдельный орган — Генеральный секретариат, состав которого будет определён правительством в согласии с УЦР»

Историк, организатор исторической науки, .литературовед, социолог, публицист, писатель, политический, общественный и государственный деятель — мало кто из его современников мог похвастаться таким послужным списком. Но Михаил Сергеевич Грушевский, обладая колоссальной работоспособностью и недюжинным талантом, сумел оставить значительный след в истории Украины.

Михаил Грушевский родился 17 сентября 1866 г. в г. Холм (ныне территория Польши) в семье учителя русского языка и словесности в русско-греко-униатской гимназии. Как писал ученый в автобиографии, их род был известен ещё с XVIII в. и происходил из Чигиринского уезда. Отец, Сергей Федорович, был человеком энергичным и добродушным, окончил Киевскую духовную академию, но отказался от пострига и посвятил себя преподавательской деятельности. В Киеве он познакомился с дочерью священника Глафирой Опоковой, которая впоследствии стала его женой и помощницей во всех начинаниях. Пара переехала в Холм, затем в Ставрополь, а после — на Кавказ, где Сергей Федорович служил инспектором народных училищ Ставропольского края, директором всех народных училищ Терской области. За свой труд он удостоился чина действительного статского советника, дающего право на потомственное дворянство. Кроме того, С. Грушевский создал один из лучших учебников церковнославянского языка, который не раз переиздавался и обеспечил автору приличный капитал. Это дало его детям — Михаилу, Александру и Анне — возможность заниматься любимым делом. Именно от отца Грушевский перенял любовь и привязанность ко всему украинскому — языку, песням, традициям.

Детские годы Михаила прошли на Кавказе. Мальчик рано начал читать, постепенно осилив домашнюю библиотеку, и через художественную литературу, фольклор открыл для себя землю своих предков — Украину. Впрочем, в период 1869-1876 гг. он трижды довольно долго пребывал в Украине, на родине своей матери в селе Сестриновка на Киевщине.

Увлечение историей пришло после зачисления в 1-ю Тифлисскую классическую гимназию, где он учился в 1880-1886 гг: Тут Михаил много читал, знакомился с произведениями украинских историков, фольклористов, этнографов — М. Костомарова, М. Максимовича, П. Кулиша и др. Юноша так много времени проводил в библиотеке, что начальство назначило его библиотекарем ученического книгохранилища.

Сначала Михаил Грушевский видел своё будущее в художественной литературе, начал писать стихи и прозу на русском, а затем и украинском языке. Дорогу в литературу ему открыл И. Нечуй-Левицкий, которому молодой автор прислал свои стихотворения и повесть «Немой свидетель» (на украинском языке) с просьбой напечатать их под псевдонимом Михаил Заволока. Позднее Грушевский осознал свою слабость в стихосложении и отправлял Нечуй-Левицкому преимущественно повести. Одна из них, «Бех-аль-Джугур», увидела мир во львовской газете «Дело» в 1885 г.

Но литератором Михаил Сергеевич так и не стал: в нелегкой борьбе одержала верх история, которой юноша увлекся ещё в 14-летнем возрасте. Огромную роль в становлении Грушевского как историка сыграл журнал «Киевская старина», который он называл своей настоящей школой. Кроме того, ещё в гимназии юноша начал изучать языки — чешский, польский, болгарский, сербский, увлекся историей Руси, казачеством, археологией.

Стремление к более глубокому изучению истории привело его в Киевский университет, где он провел 1886-1890 гг. На пути к университету Грушевскому пришлось преодолеть преграды: отец, напуганный недавними студенческими выступлениями в Киеве и побаиваясь украинского запала сына, долго колебался. Успокаивая его, Михаил пообещал не принимать участие в студенческих волнениях.

30 июля 1886 г. Грушевский был зачислен на историческое отделение историко-филологического факультета Киевского университета Св. Владимира. Но молодого человека, мечтавшего о настоящей науке, постигло разочарование: на первом плане стояла классическая филология, а всё прочее было задвинуто на задворки и ограничено общими курсами, — эти предметы не могли дать ничего сверх того, что знал образованный и начитанный гимназист. Несмотря на эти обстоятельства, он продолжал учиться и делал первые шаги в науке под руководством профессора В. Антоновича — «серого кардинала украинской исторической науки». Интересы молодого ученого охватывали множество тем. Уже на третьем курсе он написал работу «История Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV века», за которую был награжден золотой медалью. В 1890-1894 гг. Михаил работал при Киевском университете как профессорский стипендиат, а в мае 1894 г. не без сложностей в поисках документальных материалов защитил магистерскую работу «Барское староство. Исторические очерки».