Смекни!
smekni.com

Меценаты Киева (стр. 1 из 2)



Реферат

На тему “Меценаты Киева”

Ученицы 9-а класса

Специализованой школы № 53

Трубинской Александры

Богдан и Варвара Ханенко.

Замечательный след в истории Киева оставил союз Богдана Ивановича и Варвары Николаевны Ха­ненко. Более 40 лет они собирали произведения мирового искусства, чтобы потом завещать их го­роду.

Богдан Иванович родился в 1849 году на Черниговщине, где Ханенкам принадлежали крупные по­местья, подаренные ещё гетманом Кириллом Розумовским. Род их происходил от известного запо­рожского казака Степана Ханенко и дочери польского старосты, живших в начале XVII столетия. Их сын Михаил стал гетманом Правобережной Украины, внук Данила – лубенским полковником, пра­внук Николай – сподвижником гетмана Павла Полуботка. Образование Богдан Иванович получил в Москве: гимназия, потом – юридический факультет университета. После учёбы работал в департа­менте юстиции в Петербурге. В 1875 году его избирают мировым судьёй. К этому времени относится его женитьба на Варваре Николовне Терещенко, дочери известного киевского мецената Николы Ар­темьевича Терещенко.

Личные качества и эрудиция Богдана Ивановича пробудили интерес к коллекционированию. Кол­лекционировать Ханенко начал с того, что можно было найти в букинистических лавках, - с художе­ственных изданий и гравюр. Живопись современных отечественных художников была для него тогда не вполне доступна, поэтому первыми полотнами в его собрании стали работы старых мастеров за­падных школ, купленных у антикваров. Этому способствовало и то, что Ханенко пять лет работал и жил в Варшаве. Он посещал знаменитые аукционы и магазины европейских столиц и всегда нахо­дил там что-нибудь интересное. Его авторитет рос среди коллекционеров. В собрании появляются новые темы – скульптура, изделия художественной промышленности, произведения античной куль­туры, искусство Ближнего и Дальнего Востока.

В 1881 году Ханенко вышел в отставку с правительственной службы, и супруги поселились в Киеве.

Богдан Иванович занимался устройством образцового хозяйства в своих имениях, принимал участие в деловой жизни города и вскоре его избирают на ряд видных должностей. С 1896 года Ханенко воз­главляет управление делами Товарищества заводов братьев Терещенко. Он принимал самое актив­ное участие во всех благотворительных делах своего тестя. Но наибольшая заслуга Ханенко перед Кие­вом – это его собственное собрание сокровищ и неутомимая деятельность по созданию Киевского художественно-промышленного и научного музея. Вопрос о Городском музее впервые серьёзно об­суждался в 1888 г., но только в 1894 г. тогдашний губернатор граф Игнатьев собрал у себя первое со­вещание Комитета для разработки вопроса об устройстве в Киеве музея. На этом совещании присут­ствовали многие известные и почитаемые в Киеве граждане, среди них архитектор В.Н Николаев, ис­торики Б.В. Антонович и А.И. Лазаревский, а также Б.И. Ханенко, А.Н. Терещенко, В.Ф. Симиренко, В.В. и Я.В. Терновские, Лазарь и Лев Бродскиеи другие именитые люди. На этом совещании Тере­щенко заявил, что его семья даёт на постройку здания 50 тыс. рублей. Их поддер­жали другие участ­ники совещания, и сразу же образовался капитал в 63тыс. рублей.

В те времена все решения на любом уровне должны были утверждаться городской думой. Очень долго выбирали участок для застройки. Комитет постановил:“Имеющие поступать в музей коллек­ции разных предметов предназначаются не для удовлетворения лишь любопытства, но для образова­ния и развития эстетического вкуса в обществе и, главным образом, в учащейся молодёжи, а для дос­тижения этой цели Музей должен помещаться в центральной местности города.” Дума пошла на встречу и выделила участок на углу Александровской улицы и Безымянному переулку. Участок для строительства был сложный и многие конкурсные проекты не могли быть реализованы на этом рель­ефе. Богдан Иванович деятельно участвовал в работе Комитета, ездил в Петербург к министру фи­нансов Виттеза получением субсидий на строительство, т.к. пожертвований оказалось слишком мало для воплощения столь грандиозного замысла.

Впоследствии сооружением Музея занималось Киевское общество древностей и искусств. Предсе­дателем Общества была графиня М.Н. Мусина-Пушкина, а вице-председателем Б.И. Ханенко, но фактическим руководителем был Богдан Иванович. Через 4 года он стал им официально.

21 сентября 1887 г. торжественно заложено здание Городского музея, автором лучшего проекта ко­торого был московский архитектор П.С. Бойцов. Детальный проект разрабатывали киевские архитек­торы В.Н. Николаев и В.В. Городецкий.

Богдану Ивановичу пришлось решать множество проблем, как денежных, так и проектных, прежде чем было завершено строительство. Но ещё до завершения строительства в августе 1889года на пер­вом этаже была устроена выставка, считающейся датой основания Городского музея. На этой вы­ставке была представлена большая коллекция В.В. Хвойки (2017 ед.), на покупку которой Н.А. Терещенко пожертвовал 5 тыс.р. Через 2 года в музей поступил ещё один значительный дар Николы Артемьевича – 34 портрета, выполненных по его заказу художником С.А. Мазараки. Среди них порт­реты гетманов и других исторических личностей. Освещение и официальное открытие детища Бо­гдана Ханенко, получившего название “Киевский художественно-промышленный и научный музей имени государя Николая Александровича”, состоялось 30 декабря 1904 года. Стоимость здания со­ставила 249 тыс. руб., из них правительство дало 100 тыс., Семья Терещенко 108, другие пожертво­вали 41 тыс. руб. К тому времени музейное собрание древностей оценивалось в 134 тыс. руб. и больше половины – это подаренная Б.И. и В.Н. Ханенко археологическая коллекция из 3145 предметов. Было много других дарителей, в числе их граф Бобринский, Михаил Кочубет и др.

Деятельность Б.И. Ханенко по созданию музея бала отмечена присвоением ему с 11 января 1910 года звания действительного статского советника. После Октябрьской революции советское правительство объявило музей государственным учреждением и назвало Первым Государственным. Через 5 лет он стал Всеукраинским историческим музеем им. Т.Г. Шевченко, в 1936г. – Киевским музеем украинского искусства, в 1964 г. – Государственным музеем украинского изобразительного искусства и, наконец с 1996 г. – это Национальный художественный музей.

Б.И. Ханенко умер 26 мая 1917 г. после продолжительной болезни. Все свои капиталы он по завещанию передал Художественно-промышленному музею. Таким же образом он распорядился и собственной коллекцией – подарил городу.. И условие ставил только одно: музей должен называться “Собранием Ханенко”. Он не просто собирал экспонаты – он жил этим на протяжении многих лет. В особняке на Терещековской ул. №15 все создавалось, лепилось и пестовалось по замыслу коллекционера. Снаружи особняк напоминал итальянский галаццо. Во внутреннем пространстве – сочетание стилей разных исторических эпох, в которых интерьер создаёт фон для художественных произведений и работает самостоятельно. Всё это увязано с чисто музейными экспонатами на стенах. В витринах, в зале с галереей.

Каждый сантиметр вертикальных плоскостей и каждый метр горизонтального пространства в зале Богдана и Варвары Ханенко были подчинены Музею. Хозяева создали свой особый мир, свою среду обитания, в которой уместились свидетели прошлого всех времён и народов.

Современники отмечали, что такого собрания в частных руках больше нет ни у кого в России.

После смерти Богдана Ивановича на долю Варвары Николаевны выпала труднейшая миссия упорядочить коллекцию, подготовить её к преобразованию в музей, но, самое главное, - сберечь в это лихое время. Делать это в городе, пережившем за 3 года 10 смен власти, было неимоверно трудно. Варвара Николаевна не приняла предложения уехать в Германию и открыть там музей на привилегированных условиях. Она обратилась в Украинскую Академию наук 15 декабря 1918г. с просьбой принять от неё в дар все художественные богатства. При этом повторила условия Богдана Ивановича: собрание должно называться “Музей Б.И. и В.Н. Ханенко”. Однако Научный Комитет Главпросвещения “ввиду отсутствия за Ханенко революционных заслуг” просил Академию наук “изыскать более подходящее лицо для наименования бывшего музея Ханенко”, в результате чего, как компромисс утвердили название “Музей искусств при Академии наук”.

Варвара Николаевна умерла 7 мая 1922 года и похоронена рядом с Богданом Ивановичем в Выдубедском монастыре. К счастью, ей не пришлось быть свидетельницей, как из названия их детища было убрано упоминание об их фамилии.

С 1936 года музей стал называться Киевским музеем западногои восточного искусства.

За прошедшее время собрание Ханенко существенно пополнилось, главным образом поступлением в 1926 году коллекцией картин Василия Щавинского, который собирал картины с точно определённой целью – подарить их Киеву. Зная о таких же намериниях Ханенко, Щавинский подбирал картина таким образом, чтобы они дополняли коллекцию Ханенко. К концу 30-х годов собрание состояло из шести с половиной тысяч картин и предметов художественной промышленности и более тридцати тысяч гравюр.

Пережив утраты в период Второй мировой войны, Киевский музей западного и восточного искусства вновь открыл свои двери в октябре 1945 г.