Пепузу они называли новым Иерусалимом. Христианский писатель Иероним говорил: «У нас место апостолов занимают епископы, у них епископ на третьем месте, а первое занимают патриархи города Пепузы, второе — так называемые «товарищи», и, таким образом, епископы скатываются на третье, почти последнее место». Сотни сторонников учения шли в Пепузу. Пророки — монтанисты вдохновлялись идеей явления Святого Духа Параклита (Утешителя), который был обещан Иисусом в Евангелии от Иоанна. Монтанисты придавали своим пророчествам общеканоническое значение. Изречения Монтана, Присциллы и Максимиллы записывались и дополняли книги Ветхого и Нового Завета 11. Монтан учил, что любой верующий может обрести дар пророчества. Этот дар приходил в состоянии экстатического возбуждения. Как говорил влиятельный сторонник монтанистов Тертуллиан, новое пророчество должно отличаться характером «внеумным», ум как бы потемнялся, «обилием божественного света» 12.
Пророчицы и пророки теряли сознание и говорили от лица Бога или от лица Параклита. Монтану приписывалось выражение: «Человек подобен лире, и дух соприкасается с ним как смычок» 13. Женщины Присцилла и Максимилла говорили о себе в состоянии транса в мужском роде: «Господь послал меня благословителем и истолкователем нового обетования». Ожидание второго пришествия побуждало к более суровым нравственным требованиям. Монтанисты решительно запретили второй брак. Тертуллиан говорил, что брак дозволен Богом, но он не есть уже поэтому благо 14.
Новые пророки, по словам Иеронима, устраивают три сорокадневных поста в год. О внутренней жизни монтанистских общин известно мало.
Борьба с монтанизмом, как и начавшаяся чуть раньше борьба с гностическими учениями, ускорила создание канона священных книг. Фрагмент одного такого списка, так называемого «Мураториева канона» составлен около 200 года. Что интересно, автор исключает из канона «Пастырь Гермы» на том основании, что он написан «недавно», «в наше время», а число пророков «отныне определено», и «апостольские времена уже завершились» 15. Так епископальная церковь защищала себя от новых пророков. Чтобы выработать общую линию поведения в отношении монтанизма, епископы созвали так называемые малые противомонтанистские соборы. Это были первые церковные соборы (если не считать Иерусалимского собора, описанного в Деяниях). Ранние малые соборы проводились в 60-70 гг. II века и в 170 году большой Иерапольский собор. Евсевий («Церковная история», V, 16) говорит: «По сему случаю верующие начали часто и во многих местах собираться и исследовать новое учение, объявили его нечестивым». Исследователь истории первых соборов Покровский А., на основании этих слов Евсевия делает вывод, что эти соборы были не съездами епископов и пресвитеров, а «пленарными заседаниями отдельных церквей» 16. Но собор в Риме, на который вез послание от лионских мучеников пресвитер Ириней, был уже собранием епископов. После соборов осудивших сторонников Монтана, съезды епископов отдельных областей становятся фактором формирования церковной организации.
Итак, как раз в то время, когда подтверждается по источникам появление первых христианских общин в Западных провинциях, в центре империи и в Восточных ее провинциях происходит становление епископальной церкви и борьба против монтанизма.
Поэтому следует рассмотреть влияние монтанизма на христианские общины западных провинций, прежде всего Галлии и Северной Африки.
1 Косидовский З. Сказания евангелистов. Свенцицкая И.С. От общины к церкви. М., 1985., и др.
2 Каутский К. Происхождение христианства. М., 1990. - С.403.
3 Свенцицкая И.С. От общины к церкви. М., 1985. - С.125-126.
4 Ленцман Я.А. Происхождение христианства. М., 1960. - С.157.
5 Дидахе., XVI / / Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. - С.198.
6 Голубцова Н.И. У истоков христианской церкви. - С. 5.
7 Atlas zur Kirchengeschicte. Freiburg, 1988. - K.3.
8 Поснов М.Э. История христианской церкви. Ч.1. М., 1990. - С.160.
9 Игнатий Антиохийский (Смирн. VII. 1)
10 Филастерий. Ереси. 491. / / Ранович А.В. Первоисточники по истории раннего христианства. - С.224.
11 Болотов В.В. Т.2. - С.350.
12 Болотов В.В. Т.2. - С.353.; Донини А. У истоков христианства. М., 1985. - С.153.
13 Евсевий Памфил., 18.
14 Болотов В.В. Т.2. - С.360.
15 Болотов В.В. Т.2. - С.360.
16 Покровский А.И. Соборы древней церкви эпохи первых трёх веков. Сергиев Посад. 1915. - С.12.